Екатерина Иванова
Проектирование технологии социального партнерства с родителями для старшей группы детей. Методические рекомендации
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
1. Введение …. 3
2. Теоретическое обоснование социального партнерства. 5
3. Практическая часть. Проект : «Консультативный клуб для родителей». 9
4. Заключение…. 13
5. Методические рекомендации. 15
6. Список используемой литературы…. 16
Введение
Публикация «Проектирование технологии социального партнерства с родителями для старшей группы детей, Методические рекомендации» размещена в разделах
Детство каждого ребенка должно быть счастливым. А сделать счастливым его могут только взрослые, которые находятся рядом, которые заботятся о его здоровье и всестороннем развитии. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнёрских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями. Только единство родителей и педагогов ДОУ сможет реализовать любые задачи и воспитать настоящего человека из маленького и неопытного малыша.
Вопрос о совместной деятельности, о партнерстве родителей и педагогов, об их единстве требований и подходов к воспитательному процессу, к развитию ребенка будет всегда звучать актуально.
Социальное партнёрство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь.
Поэтому важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является установление конструктивного взаимодействия педагогов ДОУ с семьей.
С 1 января 2014 года в силу вступил Приказ об утверждении ФГОС ДО. Этот стандарт стал основой для реализации всех образовательных программ дошкольных учреждений. Одним из требований к реализации программы дошкольного образования является построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников в непосредственно образовательный процесс.
Объект исследования: Социальное партнерство.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия социального партнёрства ДОУ с семьёй.
Практическая значимость исследования заключается в определении организационно-педагогических условий, способствующих установлению социального партнёрства ДОУ и семьи, организация работы по этому направлению.
Гипотеза данной работы: Процесс социализации ребёнка будет проходить более успешно, если будет:
1. установлены позитивные отношения с родителями и общественностью, с целью формирования единого пространства социального развития ребёнка;
2. построены партнёрские отношения нового типа не только между детьми и педагогами, но и между педагогами и родителями на основе дружеского, доверительного отношения;
3. расширены педагогические знания родителей по взаимодействию с детьми.
Цель исследования: конструирование модели, представляющей собой совокупность организационно-педагогических условий установления социального партнерства ДОУ и семьи.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1) проектирование процесса социального партнёрства между педагогом и родителями;
2) создание условий для организации социального партнёрства педагога с семьёй в условиях дошкольной организации;
3)Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей. 4)Способствовать активному включению родителей в воспитательно – образовательный процесс детского сада.
Данный проект предполагает систематическую, разнообразную работу с целью изучения семьи, выявления образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка.
Теоретическое обоснование социального партнёрства.
Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, речевые и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.
Педагог в ДОУ должен работать таким образом, чтобы родитель смог :
- преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
- достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;
- узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;
- быть эмоциональной поддержкой ребёнку.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в "Концепции дошкольного воспитания". "Положение о дошкольном образовательном учреждении". Законе "Об образовании" и др.
Так, в законе "Об образовании" записано, что "родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте". В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй.
Необходимость взаимодействия и сотрудничества детского сада и семьи – это требование социальных условий времени, нельзя вырастить настоящего человека без стремлений обеих сторон к успеху. Решающим условием взаимодействия и построения партнерских взаимоотношений является сближение педагогов и родителей воспитанников, которое достигается доверительным общением, взаимопониманием и устанавливается только в совместной деятельности.
Педагоги и родители – это партнеры, которые дополняют друг друга, их отношения предполагают равенство сторон, взаимность, доброжелательность, уважение, создание атмосферы общности интересов в воспитании, располагая к диалогу. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого ДОУ. Детский сад должен стать открытой системой, чтобы создать единое образовательное пространство для полноценного развития ребенка. Пример открытости показывает педагог, вызывая родителей на общение, информируя о достижениях ребенка. Он дает почувствовать родителям, что их проблемы ему небезразличны. Это и есть открытость и доверительность. Расширение сферы участия родителей в жизнедеятельности группы разнообразит пребывание детей в детском саду.
Семью необходимо рассматривать, как целостную систему, все члены которой взаимозависимы друг от друга. Однако в настоящее время степень участия представителей старшего поколения отстаёт от реальных потребностей и современных требований общества. Участие представителей старшего поколения семьи в воспитании дошкольников остаётся стихийным, плохо управляемым процессом. Современному педагогу необходимо искать пути и увеличивать круг взаимодействия со старшим поколением семей в воспитании детей дошкольного возраста.
Таким образом, целенаправленная система социального партнерства детского сада и семьи позволит подготовить к школьной жизни не только детей, но и родителей, будет способствовать созданию условий для самореализации родительского потенциала.
