Людмила Бутова
Опыт работы «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»
▼ Скачать +Заказ
Встал малыш на ноги – он уже пешеход.
Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.
Поехал в автобусе – он уже пассажир.
И везде его подстерегает опасность.
Тема: «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»
Окружающая ребенка среда – это не только семья, детский сад, школа, но и детская площадка, двор и, конечно, улица. Она приковывает к себе особое внимание ребенка. В самом деле, на улице множество быстро движущихся, ярких разнообразных машин: автомобилей, автобусов, мотоциклов…Дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них особый интерес. Именно это и влечет ребенка на улицу, где он одновременно и зритель, и участник дорожного движения. А здесь его как раз и подстерегает опасность.
Публикация «Опыт работы „Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма“» размещена в разделах
Актуальность этой проблемы связана с тем, что дети никогда сознательно не нарушают правила дорожного движения, у ребенка дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Неожиданное появление детей на дороге, их столкновение с другими пешеходами, шумное поведение в транспорте, жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности, и на улицах. Такое поведение – наглядное проявление возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Родители не всегда осознают важность и актуальность данной проблемы, не придают значения воспитанию у своих детей навыков безопасного поведения на дорогах и, что хуже всего, на глазах у ребенка постоянно нарушают эти правила.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Наглядный пример взрослых играет важную роль для воспитания у ребенка практических навыков поведения. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование у них самостоятельности и ответственности. У дошкольников великолепное образное мышление и память, фантазия и творческое воображение. Дошкольнику легче внушить важность морально одобряемых действий, сформировать представления о критериях оценки положительного и отрицательного поведения. Все это убеждает в том, что
уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки безопасного поведения на улицах города, села. Воспитатель детского сада – главная фигура педагогического процесса. От его умений зависит, будет ли деятельность дошкольников содержательной, эмоционально насыщенной, способствующей формированию практических навыков и необходимых представлений об окружающем мире. Это образец правильного взаимодействия с окружающим миром, неравнодушного отношения к нему. Поэтому мы воспитатели должны оценивать свою работу с позиции завтрашнего дня, иначе невозможно ставить перед собой новые задачи, находить наиболее эффективные способы воспитания детей, совершенствовать свое мастерство. Для жизни ребенка это очень важно, от этого зависит, будет ли он достойным человеком, появится ли у него стремление к успеху, желание учиться, осознанно придерживаться принятых в обществе морально-этических норм поведения.
Работая в данном направлении с дошкольниками своей группы я, стремлюсь обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Работа моя с детьми по этой проблеме не ог-раничивается только словесными объяснениями – «это можно, а так нельзя».Главная цель – формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города, села. Для реализации данной цели я поставила перед собой задачи:
• Помочь дошкольникам усвоить первоначальные знания о правилах поведения на улице и сформировать осознанное выполнение требований к безопасности жизни.
• Развивать у детей качественно новые двигательные навыки, умение бдительно воспринимать окружающую обстановку: то есть ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов;
• Воспитывать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
При обучении дошкольников надо учитывать и такие факторы, как возрастные возможности и индивидуальные способности детей, особенности их развития, которые могут являться характерными для определенного возраста, а могут быть обусловлены индивидуальным темпераментом ребенка, его наследственностью, потребностями и другими свойствами личности.
При построении системы работы по изучению дошкольниками ПДД надо рассматривать три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой города, села:
• Ребенок – пешеход;
• Ребенок – пассажир транспорта;
• Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и др.).
В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Именно поэтому данную работу провожу через все направления образовательной программы. Особое внимание уделяю воспитанию бережного отношения к основным ценностям жизни, осторожному поведению не только на дорогах, но и во всех повседневных делах. Создавая игровые проблемные ситуации, предоставляю дошкольникам возможность выбирать правильные варианты выхода из них для того, чтобы дети могли приспосабливаться к обстоятельствам дорожного движения, с которыми им придется столкнуться в будущем.
Для реализации поставленных задач лучше использовать разнообразные формы обучения дошкольников правилам дорожного движения : тематические занятия, целевые прогулки, экскурсии, игровые упражнения, конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание правил дорожного движения, игры в «Городке безопасности» и др. Особенно эффективны интегрированные занятия, в процессе которых дети комплексно решают предложенные им игровые задачи.
Планирование работы и подбор методических приемов, материала и оборудования осуществляю с учетом опыта детей, используя их адекватно возрастным особенностям и целям развития. Обращаю внимание на следующие моменты:
- важно не механическое заучивание детьми правил дорожного движения, а воспитание у них навыков безопасного поведения на улице (в роли пешехода и пассажира);
- надо развивать координацию, внимание, наблюдательность, реакцию ребенка,
так как эти качества особенно важны для безопасного поведения на улице;
- необходимо как можно больше упражнять детей в практических видах деятельности (играх, заданиях, соревнованиях по определению расстояния: «далеко-близко», «дальше-ближе», скорости: «быстро-медленно», размеров: «больше-меньше», видимости: «видно - не видно», закрыт ли транспорт и т. д.).
- эффективно использовать в педагогическом процессе проблемные ситуации: «что ты будешь делать, если…» (переходя дорогу, ты роняешь игрушку; мяч выкатился на проезжую часть; на регулированном перекрестке не работает светофор, и т. д.)
Теоретические занятия, проводимые, как правило, в игровой форме, ставят перед собой цель ознакомить, научить, сформировать те или иные навыки и умения. Очень важно научить ребят грамотно использовать полученные знания. На практических занятиях, а это чаще всего организуемые на прогулках наблюдения, опыты, дидактические и сюжетно-ролевые игры, закрепляется пройденный материал. Например, упражнения, тренирующие глазомер, лучше и интереснее проводить на улице, где больше простора. Очень важны организованные наблюдения за дорогой, проезжающими автомобилями и работой светофора, которые невозможно провести в помещении. Для анализа опасной ситуации надо использовать разнообразные пособия: макеты, альбомы, сюжетные картинки. Важнейшее место отводится организации предметно-развивающего пространства в группе.