Наталья Колмакова
Школа молодого педагога — одна из эффективных форм работы с молодыми воспитателями
▼ Скачать + Заказать документы
«Школа молодого педагога»
(методические рекомендации)
Автор составитель:
Колмакова Наталья Анатольевна
Воспитатель первой квалификационной категории
Введение
Для меня моя профессия – это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Особенно осознаешь значимость профессии воспитатель, когда видишь распахнутые на встречу глаза детей. Глядя в эти глаза, понимаешь, что именно ты закладываешь ростки будущего характера, ведь именно с детства начинается познание окружающего мира, этических и моральных норм поведения.
Публикация «Школа молодого педагога — одна из эффективных форм работы с молодыми воспитателями» размещена в разделах
Но сегодня хочется рассказать не о себе, а о человеке, с которым мне предстоит работать. У каждого человека в жизни есть друг – у меня Романова Елена Александровна! Я считаю, что не каждый человек может быть педагогом, так как эта профессия требует колоссального труда, большого опыта работы, огромного терпения, любви к детям, интереса к своей профессии. Молодой педагог получает знания, развивает знания и умения, повышает свой профессиональный уровень и способности, учится выстраивать конструктивные отношения с наставником. Одной из эффективных форм работы с молодыми кадрами в нашем дошкольном учреждении является наставничество. Наставничество, направленное на передачу педагогического опыта, становится эффективным средством сплочения педагогического коллектива. Ничто так не сближает коллектив как общая идея, стремление к достижению цели общими усилиями, когда команда единомышленников представляет собой единое целое, а каждый ее член грамотно и добросовестно выполняет свои профессиональные обязанности. В процессе взаимообучения как наставник развиваю свои деловые качества, повышаю свой профессиональный уровень.
Дошкольное наставничество - разновидность индивидуальной работы с молодыми специалистами и воспитателями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательном учреждении или со специалистами, имеющими трудовой стаж не более 3 лет, а также воспитателями, нуждающимися в дополнительной подготовке для проведения непосредственно образовательной деятельности в определенной группе.
Основными принципами движения наставничества являются открытость, компетентность, соблюдение норм профессиональной этики.
Цель наставничества в ДОУ – оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении; оказание необходимой методической помощи в группах детей раннего и дошкольного возраста по организации и планированию педагогической работы в первую и вторую половину дня.
Задачи наставничества в ДОУ:
• привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности и закрепить их в ДОУ;
• ускорить процесс профессионального становления воспитателя, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
• способствовать успешной адаптации молодых специалистов к корпоративной культуре, правилам поведения в ДОУ;
• организовать психолого-педагогическую поддержку и оказание помощи начинающим педагогам:
• в проектировании и моделировании воспитательно-образовательного процесса, развития личности каждого ребёнка и детского коллектива в целом;
• формирование умений теоретически обоснованно выбирать средства, методы и организационные формы воспитательно-образовательной работы;
• формирование уровня профессиональной деятельности и педагогической позиции.
Педагог-наставник:
• содействует созданию благоприятных условий для профессионального
роста начинающих педагогов;
• обеспечивает атмосферу взаимопомощи;
• оказывает помощь в проектировании, моделировании и организации воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями и задачами реализуемых программ;
• передает свой педагогический опыт и профессиональное мастерство;
• знакомит в процессе общения с теоретически обоснованными и
востребованными педагогическими технологиями;
• консультирует по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала;
• оказывает позитивное влияние на рост профессиональной компетентности начинающего педагога.
Обновление рабочего коллектива – норма успешного существования любой профессиональной группы. Молодой педагог, начинающий работать в системе образования, нередко теряется. Обладая достаточными знаниями, ему не хватает педагогического опыта. Совместная деятельность коллектива будет успешной, если она хорошо спланирована и организованна, если знают, что, когда и как они должны делать, какие результаты получать.
Планирование – это прогноз на будущее и анализ прошлого.
Планирование работы наставника Колмаковой Н. А.
на 2015- 2016 учебный год
«Школы молодого педагога»
1 Собеседование с педагогом, выявление проблем, для определения направлений работы.