Социальное партнёрство детского сада и семьи может обеспечить эффективное развитие при наличии условий, способствующих включению родителей в единое воспитательно-образовательное пространство. К таким условиям относятся:
• создание доброжелательной атмосферы в общении педагогов и родителей ДОУ;
• включение родителей в развивающий процесс в условиях ДОУ в качестве активных его участников;
• повышение уровня знаний родителей благодаря транслирующей функции педагогов и специалистов ДОУ;
• представление родителям выбора форм взаимодействия с педагогами ДОУ (клуб родителей, консультации и беседы, совместные развлечения и праздники, Дни открытых дверей, наглядно-информационные методы : сайт ДОУ, стенды, памятки, буклеты и т. д.);
• знакомство родителей с современными образовательными технологиями, используемыми педагогами в работе с детьми (рекомендации специалистов, проведение деловых игр, тренингов, подбор соответствующей литературы, видеоматериалов; заочная школа для родителей и т. д.);
• приобретение родителями опыта, социальной активности, реализация совместных проектов, участие в круглых столах и семинарах, конференциях.
Основу социального партнерства составляет модель взаимодействия детского сада и семьи, которая включает следующие компоненты:
• мотивационная готовность – осознанное отношение родителей и педагогов к вопросам развития и воспитания детей;
• педагогическая готовность – создание воспитательно-образовательного пространства "родители – дети – педагоги" на основе знаний закономерностей психофизического развития ребенка;
• социальная готовность – создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и доверия между родителями, детьми и педагогами.
Эффективное взаимодействие всех участников педагогического процесса требует вариативности форм работы ДОУ с семьёй. В процессе взаимодействия с родителями педагогом могут быть использованы достаточно устойчивые формы работы, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными:
1. Педагогическое просвещение родителей : беседы, консультации.
2. Общие и групповые собрания.
3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.
Помимо традиционных форм, педагоги используют в своей практике инновационные активные формы работы с семьёй. Выделяют следующие:
1. Коллективные: родительские собрания (в традиционной и нетрадиционной форме, дни открытых дверей, мастер-классы, семинары-практикумы, ролевые игры, круглые столы, конференции, конкурсы, семейные педагогические проекты, анкетирование, тестирование, сезонные праздники, беседа с чаепитием и др.
2. Наглядно-информационные - выставки детских работ, информационные уголки, папки-раскладушки, электронная фото рамка, памятки, буклеты, листовки др.
3. Индивидуальные - консультации, «Почтовый ящик» - банк вопросов о проблемах детского развития, телефон доверия, анализ педагогических ситуаций, беседы, консультации, посещения семей, поручения родителям и др.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников ДОУ даё т положительные результаты: изменяется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них становятся активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. А использование комплекса методических приёмов, привлечение бабушек и дедушек к воспитанию подрастающего поколения на базе дошкольного учреждения будут способствовать становлению взаимодействия старшего поколения семьи с внуками, улучшению межличностных отношений между детьми и родителями, внуками и бабушками (дедушками, что в конечном итоге служит установлению преемственности между поколениями.
Практическая часть.
Тема проекта : «Консультативный клуб для родителей»
Тип проекта : долгосрочный, открытый, коллективный
Участники проекта : педагоги, воспитанники, семьи воспитанников
Цель проекта – создание в рамках социального партнерства с родителями системы работы, обеспечивающей субъектно-субъектные отношения взаимодействия участников образовательного процесса.
Поставленная цель будет решаться через задачи:
- создать условия для реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны МДОУ;
- формировать у родителей представления о социальном партнерстве, как о движущей силе личностного развития ребенка;
- укреплять психологическое здоровье детей и родителей;
- повышать уровень психического благополучия родителей и детей;
- создать условия в коллективе МДОУ по организации взаимодействия с семьей;
- разработать принципиально новые формы работы с родителями (построенных на принципе субъектно-субъектного взаимодействия)
- организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность МДОУ, как полноправных участников образовательного процесса.
Разработка проекта социального взаимодействия строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.
Первый этап – организационный.
Цель - определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.
Задачи данного этапа:
1. Анализ семейного социума для определения целесообразности установления социального партнерства;
2. Определение содержание и формы работы с родителями (на основе мониторинга «Социального состава семей»)
3. Установление индивидуальных контактов с каждой семьей ее членами для определений направлений взаимодействия; разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия.
Второй этап – содержательный.
Цель - реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
Задачи данного этапа:
1. Формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта;
2. Повышение профессиональной компетентности педагогов МДОУ по вопросам взаимодействия с семьей.
3. Разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с семьей по различным направлениям деятельности детского сада;
4. Включение в разработку и реализацию проектов предложенных родителями.
5. Оказание методической и практической помощи родителям по формированию и развитию речи детей, приобщению их к чтению.
6. Повышение педагогических и воспитательных умений родителей
7. Разработка методических материалов для реализации проекта;
Третий этап– результативный.
