Юлия Куркина
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют требования, ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. (ФГОС ДО п. 4.6.).
Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.
Публикация «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Этот метод актуален и очень эффективен, так как дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Основной целью проектного метода в ДО является развитие свободной творческой личности ребёнка.
Слайд 2
Задачи:
-научить старших дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду;
-формировать умение усваивать и структурировать информацию;
-создать условия для участия родителей в образовательной деятельности
(ФГОС ДО п. 3.1.);
Ожидаемые результаты
-повышается самооценка ребенка;
- ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
- развиваются благоприятные межличностные отношения в группе детей.
-улучшить работу по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
II. Основная часть
“Проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
В этимологическом словаре слово “проект” заимствовано из латыни и означает “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.
Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат.
В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод организованного освоения ребенком окружающей среды; это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы. Метод проектов дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнений, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
Сегодня система развития образования находится в ситуации существенных изменений. Образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения направлен на выполнение социального заказа родителей, общества, государства. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (от 29 декабря 2001 года N1756-Р п. 2) отмечено, что «развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Сейчас перед воспитателем стоит задача научить старших дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать её. Для реализации этих задач необходимо использовать инновационные технологии обучения.
Одним из таких методов – является метод проектов.
Проектная деятельность неразрывно связана с творческой деятельностью.
Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проекта способствует развитию свободной, творческой, социально адаптированной личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной стороны, и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей.
Изучив методическую литературу и познакомившись с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, я убедилась в эффективности использования «метода проектов» в обучении и воспитании детей. Прежде чем приступить к работе с детьми по методу проектов, я провела целенаправленную просветительскую работу с родителями. Познакомила их с инновационной технологией, раскрыла ее преимущества и целесообразность использования с детьми дошкольного возраста. Отметила необходимость участия родителей в реализации проектов.
В процессе работы взрослые лучше начинают понимать ребёнка, родители больше интересуются проблемами дошкольного учреждения и принимают активное участие в жизни детского сада.
Педагоги и специалисты ДОУ воспитывают у ребёнка любовь к самому близкому - к родному дому и детскому саду.
Слайд 4
К празднику Великой Победы совместно с родителями и детьми подготовительной группы разработали мини-проект «День Победы!»
Цель: Формирование уважительного отношения к ветеранам и к старшему поколению.
В ходе проекта были проведены:
• Беседы;
• НОД;
• Чтение и заучивание стихов, пословиц, поговорок о Родине, о Великой Отечественной войне;
• Прослушивание музыкальных произведений;
• Продуктивная деятельность: Рассматривание альбомов «Кто помог солдатам победить», «Собаки на войне», рассматривание иллюстраций о войне, дне Победы;
• Дидактические и сюжетно-ролевые игры;
• Конкурс чтецов «Этот праздник со слезами на глазах»
• Экскурсия с родителями по городам –героям, к памятным местам. (фото прилагаются).
Итоговым продуктом нашего проекта стала: Организованная выставка работ ко Дню Победы
Слайд 5
Следующий проект, который был мною создан: «В удивительном мире насекомых» для второй младшей группы.
Цель этого проекта: Познакомить детей младшего дошкольного возраста с насекомыми.
Образовательные области Речевое развитие Познавательное развитие Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
День недели
Понедельник Чтение стихотворения
М. Познанской «Про пчелу» Распознающее наблюдение за насекомыми. Д/И с картинками «Найди того, кто ползает, летает, прыгает» Слушание музыкального произведения
В. Иванникова «Жук П/И «Прихлопни комара»
Вторник Беседа «Кто такие стрекозы» Рассматривание иллюстрации жуков: цвет, форма. Игра «Я расскажу о ком-то, а ты отгадай» Рисование «Жучки гуляют» Малоподвижная игра «Кузнечик»
Среда Разучивание стихотворения «Сверчок» Сравнение капустницы и крапивницы по окраске Д/И «Загадки о насекомых» Лепка «Гусеница» П/И «С цветка на цветок»
Четверг Чтение стихотворения «Божья коровка» НОД «Кто такие насекомые» Сюжетно-ролевая игра «У мухи-цокотухи в гостях» Раскрашивание картинок с изображением насекомых Хороводная игра «Жучок-паучок»
Пятница Рассматривание репродукций с насекомыми Рассматривание кузнечика, послушать, как они стрекочут Д/И «Кого больше» НОД (рисование)
«Бабочка» П/И «Медведь и пчёлы»
Результат педагогического проекта: был изготовлен альбом с рисунками детей, которые были сделаны в ходе НОД по художественно-эстетическому развитию «Бабочка» (нетрадиционное рисование).
Слайд 6
В апреле 2018 учебного году с детьми подготовительной к школе группы (дети 6-7 лет) завершила ещё 1 проект по формированию элементарных математических представлений «В гостях в Математики».
Целью этого проекта было: Повышение у детей интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, цифр и линий во взаимосвязи с окружающей жизнью, с предметами ближайшего окружения.
В ходе проекта были проведены:
• Наблюдения.
• Отгадывание загадок.
• Придумывание загадок
• Беседы.
• Рассматривание картин и иллюстраций.
• Составление рассказов, сказок.
• Подвижные игры.
• Игры-соревнования.
• Использование заданных предметов.
• Рисование рисунков.
• Продуктивная деятельность.
Итогом нашего проекта: викторина «Умницы и умники»
Итогом проекта была викторина «Умницы и умники»
Слайд 7
Этой осенью мы осуществили проект «Удивительный песок». В течении своих отпусков ребята привозили песок с мест своего отдыха.
В ходе проекта были проведены:
• Конкурс «Песочные фантазии»;
• Фотовыставка и видеоматериал по реализации экспериментальной деятельности с песком;
• Консультации родителям «Способы работы детей с песком»; «Игры с песком»
• Подборка презентаций «Детям о песке»
Итогом нашего проекта: Коллекция «Виды песка», собранная на берегах различных водоемов.
Главное сформировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности. На данном этапе родители и другие члены семей моих воспитанников активно включались в работу по предложенному проекту. Родители, участвовали в реализации проекта, являлись не только источниками информации, реальной помощи и поддержки детям и педагогу в процессе работы над проектом, но и становились непосредственными участниками образовательного процесса, испытывали чувство сопричастности и удовлетворения от успехов и достижений детей.
В своей деятельности мы используем разные виды проектов:
Игровые:
В нём дети играют конкретных персонажей. В основном такой метод используют педагоги младшей и средней групп.
Исследовательские (творческие)
В нем дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде сборников сочинений, отчетов, докладов, газет или журналов.
Информационно-практические
В нем дети создают различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни (лук на подоконнике) или используются в оформлении группы (выращивание цветов).
Творческие
Результат такого проекта может быть спектакль, сказка, постановка.
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод организованного освоения ребенком окружающей среды; это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы. Метод проектов дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнений, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
Заключение
Опираясь на личный опыт можно сделать вывод, что семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Мы выяснили, что использование метода проектов в работе с воспитанниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.