Ирина Волкова
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма
▼ Скачать + Заказать документы
Встал малыш на ноги – он уже пешеход.
Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.
Поехал в автобусе – он уже пассажир.
И везде его подстерегает опасность
С каждым годом. на дорогах России,возрастает интенсивность движения в связи с этим и увеличиваются дорожно-транспортные происшествия. Одной из проблем ДТП,которая вызывает особую тревогу- является рост числа пострадавших детей. По статистике наибольшее количество происшествий с детьми школьного возраста происходит в ситуациях : неожиданный выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта, переход улицы в неустановленном месте.
Публикация «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
Особая категория пешеходов и пассажиров – это дети дошкольного возраста. Поэтому к ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым. Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации. Одна из важнейших задач дошкольного учреждения- это воспитание безопасного поведения у детей. Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском — обязанность нас, взрослых.
С самых первых дней в детском саду следует так организовать воспитание и обучение детей, чтобы к переходу из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях. Именно в детском саду воспитанники должны получить знания о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения.
Однако в исследованиях Н. П. Парамонова,Е. В. Субботского было показано, что знание правила и даже его понимание далеко не всегда обеспечивают его выполнение. Запоминание правила и его словесное воспроизведение также не гарантирует руководство им в практической деятельности: в своих высказываниях и суждениях ребенок может основываться на заученных правилах и нормах, а в реальной практике все делать вопреки ним. (С. Г. Якобсон).То есть действие по правилу начинается с осознания,а не с заучивания самого правила. А чтобы ребенок осознал правило, оно должно стать личностно-значимым,эмоционально привлекательными мотивом действия дошкольника. Отсюда возникает игровая обстановка (деятельность) интересная для ребенка,через которую мы можем формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улице.
Педагоги нашего ДОУ уделяют большое внимание ознакомлению детей правилам дорожного движения. Знакомство с правилами начинаются с раннего детства, так как полученные знания в этом возрасте наиболее прочные. Так детей младшей группы знакомят с понятиями: улица, дорога, тротуар, светофор, значение его сигналов. Дети наблюдают за движением транспорта,пешеходов, учатся различать автомобили.
На НОД дети изучают новые слова по дорожной тематике, рассматривают отдельные детали транспортных средств.
Детям прививается привычка –находясь на улице,держать взрослого за руку.
Эффективные формы совместной деятельности с детьми по ознакомлению с ПДД.
Игра является основным видом детской деятельности. Поэтому используют различные виды деятельности :сюжетно-ролевые игры, сюжетно-дидактические игры, дидактические, развивающие, подвижные.
Подвижные игры дают возможность закрепить правила дорожного движения. При организации игр учитывать возрастные особенности детей, нагрузку на разные группы мышц, а так же учитывать интересы мальчиков и девочек.
Дидактические игры позволяют в интересной форме закреплять у детей представления о ПДД, формировать навыки, тренировать в выполнении правил. Использование дидактических игр возможно в любые режимные отрезки дня: утром, в процессе НОД, на прогулке, вечером.
Сюжетно — ролевые по ПДД перекликается с бытовыми сюжетами. Можно интегрировать сюжеты «Семья», «Магазин», «Поликлиника», «Полиция», «Улица». Педагогу важно вовремя направить замыслы детей, косвенно воздействовать на развитие сюжетной линии.
«Минутка безопасности движения»
«Минутка» — это кратковременное взаимодействие с детьми по безопасности движения (1–3 минуты, которое проводится воспитателями старших групп дошкольных учреждений в любое удобное время в режиме дня. Это разбора проблемного вопроса, где ребенок получает элемент полезных сведений по безопасности движения, поданный в проблемной и занимательной форме. Проводить 1–2 раза в неделю или «по ситуации». Можно познакомить и родителей с содержанием «Минуток» через различные формы наглядной агитации. Имеется мини-библиотечка детской познавательной и художественной литературы по ПДД, дидактические и развивающие игры. Материал подобран для детей разных возрастных групп.
Нам всем известно, что проблемы связанные с безопасностью ребенка решить в рамках детского сада невозможно. Поэтому успех может быть достигнут только при взаимодействии с родителями. Все знания, умения которые получают дети в детском саду должны закрепляться в условиях семьи. Ведь роль семьи в воспитании ребенка трудно переоценить. Однако опыт показывает, что взрослые, в первую очередь родители, нуждаются в информации о ПДД не меньше, чем их дети. Психологи утверждают, что усвоение ПДД должно быть доведено до автоматизма
Направления работы с родителями по профилактике детского дорожного травматизма :
• привлечение внимания родительской общественности к существующей проблеме, в разъяснении родителям необходимости соблюдения Правил дорожного движения и привлечение их к созданию условий, способствующих формированию у детей знаний и навыков пешеходов;
• выработка плана совместных действий;
• пропаганда безопасного поведения на улице всех участников дорожного движения средствами наглядной информации: плакатов, стенгазет, буклетов, журналов, видеороликов, фотостендов с целью предупреждения опасного поведения на улице;
• повышение уровня компетентности взрослых в знании правил дорожного движения культуры поведения на улице;
• активизация внедрения детских удерживающих устройств в автомобилях;
• ознакомление с психофизиологическими и возрастными особенностями восприятия дошкольниками и первоклассниками информации по основам безопасности дорожного движения;
• информирование о формах и методах воспитания у ребёнка уважения к правилам дорожного движения и их выполнения;
• активизация участия родителей в педагогическом процессе дошкольного учреждения: в организации и проведении совместных мероприятий с использованием их профессионального опыта медицинского работника, сотрудника милиции;
• приглашение к сотрудничеству в организации предметно-развивающей среды в помещении и на улице дошкольного учреждения;
• ознакомление с результатами мониторинга динамики дорожно-транспортного травматизма в районе, городе, крае;
• изучение общественного мнения по проблемам безопасности дорожного движения и реализации мероприятий по профилактике детского дорожного травматизма;
• повышение роли родительской общественности в проведении профилактических мероприятий с детьми, родителями и сотрудниками детского сада;
• совершенствование форм взаимодействия детского сада и семьи по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
•
Помните мы несем ответственность за жизнь наших детей!