ирина павловна анистратенко
«Профилактика детского — дорожно — транспортного травматизма среди детей в Республике Адыгея»
▼ Скачать + Заказать документы
И. П. Анистратенко
МБДОУ «Детский сад № 36 «Светлячок»
Самое дорогое у человека – это жизнь.
Н. А. Островский
Встал малыш на ноги – он уже пешеход. Сел ребенок на велосипед – он уже водитель. Поехал в автобусе – он уже пассажир. И везде его подстерегает опасность.
Дети – наша жизнь! Дети – наша гордость, наши надежды, наше будущее! Как больно, страшно видеть, слышать о детском травматизме, детях пострадавших в ДТП. Дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Ведь мир ребенка - это не только семья, детский сад, игровая площадка, но и улица. С увеличением числа автомобилей увеличилось и интенсивность движения, что влияет на количество дорожно - транспортных происшествий в которых погибают и получают травмы большое количество людей в том числе дети.
Публикация «„Профилактика детского — дорожно — транспортного травматизма среди детей в Республике Адыгея“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Республика Адыгея
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Актуальность: Все мы живём в обществе, где надо соблюдать воспитательные ценности, правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Не редко виновниками дорожно-транспортных происшествий являются дети, которые играют вблизи проезжей части, переходят улицу в неположенных места, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Все-таки дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя относиться с те ми же критериями, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников конкретного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Цель: подготовить детей дошкольного возраста к безопасному участию в дорожном движении. Для достижения данной цели потребовалось решение следующих задач:
1. Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения, самостоятельно принимать нужные решения, элементарную дорожную грамоту.
2. Разработка комплекса мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге.
3. Активизация пропагандистской деятельности в МБДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.
4. Сформировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения.
Обеспечение безопасности детской жизни в условиях интенсивного роста движения транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны – одна из глобальных задач времени. Программа обучения безопасному поведению на улице- это составная часть общей программы воспитания и развития детей. В соответствии с ФГОС вопросы дорожной безопасности изучаются в процессе реализации познавательной области и в интеграции с другими образовательными областями.
Чтобы свести до минимума отрицательные последствия общения с дорогой, нам, воспитателям нужно формировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах всеми доступными средствами. И в этом нам помогает заинтересованность детей в познании правил безопасного поведения на дорогах и желание их соблюдать.
Особое значение в создании системы совершенствования форм и методов профилактики безопасности дорожного движения в Республики Адыгея является заблаговременная и качественная подготовка самых маленьких пешеходов к условиям правил дорожного движения. И только систематическое активное обучение и воспитания детей ПДД и ориентации на улице, пропаганда этих правил среди родителей и педагогов поможет решить эту актуальную проблему нашего города Майкопа. Наш современный мир включает много инновационного разнообразия по профилактики детского травматизма в дошкольных образовательных учреждениях. В нашем МБДОУ «Детский сад №36 «Светлячок» накоплен богатый опыт по обучению детей дошкольников по ПДД и профилактике детского травматизма.
Дети очень любят встречаться, знакомиться с новым, интересным, быть реальными участниками в предложенной игровой ситуации. Мы взрослые не можем отрицать пристрастия детей к мультфильмам. Для систематизации знаний о правилах дорожного движения педагог с помощью программы WindowsMedia может демонстрировать детям обучающие мультфильмы, просматривание наглядно демонстрационного материала. Сотрудничество с работниками ГИБДД по г. Майкопу, в нашем МБДОУ проводятся совместные мероприятия,
Проходит активная пропаганда по ППД в виде наглядно - театрализованной деятельности, где дети учатся находить дорожные ловушки. Учатся правильно переходить проезжую часть дороги, закрепляют основные дорожные знаки, вспоминают правила поведения в общественном транспорте и т. д. Что позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний в профилактике детского травматизма. Введение видеозаписей мультфильмов в структуру образовательной деятельности способствует сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность самостоятельного знакомства с правилами дорожного движения и профилактикой травматизма.
Формы и методы реализуемые в работе:
1. Просмотр мультфильмов совместно с детьми – подсказать, как вести себя в трудной ситуации, найти ошибки в поведении персонажа, наглядно -демонстрационного материала.
2. Словесные приемы – рассказ взрослого по ПДД, сказка – рассказ познавательного содержания, вопросы, беседа – рассказ ребенка из личного опыта.
3. Игровые методы – дидактические игры, сюжетно ролевые, игровые упражнения, ситуации.
4. Наглядные методы – иллюстрации, фотографии, схемы дорожно -транспортных дорог, компьютерные презентации
5. Использование коммуникативно - театрализованной деятельности (кукольный, настольный, пальчиковый, теневой театр, инсценировки в исполнении самих детей.
6. Художественное слово - сказки, рассказы, стихотворения, загадки, пословицы, поговорки.
Новым, в практике образовательных учреждений, считается обучение и воспитание по ПДД с применением тризовских методов и приёмов, на которых основными средствами работы с детьми являются педагогический поиск, выявление противоречий в объекте и их разрешение. К примеру: предлагая, детям задание о работе светофора, задаются вопросы: «Что было бы, если б в городах не было светофоров?». «Чем же полезен светофор? Если светофор так полезен, зачем регулировщик на перекрёстке или пешеходный переход? Чем светофор неудобен? Почему светофор трёхглазый? Дошкольники предлагают свои варианты ответов, в последствии проводится игровой тренинг, выясняется функциональность светофора, как средства регулирования движения пешеходов и транспорта на перекрёстках. Такое обучение проводится, как поисковое.
Огромное значение будет иметь и такой инновационный прием, как агитационная листовка, например: «А вы купили детское кресло или удерживающее устройство». Также эффективен прием, как презентации для родителей на дорожную тематику, например: «Профилактика детского травматизма»; «Для чего нужны правила на дороге»; «Ребенок и дорога» и др. Постоянная целенаправленная совместная работа воспитателей и родителей сделает жизнь дошколят на дорогах более безопасной. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни. Следовательно, различные формы и методы помогут сформировать у детей прочные, осознанные знания ПДД, творческое мышление, чувства ответственности, контроля и самоконтроля.
Вывод: Таким образом, практическое использование материалов показало положительную результативность работы. Использованные в ходе работы инновационные методы, эффективные формы обучения, разнообразие приемов и средств, участие родителей и сотрудников ГИБДД. Учитывая возрастные особенностей детей и уровень их психического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде, позволяют подготовить детей дошкольного возраста к безопасному участию в дорожном движении.
Считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания воспитателей, родителей, законных представителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование системы в организации работы по профилактике детского дорожно– транспортного травматизма.
Список литературы
1. А. В. Вашкевич, Е. И. Толочко, М. М. Исхаков Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях. СПб: Санкт-Петербургский университет МВД России, ГБОУ ДОД ЦДЮТТ «Охта» 2012. 201с.
2. Правила дорожного движения для детей. /Сост. В. Надеждина. — М. : АСТ; Мн. : Харвест, 2006.
3. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения : Для работы с детьми 3-7 лет. – М. : Мозаика- Синтез, 2008. – 112 с.
4. Баряева, Л. Б. Азбука дорожного движения : программа и методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения / Л. Б. Баряева. – М. : Дрофа, 2008. – 80 с.
5. Ахметшина Л. Г. Памятка юного пешехода: Казань: ООО "Образцовая типография", 2001. - 8 с.