Наталья Малышина
Проектно-исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проектно-исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка.
Воспитатель должен стремиться создавать условия в группе для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: как? почему? зачем? Что будет, если? Познавательная активность у детей дошкольного возраста развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Публикация «Проектно-исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности.
Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому в работе с детьми следует уделять большое внимание практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам. И чем полнее и разнообразнее будет предоставляемый ребёнку материал для исследовательской деятельности, тем более будет своевременное развития восприятия, мышления, речи.
Но и тематическая беседа с использованием иллюстраций, слайдов, макетов также способствует накоплению знаний об окружающем мире.
Опыты – один из интереснейших и любимых детьми вид деятельности, где переплетаются и беседы, и наблюдения. В опытах мы можем сравнивать, анализировать, что способствует развитию мыслительных процессов.
Ну, и конечно же, самый главный вид детской деятельности, который позволяет в непринужденной форме проводить детскую исследовательскую деятельность, это игра.
В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.
Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
• Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
• Развивается речь.
• Происходит накопление фонда умственных умений.
• Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
• Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
В младшем дошкольном возрасте экспериментирование напоминает сюжетную игру, подразумевающую активную практику ребенка. Учитывая, что пик познавательного интереса детей приходится на 3-4 года‚ игры-экспериментирования и игры-путешествия для детей данного дошкольного возраста - это игры с широким познавательным контекстом. Ребенок должен получить в такой игре ответы на все интересующие его вопросы.
Дети с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки.
С помощью игровых персонажей можно предложить простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.
В младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ.
Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки и др.
Опыты же проводятся, как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:
•бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.
•дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.
•пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.
•стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое
•ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.
•вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.
•воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.
Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные опыты) дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.
Основное содержание исследований, производимых воспитанниками, предполагает формирование у них представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).
3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).
4. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки, свойства явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнется – ломается, высоко – низко – далеко, мягкий – твердый – теплый и пр.).
Цели познавательно-исследовательской деятельности :
• Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности.
Задачи познавательно-исследовательской деятельности :
• Расширение представления детей об окружающем мире;
• Развитие представлений о свойствах веществ, явлениях окружающей действительности (вода и воздух, свет и тень, свойства песка, камня, древесины, пластмассы);
• Развитие мыслительных способностей (анализ, сравнение, обобщение).
Из опыта работы с детьми младшей группы.
Опыты и эксперименты с детьми младшего дошкольного возраста отличаются достаточно простой структурой в силу возрастных особенностей детей. Перед началом экспериментирования мы делим детей на подгруппы, чтобы каждый ребенок был задействован в том или ином опыте. В ходе эксперимента мы сочетаем показ предмета с действиями ребенка по его обследованию (рассматривание, ощупывание, показ, определение запаха, цвета и пр.); также привлекаем детей к сравниванию схожих и различных предметов и формулированию выводов эксперимента.
При организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста необходимо учитывать следующее:
• Деятельность по экспериментированию можно проводить еженедельно, в группе и на прогулке длительностью не более 15 минут.
• Необходимо формировать у детей умение действовать самостоятельно, проявлять инициативу, давать детям возможность самим оперировать материалами и веществами;
• Необходимо подводить детей к самостоятельному анализу, обобщению увиденного в ходе эксперимента, развивать умение излагать свою точку зрения.
В группе с детьми мы проводим опыты по ознакомлению со свойствами воды, такие как:
• рыбалка;
• живая вода;
• тонет-не тонет;
• ледяная история;
• талая вода;
• водяная мельница;
• разноцветная вода;
• что спряталось в воде?
При проведении опытов дети узнали, что вода-прозрачная, может быть теплой, холодной, в ней растворяются краски, одни предметы в ней тонут (например, камни, а другие-нет (пластмассовые детали);вода необходима для роста растений; вода на морозе превращается в лед. Дети убедились, что снег в помещении тает, превращаясь в воду, талая вода — грязная.
Также были проведены опыты по обнаружению воздуха.
• Буря в стакане (Детям предлагается опустить в стакан с водой трубочку и дуть в неё. Что получается? Получается буря в стакане воды).
• Ветер по морю гуляет. ( Цель: обнаружить воздух, образовать ветер).
При проведении опытов дети узнали, что внутри человека есть воздух; мы его можем обнаружить.
Таким образом, мы можем сделать выводы, что проектно – исследовательская деятельность в ДОО, в современном мире очень актуальна. Её нужно внедрять, развивать в детских садах. Это очень интересно, занимательно и увлекательно.