Цель – подведение итогов социального партнерства. Задачи данного этапа:
1. Проведение анализа проделанной работы;
2. Открытое обсуждение материалов проекта на всех уровнях системы дошкольного образования.
3. Определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с семейным социумом.
Технологии работы по реализации проекта :
Традиционные:
* Родительское собрание
* День открытых дверей
* Совместные дела семьи и учреждения
* Опосредованное взаимодействие
* Консультации (тематические и индивидуальные)
* Семейные праздники
* Посещение на дому
* Горячая линия
* Организация библиотеки для родителей
* Анкетирования родителей
* Опрос, диагностика родителей на предмет социального заказа
Инновационные
* Семинары для родителей
* Групповые тренинги
* Семейный клуб
* Родительский клуб
* Социально-психологические тренинги
* Диспут-размышление
* Индивидуальная терапия
* Родительские конференции
* Выпуск педагогического журнала
Ожидаемые результаты:
* участие родителей в воспитательно–образовательном процессе детского сада как субъектов этого процесса;
* повышение педагогической культуры родителей и воспитателей;
* объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;
* сплоченность семьи;
* создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста.
* психическое и личностное развитие всех участников проекта.
Заключение.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Для достижения успехов в воспитании необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность в них, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов. Соответственно родители участвуют в тех мероприятиях, которые считают наиболее значимыми и полезными для себя. Как показал опыт изучения эффективности индивидуальных форм работы с родителями, наибольшую значимость они придают индивидуальным беседам с воспитателем. Это объясняется тем, что беседы не требуют большого количества времени (можно подойти к воспитателю в любое свободное время и выяснить интересующие вопросы).
Вместе с тем следует отметить, что многие формы работы не считаются родителями эффективными. Не все охотно делятся проблемами в воспитании детей; низкая активность наблюдается у родителей при обсуждении некоторых ситуаций. Причины этого чаще всего кроются в недостаточности педагогических знаний, отсутствии свободного времени для общения, нежелании заниматься своими детьми. Нужно чаще приглашать таких родителей в группу для посещения занятий, проводить с ними беседы, организовать клуб по интересам. Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребенок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух не сообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания. Только в этом случае возможно создание условий, помогающих раскрытию талантов и способностей ребенка, только тогда он будет расти здоровым, счастливым и умным! Ведь цель одна – воспитывать будущих созидателей жизни.
Методические рекомендации
1. Говорить с родителями только о том, судить о чём вы имеете право, основываясь на собственных знаниях и жизненном опыте.
2. Планируя серьезный разговор с родителями, не начинайте его утром, на улице, на ходу, на лестнице, в детской раздевалке, а пригласите их пройти в группу и обязательно усадите за стол. Тогда ваши слова будут услышаны, и родитель будет вынужден вас выслушать. В деловой обстановке он не сможет оборвать разговор тогда, когда ему это станет удобно.
3. Не надо сравнивать достижения разных детей, не надо вообще их сравнивать. Если всё-таки сравнивать, то только с эталоном, нормой возрастного развития: каждый родитель хочет слышать в первую очередь о достижениях и проблемах развития своего ребёнка.
4. Научитесь говорить строго по делу, приводить конкретные факты, обозначать не только проблему, но и несколько вариантов её решения. Тогда родитель будет воспринимать вас не как критика, а как помощника.
5. Создавайте общественное мнение с помощью родителей – единомышленников, имеющих высокий авторитет среди других мам и пап. Иногда родители сомневаются в целесообразности реализации тех или иных идей педагога, однако склонны доверять мнению таких же людей, как они сами. Не ставьте задачу завоевать авторитет у всех без исключения родителей, создать со всеми отношения активного сотрудничества, полного взаимопонимания и приятия.
6. Создайте библиотечку для родителей. Поместите в неё не только методические пособия, но и всё, что расположено на стенде. Заинтересованные родители захотят не только прочитать, но и сделать ксерокопию материалов.
7. Посещение родителями различных мероприятий для детей (познавательных, праздничных и спортивных, казалось бы, не имеет прямого отношения к мероприятиям просветительской направленности. Однако, наблюдая за детьми, родители имеют возможность поделиться друг с другом впечатлениями поинтересоваться планами относительно активного участия в следующих мероприятиях.
Список литературы.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации".
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013, № 1155.
3. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - М., 2014г.
4. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М., 2009.
5. Н. Г. Пантелеева, Социальное партнерство детского сада и родителей. – М., 2013г.
6. Башлакова-Ласминская Л. Н., Брыскина С. А. Сотрудничество детского сада и семьи в условиях открытой образовательной системы. Методические рекомендации. — Мн., 2001.
7. Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 1. — С. 41—48; № 2. — С. 44-49.