Романова Елена Александровна Март
2 Консультация по планированию воспитательно-образовательной деятельности с детьми. Март
3 Семинар – практикум по проведению занятий по нравственно-патриотическому воспитанию. Посещение занятий. Апрель
4 Мастер – класс по проведению режимных моментов. Посещение режимных моментов. Апрель
5 Консультация по подведениям итогов работы с детьми по всем разделам программы. Семинар – практикум по проведению диагностики. Май
6 Консультация по организации работы с детьми в летний оздоровительный период. Оказание методической помощи. Наблюдение за работой в течение лета. В течение лета
7 Консультация по вопросам организации работы с родителями. Анализ документации. 1 раз в квартал
8 Изучение нормативно-правовой документации ДОУ. Сентябрь
9 Корректировка методической темы самообразования, подборка методической литературы. Октябрь
10 Участие в педагогических мероприятиях, праздниках. В течение года
11 Культура анализа и самоанализа образовательной деятельности. Ноябрь
12 Организация выставок конспектов занятий, дидактического материала, самодельных наглядных пособий. Декабрь
13 Помощь в ведении портфолио. Общие вопросы ведения портфолио. Январь
14 Посещение наставником НОД с целью выявления профессиональных затруднений. В течение года
15 Интернет – общение молодого специалиста и наставника. По мере необходимости
16 Рефлексия о работе. Февраль
Для эффективной организации образовательного процесса в ДОУ необходима высокая компетентность педагогов. Пройдя через разные формы методической работы, воспитатели не только повышают профессиональный уровень, их потребностью становится узнать что – то новое, научиться сделать то, что они еще не умеют.
Методическая работа – часть целостной системы непрерывного образования, направленная на углубление, актуализацию знаний, умений и навыков педагогики, основанных на достижении науки и передового педагогического опыта, способствующих повышению профессионального мастерства, на формирование коллектива единомышленников, развитие творческого потенциала, необходимого для качественной образовательной работы в ДОУ.
Молодой специалист постепенно в процессе работы приобщается к традициям учреждения, к корпоративному взаимодействию.
Процесс повышения профессионализма молодого педагога предполагается строить с учетом следующих факторов:
• уровень базового образования;
• индивидуальных потребностей: креативный потенциал, стиль предпочитаемого способа усвоения информации,
• уровень профессиональных потребностей педагога.
Только в этом случае возможно определение индивидуальной траектории профессионального роста.
Если в управляющей деятельности использовать системный подход по повышению профессиональной компетенции молодого педагога, то это позволит ему быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, раскрыть
свою индивидуальность и начать формировать собственный профессиональный проект.
Важным в профессиональном становлении молодого педагога ДОУ является информация, обеспечивающая его деятельность и психолого-педагогическая поддержка, в том числе материальное поощрение. Совместно с наставником молодой педагог вырабатывает и старается поддерживать ориентировку в руководстве профессиональным становлением. В их основы положены высказывания выдающихся педагогов. Первые годы работы молодого специалиста определяют многое в его профессиональной и человеческой судьбе.
В работе с начинающим важно выявить и поддержать его сильные стороны. Похвала должна соответствовать достижению, быть основой для расширения круга обязанностей. Не случайно удачи определяют успех, а кропотливый поиск, анализ того, что делаешь.
Елена Александровна как молодой специалист за первые месяцы работы, проявили себя в качестве педагога инициативного, целеустремленного, мотивированного на достижение результатов и среди обучаемых, и в собственной педагогической деятельности.
Её достижениями можно считать:
Центр развития образования «Страна вопросов»: всероссийское тестирование «ФГОС ДО: требования, структура, реализация», лауреат, Диплом лауреата, серия NA 0021-001294 от 11.05.2015г.
Всероссийский творческий конкурс «Рассударики»:
номинация «Сценарии праздников и мероприятий в детском саду, школе, семье и т. д.» работа: «Светлое Пасхальное Воскресение» дипломант, Диплом RASS-67715 от 14.04.15г. ;
номинация «Нравственно-патриотическое воспитание» работа: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» дипломант, Диплом RASS-75165 от 01.05.15г.
Международный образовательный портал «МААМ. ру», номинация: «Методическая разработка», работа: «Светлое Пасхальное Воскресение», свидетельство о публикации, № 400151-016-015 от 14.04.2015г.
Совместно с Еленой Александровной создали и разместили на сайте ДОУ презентацию «Нравственно-патриотическое воспитание детей Дошкольного возраста», апрель 2015г.
Совместно с Еленой Александровной провели праздник «8 МАРТА» в котором были провялены артистические способности.
Мы полагаем, что использование системного подхода при организации методической работы по повышению профессиональной компетентности молодого специалиста позволит ему быстро адаптироваться к работе в детском саду.