Александра Колубович
Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В начале своего жизненного пути ребенок является исследователем и первооткрывателем. Самостоятельно очень тяжело найти ответы на вопросы, которые так беспокоят малышей. А вопросов возникает огромное количество. Для ребенка много явлений происходит в первые, всё требует объяснений. И на помощь ребенку приходят родители и педагоги.
На данный момент, в современном обществе идет становление новой системы дошкольного образования. В 2013 году был принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В нём учитываются возможности освоения ребёнком образовательной программы на разных этапах её реализации, а также индивидуальные потребности ребёнка.
Публикация «Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Познавательная активность детей в дошкольном возрасте очень высокая : каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Самостоятельно ребенок ещё не может найти ответы на все интересующие его вопросы. И в поиске оптимальных форм развития познавательной активности часто применяют проектную деятельность.
Преимущества использования проектной деятельности :
• активизация мыслительной деятельности развития личности дошкольников
• ребенок придумывает и решает различные задачи
• добивается успеха
• тема проекта может быть любой
• в процесс вовлечены родители и т. д.
Младший дошкольный возраст – самое благоприятное время для сенсорного и познавательного развития, для накопления представлений об окружающем мире и для развития восприятия ребёнка, совершенствования его органов чувств. Ребёнок 3-4 лет неутомим. Он постоянно готов заниматься любым продуктивным трудом. И в то же время он еще не готов выслушивать долгие рассказы воспитателя о том, что он еще не может воспринимать. Большинство навыков и знаний приобретается детьми из игры. В этом случае на помощь приходит проектная деятельность.
Проекты могут не ограничиваться одним днем. Ребята могут работать над ними и несколько дней. Главное – увидеть результат своей деятельности.
Роль малышей в проекте скорее наблюдательная. Тем не менее педагогу необходимо организовать деятельность таким образом, чтобы каждый ребенок смог проявить собственное мышление, реализовать идеи, провести эксперимент. Главное в проектной деятельности — соучастие взрослого и детей. В данном случае воспитатель не должен руководить, наставлять, контролировать. Задача педагога — направить, подсказать, подать идею, участвовать в процессе на равных с детьми.
Еще одним важным моментом в данной технологии является максимально возможное привлечение к детской деятельности родителей. Это связано, в первую очередь, с тем, что дети стремятся поделиться своими достижениями со значимыми для них людьми. Повышается самооценка дошкольников.
Вовлечение родителей в совместную деятельность гармонизирует семейные отношения, родители лучше понимаю, чего достиг ребенок, а где, возможно, ему нужно помочь и уделить больше внимания. Подобное планирование работы группы направлено именно на реализацию стандарта ФГОС ДО, т. к. создаются благоприятные условия для развития индивидуальности каждого ребенка, развиваются его коммуникативные навыки, выявляются способности и творческий потенциал, а положительные эмоции при достижении цели способствуют здоровому психическому развитию.
Метод проектов позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
В младшем дошкольном возрасте задачи обучения являются следующими:
пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
приобщать детей к процессу познания;
формировать различные представления;
привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
В младших группах в основном проводятся краткосрочные проекты, занимают они не более двух недель, нередко и вовсе бывают реализованы в течение одного или нескольких занятий. Краткосрочное задание может иметь разное содержание, количество участников, вид. Обычно в процессе реализации такой деятельности принимают участие дети, педагог, музыкальный руководитель и учитель физической культуры, а также родители воспитанников.
В целом, как показывает педагогическая практика, использование проектной деятельности в работе педагогов с детьми младшего дошкольного возраста не только возможно, но и должно активно использоваться с учётом возрастных особенностей.