Любовь Сваталова
Реализация технологии социального партнерства с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
«. дошкольник не эстафета, которую пере-дает
семья в руки педагогов детского сада.
Здесь важен не принцип параллельности,
а принцип взаимопроникновения двух
социальных институтов. Тенденция,
направленная на укрепление семьи,
минимизирует общественное воспитание
в пользу семейного».
(Из Концепции дошкольного воспитания)
Публикация «Реализация технологии социального партнерства с родителями» размещена в разделах
Современная семья переживает серьезный кризис, который выражается в усугублении трудностей семейного воспитания, ослаблении внимания к духовным ценностям. Отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к их роли, снижение социальной установки на воспитание, образование детей, противоречивость представлений, о целях, задачах воспитания, закономерностях психического развития ребенка — все это отрицательно влияет на стабильность молодой семьи и полноценное становление личности ребенка, усиливает эмоциональную напряженность в семье, отрицательно сказывается на развитии детей.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в перестройке экономики и смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности зачастую доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, толерантности, гражданственности, патриотизме.
С другой стороны, и это парадоксально, мы имеем богатое наследие педагогической мысли, насчитывающей тысячелетия, проверенное мно-говековым опытом. Воспитательные традиции, на которые опиралась пе-дагогическая мысль на Руси, вбирала в себя обобщенный опыт прежних поколений, их убеждения, взгляды, нравы, нормы поведения, поддерживаемые общественным мнением. Эта идея проходит в суждениях прогрессивных педагогов прошлого, начиная от «Поучений» Владимира Мономаха до высказываний В. А. Сухомлинского, откровений Д. С. Лихачева — «совести XX века». И это дает надежду, что связь времен, основанная на гражданских позициях, на принципах органического соединения семейного и общественного воспитания, будет восстановлена.
Пояснительная записка
Долгие годы государство выдвигало на первый план производственные и общественные задачи, таким образом, оттеснив родителей не только от воспитания своих детей, но и от ответственности за них, переложив целиком воспитание детей на общество.
Неразрешимы пока противоречия между материальными и духовными запросами, а также между семейными и производственными обязанностями, женщины снижают статус матери, а «отцовство, как важнейший институт социализации, фактически погублен».
Подорвано доверие к воспитателю, родители не удовлетворены, как проходит воспитательный процесс в детском саду. После посещения детского сада детей водят в престижные гимназии, элитные лицеи, авторские школы, при этом детский сад дети посещают от случая к случаю, без особого желания.
Детские сады продолжают оставаться закрытыми учреждениями, родители плохо или совсем не представляют содержание воспитания, обучения детей в детском саду, поэтому они часто глухи к советам, просьбам воспитателей, не идут на контакт. Эти родители — сторонние наблюдатели.
Часть родителей не устраивает роль сторонних наблюдателей. Они вкладывают средства в развитие детского сада, высказывают свои предложения, пожелания, требования, формируя таким образом «социальный заказ». Но и здесь возникает проблема: ставка на музыку, танцы, иностранные языки; это, скорее, дань моде, а не «социальный заказ». Помочь сформулировать его может воспитатель, прислушиваясь, безусловно, к мнению родителей, их запросам, сопоставляя возможности ребенка, детского сада и семьи.
Родители и педагоги часто не чувствуют себя единомышленниками, сотрудниками, а скорее всего оппонентами, не всегда понимающими друг друга.
В последнее время школа стала предъявлять новые, необоснованно завышенные требования к уровню развития детей при поступлении их в школу, устраивая экзамены, проводя тестирование, собеседование. Родители стали требовать от воспитателей подготовку детей к школьному процессу, понимая это как умение писать, читать, считать. Это выражалось в следующем: «Не занимайтесь с ребенком всякими пустяками — играми, готовьте его к школе». При этом родителей совсем не занимает, не беспокоит, как ребенок общается со сверстниками, чему печалится, радуется, что ему дорого, чем гордится и др., т. е. вопросы воспитания они считают лишними.
