Шибалова Оксана
Практико-значимая работа «Проектирование реализации технологии социального партнерства с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектирование реализации технологии социального партнерства с родителями
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования Московской области
АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра человековедения и физической культуры
Зональный проблемно-тематический семинар
Развитие профессиональных компетенций педагога дошкольной
образовательной организации (в условиях реализации
ФГОС дошкольного образования)
Практико-значимая работа
на тему:
Публикация «Практико-значимая работа „Проектирование реализации технологии социального партнерства с родителями“» размещена в разделах
«Проектирование реализации технологии социального партнерства
с родителями».
Выполнила: Шибалова Оксана Андреевна
Воспитатель МДОУ детского сада
общеразвивающего вида №80 «Родничок»
Дмитровского муниципального района,
слушатель Дмитровской зональной
стажировочной площадки
Руководитель:
Москва
2015 год
«Проектирование реализации технологии социального
партнерства с родителями».
Тема : «Вместе дружная семья – детский сад, родители и я»
Обоснование и актуальность темы.
Семья и дошкольное учреждение являются двумя важнейшими институтами социализации детей. Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
В основе взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Вопрос о сотрудничестве родителей и детского сада особенно актуален, так как семейное воспитание претерпевает значительные изменения. В современном мире родители вынуждены зарабатывать деньги, а дети остаются в стороне.
Данный проект направлен на сплочение детского коллектива и ребенка с семьей.
Дошкольный возраст – первый этап в формировании у детей чувства коллективизма. B. А. Сухомлинский подчеркивал, что коллектив – это сложное сочетание неповторимых индивидуальностей; чем выше уровень развития каждого члена коллектива, тем интереснее коллектив в целом. «Воспитывающая сила коллектива, – по мнению В. А. Сухомлинского, – начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства имеет каждый человек, что он привносит в коллектив, что дает другим, что от него берут люди».
Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
Участники проекта : дети, родители, воспитатели.
Цель: создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.
Задачи:
– установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
– развивать социально-личностную сферу дошкольников, посредством совместной творческой деятельности детей и родителей;
– повышать педагогическую компетентность родителей.
Планируемые результаты:
– появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;
– повышение уровня педагогической компетентности родителей.
Основные задачи работы с родителями :
-установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
-объединить усилия для развития и воспитания детей;
-создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
-активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
-поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы на эту тему помогают правильно выстраивать работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи, активно используются инновационные формы и методы работы :
круглый стол, тематические выставки, семейные спортивные встречи, почта доверия, открытые занятия для просмотра родителей, конкурсы семейных талантов, день открытых дверей, сайт ДОУ.
Разнообразные формы работы с родителями должны содержать образовательные области:
«Познание» — интеллектуальное развитие ребёнка через подготовку ребёнка к конкурсам, совместные дополнительные мероприятия в семье и в детском саду.
«Социализация» — знакомство родителей с трудностями и достижениями детей на родительских собраниях, организация выставок …
«Безопасность» — информирование родителей о создании безопасных условий дома через консультации, оформлении стендов, стенгазет, плакатов, буклетов.
«Здоровье» — знакомство родителей с эффективными средствами закаливания через оформление стендов, индивидуальных консультаций, организацию «Семейных весёлых стартов» …
«Физическая культура» — знакомство родителей с лучшими достижениями в физкультуре других семей, организация совместных соревнованиях и т. д.
«Коммуникация» — индивидуальное консультирование родителей по вопросам общения, круглые столы, участие в конкурсах.
«Чтение художественной литературы» — совместное чтение детей и родителей произведений художественной литературы, консультирование родителей по выбору тематики чтения, оформление выставок.
«Художественное творчество» — совместные рисунки и поделки.
«Музыка» — музыкально-художественная деятельность в семейных праздниках, концертах.
«Труд» — совместная деятельность.
Таким образом, внедрение новых федеральных государственных требований позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи и более эффективно использовать традиционные и нетрадиционные формы работы.
Взаимоотношения с родителями целесообразно выстраивать поэтапно:
“Давайте познакомимся! ”. На первом этапе родители знакомятся с детским садом, с образовательными программами, с педагогическим коллективом, раскрываются возможности совместной работы.
