Алиса Марченко
Проектная деятельность как способ формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Проектная деятельность как способ формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста»
Доклад из опыта работы воспитателя МБДОУ д/с №7 Марченко А. А.
Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала
Публикация «Проектная деятельность как способ формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Не наукой, а частью души!
С. Николаева
Формирование экологической культуры – это экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе. Экологически культурная личность при познании природы и общении с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы. Формирование экологической культуры, проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Отсюда вытекает цель экологического образования в ДОУ – становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых (воспитателей, родителей, их воспитывающих.
В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникативной компетентности. Поэтому, именно в дошкольном возрасте необходимо закладывать у воспитанников основы нравственного и интеллектуального развития личности, позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления — знания о ее объектах и явлениях – важнейшие задачи детского сада.
В решении данной задачи я широко использую метод проектной деятельности.
Такой подход позволяет осуществить метод проектов (проектный метод). Особая педагогическая значимость проекта заключается в практической целенаправленности действий, в возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка, основанного на его интересах. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения проблемы и применить их на практике.
В нашем дошкольном образовательном учреждении перспективное годовое планирование разработано по тематическим блокам. Каждый блок включает в себя определенные темы: «Вода», «Воздух», «Птицы», «Дикие животные», «Деревья», «Цветы» и т. д. Вся непосредственно образовательная деятельность направлена на изучаемую тему, по времени она может длиться от одной недели или несколько месяцев. Обобщая пройденный материал, я выявляю проблему экологического содержания, и это становится основанием для работы над проектом по данной теме.
Внедрение в практику метода проектной деятельности стало одним из основных средств формирования экологической культуры детей дошкольного возраста. Включение дошкольников в проектную деятельность позволяет воспитать самостоятельную и отзывчивую личность, развивает творческие начала и интеллектуальные способности, способствует формированию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы, общаться со сверстниками и взрослыми. Так как детям трудно самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел) проекта в воспитательно-образовательном процессе проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а так же вовлекаются родители и другие члены семьи. Опыт самостоятельной деятельности, полученный ребёнком в дошкольном возрасте, развивает в нём уверенность в своих силах.
Проектная деятельность планируется мной, начиная со второй младшей группы.
Разрабатывая, и, составляя проекты мною учитываются возрастные особенности и потребности детей. У детей 2-3 лет еще нет достаточного жизненного опыта, что не позволяет им в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и ее решении. Активная роль здесь принадлежит взрослому. Ребенок является заказчиком проекта, поэтому осуществление проекта ребенком происходит на подражательно-исполнительском уровне. Темы проектов, используемых мной с детьми младшего возраста : «Ее величество-вода», «Рождественская елочка», «Цветы» и другие. Детей очень увлекает процесс действия совместно с взрослым. Малыши привлекались к участию планирования деятельности, реализации намеченного плана. Проект «Ее величество-вода» был посвящен актуальной проблеме воспитанию у детей бережного отношения к воде, как природному богатству, ее использованию в быту. Малышей, делавших первые попытки самостоятельно решить проблему поощряли такими фразами «Ты молодец!», «Умница», «Хорошо, что ты вовремя пришел на помощь!», «Ты быстро придумал», тем самым стимулируя его познавательный интерес. С раннего возраста дети знакомятся с объектами ближайшего окружения (птицами, цветами, растениями, камнями и др., тем самым открывают возможности формирования собственного опыта по взаимодействию с окружающим миром.
В средней группе работа по экологическому воспитанию продолжилась, систематизировалась и углубилась при использовании проектов : «Откуда хлеб на столе?», «Лекарственные травы», «Экологическая тропа», «Первые цветы» и другие. Темы проектов, используемые мной, вызывают у детей энтузиазм, увлекают и вызывают чувство сопричастности к природе и ко всему живому, что их окружает.
В ходе проекта дети выстраивают свое общение со сверстниками, взрослыми, экспериментируют, организуют игры. Участие в проектной деятельности детей среднего и старшего дошкольного возраста становится для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей; оно помогает детям осознать многостороннее значение природы, получить опыт в просветительской и природоохранной деятельности. Поскольку метод проектов это система постоянно усложняющихся практических заданий, с помощью которых происходит непрерывное нарастание опыта ребенка, углубление его знаний и совершенствование его умений, развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия и другие качества, которые пригодятся ему в школьном периоде.
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Дети открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Нужно обладать терпением, иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше. Поэтому работая с детьми старшего дошкольного возраста,совместно с родителями были разработаны и представлены следующие проекты : «В гости к деревьям», «Наши пернатые друзья», «Зеленые помощники», «Огонь- друг, огонь-враг», «Насекомые Краснодарского края», «Растения, занесенные в Красную книгу» и другие. Результаты совместной работы над проектами были представлены в виде создания экологических знаков природоохраняющего содержания, выпуска экологической газеты, привлечение к экологическим акциям всех участников педагогического процесса и их родителей, а также защита проекта проходила с использованием информационных компьютерных технологий. Несомненно, подобная работа вызывает огромный интерес у детей и родителей, и обучение становится более качественным.
Использование метода проектов в своей образовательной практике с способствует формированию многих личностных качеств, таких как
-самостоятельности. При реализации проекта происходит предварительное планирование с детьми своих действий и своего времени, ребенок учится считаться с интересами других людей, что уменьшает количество противоречий и споров. Ребенок учится осуществлять свой выбор конкретных действий, своего поведения на основе прогнозирования его последствий;
-креативности. В процессе проектной деятельности дети создают новый продукт (рисунок, модель, декорации, альбом и т. д.). Творчество характеризует как конечный продукт, так и характер процесса деятельности. «Креативность ребенка зависит от уровня развития его мышления, воображения, произвольности, а также широты ориентировки в окружающем и осведомленности»;
Все перечисленные качества, развитию которых способствует метод проектов, в той или иной мере составляют основу социальной компетентности ребенка дошкольника.
Всё хорошее в людях — из детства!