Особую тревогу вызывают семьи, где есть ребенок с проблемами в развитии. Родители либо не предают значение этой проблеме и серьезно не озабочены ее решением, либо, напротив, чрезмерно акцентируют внимание на проблеме, постоянно находятся в повышенном эмоциональном состоянии, что провоцирует развитие неврозов у детей. Таким семьям помощь просто необходима.
Сегодня у родителей появилась возможность (и это веяние преобразований, основанных на принципах гуманизма, демократизации общества) нанять гувернантку, определить ребенка в частный детский сад, элитную школу — вариантов много. Детский сад оказался в состоянии конкуренции с другими формами воспитательных услуг. Изменение социокультурного контекста, появление новых ценностей, новых запросов к образованию и воспитанию, нововведения государственного устройства способствовали переменам в стилистике человеческих отношений.
Таким образом, необходимо выстроить диалог детского сада и семьи, основанный на сотрудничестве, содружестве, взаимопомощи, чтобы затраченные усилия не отличались столь разительно от итогов воспитания детей, чему в решающей степени способствуют совместные усилия семьи и детского сада.
Мы убеждены, что успешное развитие взаимодействия дошкольного учреждения и семьи может осуществляться при выполнении обязательных условий, которые представлены в качестве рекомендаций:
четкая стратегия взаимодействия, постановка целей, направленных на решение общих проблем;
единство задач и содержания воспитательной работы ДОУ и семьи, преемственность в содержании и технологиях педагогического просвещения родителей, в целях успешной социализации личности дошкольника в условиях ДОУ и семьи;
обеспечение индивидуального, дифференцированного подхода к работе с семьями воспитанников;
владение педагогами методами обучения родителей;
планирование педагогами в календарных планах различных форм общения с родителями (родительских клубов по интересам, музыкальных гостиных, мини-музеев из экспонатов семей воспитанников);
наличие в ДОУ документации (протоколы собраний, консультаций и др., раскрывающей работу педагогов с родителями;
подбор материалов в помощь педагогам (памятки, вопросники, лучший опыт семейного воспитания);
участие педагога-психолога и педагогов в пропаганде целей, задач, содержания и методов семейного воспитания дошкольников.
Данные рекомендации в основе своей опираются на принцип обратной связи. Осуществление такой связи полезно и семье и дошкольному учреждению. Педагоги получают руководство к действию, а родители еще раз задумываются о воспитании ребенка, проблемах учреждения.
Таким образом, концептуальные подходы к организации взаимодействия с семьей строятся на признании главенствующей роли семьи как первого воспитателя ребенка, создании атмосферы доверия, открытости, общения, взаимного уважения и признания сильных сторон и семьи и детского сада.
Цель
Основной целью диалога ДОУ и семьи является создание единого пространства семья - детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.
Задачи
Выработать систему мероприятий по созданию условий для взаимодействия ДОУ и семьи.
Разработать механизм, позволяющий выстраивать отношения с родителями воспитанников.
Определить критерии результативности этих отношений.
Основные направления взаимодействия ДОУ и семьи
Действия Приобретение для семьи, ребенка
1. Глубокая социальная диагностика изучения особенностей внутри-семейного воспитания Убеждение в том, что эмоциональная нестабиль-ность в семье приводит к повышенной тревожности и неуверенности детей. Стремление родителей следовать советам врача, психолога, психотера-певта
2. Разработка и реали-зация совместно с семьей индивидуальных программ помощи соб-ственному ребенку Осознание своих возможностей, возможностей де-тей; стремление к сотрудничеству с воспитателями. Получение представления о работе воспитателей, вызывающее уважительное отношение к ним
3. Просвещение, инфор-мированность родителей Расширение представлений об особенностях разви-тия детей, использование методов коррекционно-развивающей работы с ними. Повышение роли ро-дителей в формировании эмоционального образа ребенка
Основные принципы взаимодействия ДОУ и семьи.