Второй этап – “Давайте подружимся! ”. На этом этапе родителям предлагаются активные методы взаимодействия: тренинги, “круглые столы”, игровые семинары.
Третий этап называется “Давайте узнавать вместе”. На этом этапе можно говорить о функционировании родительско – педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка (исследовательская, проектная деятельность, совместные экскурсии, посещение выставок, музеев)
Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться принципов взаимодействия:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход - необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4. Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
5. Динамичность.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников.
Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Основной формой совместной работы педагога и родителей является родительские собрания, на котором обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности группы и воспитания детей в блоке и дома.
По виду родительские собрания можно разделить и охарактеризовать таким образом:
1. Организационные, где составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей;
2. Тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся данной группы;
3. Итоговые, имеющие целью показать учебно-воспитательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизни группы.
Чтобы родители воспитанников захотели придти на родительское собрание и могли вынести для себя полезную и интересную информацию, при проведении собраний необходимо придерживаться таких правил:
§ Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей;
§ Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
§ Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер : разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. п. ;
§ Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей воспитанников.
Определяя форму родительского собрания, нужно помнить, что постоянные лекции и беседы могут наскучить родителям, и не всегда будут иметь положительный результат. В практике педагогов дошкольного блока используются нетрадиционные формы проведения собраний.
Среди них:
Педагогическая мастерская, организационно-деятельностная игра, конференция, диспут, практикум, совместные собрания детей и родителей, собрание – конкурс.
В мастерской участники расстаются со своими традиционными ролями и это растождествление становится залогом сотворчества, глубокого взаимного интереса. Эта технология помогает включить в работу собрания каждого родителя, создает условия для проявления творческих способностей участников.
Собрание – деловая игра имеет своей целью выявить в ходе игры представления родителей по обозначенной проблеме, путях и способах ее решения, а так же способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и педагогами.
Работа родителей на собрании проходит по группам, которые могут быть такими: «дети», «администрация школы», «воспитатели», «родители», и в соответствии с полученным названием участники будут выполнять определенную роль в игре. Группу экспертов может возглавить школьный психолог. Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ ее решения. В конце игры проходит самооценка участников, в ходе которой каждому родителю необходимо продолжить фразу: работая с группой, я понял (а, что…
Собрание – конкурсы могут быть проведены под такими названиями: «Папа, мама, я – читающая семья» или «Папа, мама, я – спортивная семья», на которых, получив информацию к размышлению о значении родителей в воспитании у детей любви к книге и спорту, участники могут тут же продемонстрировать свои успехи в данных областях.
Собрание – практикум не только знакомит родителей с какими – то понятием, но и в ходе собрания обучает социальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике. Например, одна из тем такого собрания может звучать так: «Как помочь ребенку стать внимательным», где участники знакомятся с понятием внимания и его основными свойствами, изучают и демонстрируют игры и упражнения по развитию внимания.
Результатами проекта являются : повышение правовой и педагогической культуры родителей и вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ. Благодаря всей этой работе родители становятся непосредственными творцами интересной жизни детей и в детском саду и дома. Интерес и доверие друг к другу позволяют родителям наших воспитанников узнать о культурных традициях других семей, о различных подходах к воспитанию, что помогает в дальнейшем избежать проблем в детско-родительских отношениях и быстрее находить верный выход из трудной ситуации.
Для достижения успехов в воспитании необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность в них, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов.
Приложение 1
Перспективный план работы с родителями детей младшей группы 2014г-2015уч. год.
№ Форма проведения Содержание
I.СЕНТЯБРЬ
1 Анкетирование «Здоровье вашего малыша»
2 Групповое родительское собрание «Давайте познакомимся»
3 Выставки «Лето в красках»
«Дары матушки – природы»
4 Педагогические беседы с родителями Беседы на волнующие темы родителей
Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
5 Печатные консультации «Как правильно общаться с ребенком»
«Закаливание детей»
II. ОКТЯБРЬ
1 Общее родительское собрание «Роль семьи в реализации программы развития ДОУ»
- «Наши успехи» доклад зав. д/с о работе коллектива ДОУ в 2013-2014 уч. г.