В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы.
Преемственность согласованных действий. Главный мотив взаимодействия родителей и педагогов (по словам В. А. Сухомлинского) заключается в том, «. как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Взаимопонимание семьи и детского сада — этого единого пространства, объективной реальности — состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу
единства, уважения и требований к ребенку, распределения обязанностей и ответственности».
Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ. Наиболее существенными принципами во взаимоотношениях ДОУ и семьи являются гуманность, толерантность, т. е. признание достоинства, свободы личности, терпимость к мнению другого; доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.
Открытость. Новые социальные изменения в обществе требуют от воспитателя ДОУ открытости по отношению к семье воспитанника. Подобный подход будет действенным в том случае, если провозглашаемые ценности преобразуются в ценности, объединяющие социальный, интеллектуальный, культурный опыт всех, живущих в едином педагогическом пространстве: самих детей, членов их семей, воспитателей, специалистов ДОУ, социальное окру-жение.
Индивидуальный подход к каждой семье. Все семьи отличаются друг от друга. Эти различия зависят от многих факторов: родительской и человеческой культуры, традиций семьи, социального положения, особенностей здоровья членов семьи, ее состава, жилищных условий, образовательного ценза, внутрисемейных отношений, наличия животных в семье, предпочитаемого вида отдыха и многого другого.
Эффективность форм взаимодействия ДОУ и семьи. Реалии современности требуют изменения привычной ситуации и выстраивания системы взаимодействия с родителями. Эффективность выбора форм зависит от умения выделить наиболее важные проблемы сторон, привлечь внимание к ним, искать приемлемый путь решения. Проблему заявляют все те, кто входит в педагогическое пространство
Формы сотрудничества с семьей
При описании форм сотрудничества с семьей сначала в схематическом виде отображаются методы изучения семьи, а также принципы и условия работы с родителями.
Затем демонстрируется, как ДОУ осуществляет координацию в воспитании и обучении детей с их родителями (другими членами семьи) :
родители участвуют в работе совета педагогов, органов самоуправления;
имеется родительский комитет (другие формы объединения родителей);
родители имеют возможность присутствовать в ДОУ (на занятиях и др., помогать в организации и проведении мероприятий, режимных моментов;
педагоги организуют работу с коллективом родителей (проводят общие и групповые собрания, беседы, тематические выставки, семинары и пр.);
педагоги оказывают индивидуальную педагогическую помощь родителям (проводят консультации, посещения семьи на дому и др.);
организуются совместные мероприятия с участием воспитанников, педагогов и родителей (тематические вечера, семейные праздники и др.).
Актуальность проблемы социального партнерства ДОУ и семьи.
Анализ литературы о социальном партнерстве показал, что как термин, так и сама деятельность, достаточно это новые явления для системы образования Российской Федерации, особенно как фактор развития системы в новых условиях. Об этом говорит, к примеру, тот факт, что в текстах двух законов «Об образовании» термин «партнерство» не упоминается вообще.
Но в правительственном документе «Модернизация образования» уже ставятся такие задачи:
- обеспечение открытости системы образования разнообразным воздействиям со стороны общества, государства и экономики при сохранении ее внутренней целостности и поддержания высоких академических стандартов;
- создания системы попечительских советов, поддержки профессиональных сообществ в сфере образования, их привлечение к решению вопросов образовательной тактики и стратегии на федеральном и региональном уровнях.
В гуманистической педагогике одной из центральных проблем является задача обеспечения полного самораскрытия и самореализации воспитанника.
Процесс социализации реализуется с помощью социальных механизмов, связанных с социальными институтами общества (учреждения образования, семьи, разнообразных организаций и т. п., и обеспечивающих достижение значимых государственных, общественных и личных целей.
В заключение следует подчеркнуть, что оптимизация взаимодействия дошкольного учреждения с семьей и общественными организациями ориентирована на гуманистический подход и заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком, родителями и более широкой общественностью.