- Основные направления в работе ДОУ на 2014-2015 уч. г.
-Оздоровительные мероприятия, их эффективность
- Семья и детский сад единое образовательное пространство
2 Размещение в родительском уголке энциклопедии здоровья «Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей»
3 Печатные консультации «Режим дня»
«Случайны ли несчастные случаи с ребенком в быту?»
«День рождения, вкусный праздник»
4 Выставки «Славим осень золотую»
№ Форма проведения Содержание
III. НОЯБРЬ
1 Конкурс «Изготовление кормушек вместе с детьми»
2 Игровой тренинг для всей семьи «В здоровом теле здоровый дух»
3 Педагогические беседы с родителями Беседы на волнующие темы родителей
Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
4 Печатные консультации Музыка для жизни»
«Если у ребенка плохой аппетит»
IV. ДЕКАБРЬ
1 Анкетирование «Нужны ли ребенку друзья»
2 Групповое родительское собрание «Детская дружба»
3 Выставки «Зимняя сказка»
4 Печатные консультации «Развлечения в семье, рождественские каникулы»
«Веселые игры для детского застолья»
5 Творческая мастерская Подготовка к новогодним утренникам - изготовление костюмов и атрибутов
№ Форма проведения Содержание
V. ЯНВАРЬ
1 Размещение в родительском уголке энциклопедии здорового питания «Рекомендации родителям по организации питания детей»
2 Педагогические беседы с родителями Беседы на волнующие темы родителей
Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
3 Печатные консультации «Благоприятная атмосфера в семье – залог психического здоровья ребенка»
«Роль отца в воспитании ребенка»
«Игра – как средство эмоционального раскрепощения»
VI. ФЕВРАЛЬ
1 Выпуск буклета «Чтобы помнили …»
2 Педагогический проект «Семейный маршрут по памятным местам района, города»
3 Печатные консультации «О музыкальных способностях “”Детские праздники»
«Ребенок на празднике взрослых “”Здоровая пища»
4 Педагогические беседы с родителями Беседы на волнующие темы родителей
Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
5 Фотовыставка «Есть такая профессия – Родину защищать!» Выставка армейских фотоальбомов пап воспитанников детского сада
№ Форма проведения Содержание
VII. МАРТ
1 Творческая мастерская Подготовка к утренникам – изготовление костюмов и атрибутов
2 Выставки, оформление фотовыставки «Наши замечательные мамы»
3 Развлечение для родителей и детей «Вечер народных игр»
4
Субботник
Привлечение родителей к участию в субботнике
5 Печатные консультации «Безопасная книга для ребенка»
«Компьютер : «за» и «против» «Питание мозга»
«Бережем нервную систему»
VIII.АПРЕЛЬ
1 Анкетирование «Природа в жизни вашей семьи»
2 Конкурс детско- родительских работ «Пасхальное диво»
3 Печатные консультации «Роль природы в развитии ребенка дошкольного возраста»
«Прогулки – это важно»
«Как не надо кормить ребенка» «Игры на природе»
IX. МАЙ
1 Общее родительское собрание - Концерт «Мы желаем счастья вам»
- Что мы сумели сделать с вами за год.
- О наших планах на лето.
2 Выставки Выставка работ художественно-продуктивной деятельности «Чему мы научились за год»
3 Экологическая акция «Доброе дело»
4 Выпуск буклета «Страна безопасности»
5 Выпуск энциклопедии для родителей «Интересный досуг» Рекомендации для родителей
Используемая литература
.Богомолова, З. А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 2
Давыдова О. И., Богословец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ. М – 2005г.
«Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития» Линка-пресс, Москва, 2001.
Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями : Пособие для педагогов и родителей.
Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. – М., 2005г.
Крылова, Н. Каким должно быть общение детского сада с семьей?
А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина «Работа ДОУ с семьёй», Москва, 2004
Солодянкина О. В. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй» М:АРКТИ, 2004.
Хабибуллина Р. Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельностости ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика
Интернет-ресурсы.