МААМ-картинки

Развитие творческого потенциала ребенка в процессе приобщения к литературным произведениям сибирских писателей

Богданова Галина
Развитие творческого потенциала ребенка в процессе приобщения к литературным произведениям сибирских писателей
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие творческого потенциала ребенка в процессе приобщения к литературным произведениям сибирских писателей.

Приобщение дошкольников к литературе – одно из приоритетных направлений современного образования.

Публикация «Развитие творческого потенциала ребенка в процессе приобщения к литературным произведениям сибирских писателей» размещена в разделах

Что мы наблюдаем в современном мире? Всё больше времени и внимания уделяется телевидению и компьютеру, а чтение отходит на второй… да и, пожалуй, даже на более дальний план. Снижается статус литературы, происходит резкое сокращение доли чтения в структуре свободного времени детей, замедленное вхождение в книжную культуру. Теряется самоценность детства, исчезает потребность в художественном слове как средстве общения с детьми, снижается интерес к чтению. А ведь не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

Особенно велико значение книги в период интенсивного становления личности – в детские годы. Книга, прочитанная в детстве, нередко оставляет неизгладимый след в душе, запоминается на всю жизнь. Чем раньше ребёнок возьмёт в руки книгу, тем больше навыков читателя приобретёт.

Очевидно, что в решении вопросов литературного образования существенную роль играет деятельность ДОУ по приобщению детей к литературе. Не случайно в ФГОС чтение художественной литературы выделено в образовательной области по речевому развитию, содержание которой «должно быть направлено на достижение основной цели: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг…».

Я сама очень люблю читать. Поэтому решила привить эту любовь к чтению и своим воспитанникам.

Сибирские сказки о животных наиболее близки и доступны детям дошкольного возраста. Они невелики по объёму, просты по композиции, нередко с юмором. Героями сказок чаще всего бывают сибирские звери, птицы, рыбы (соболь, бурундук, горностай, омуль и др.). Язык изобилует пословицами, поговорками и другими элементами сибирского просторечия («собака собаку по лапе знает», «ни кола, ни двора», уменьшительно-ласкательные формы («уточки», «гусяточки», особый ритм («шла-шла, гору нашла, море прошла, молот избила, просвиру изгрызла», «сапоги износила», красочные сравнения («платье-то, как звёзды на небе горят»).

Во многих сказках присутствует сибирская лексика : название сибирских сёл, деревень, городов, рек, краёв. Таким образом, сказки, созданные народами Сибири, имеют богатый потенциал для нравственного развития старших дошкольников, так как знакомят детей с окружающей сибирской природой, национальными традициями, обычаями народов Прибайкалья.

Цель, которую я поставила перед собой – Формирование знаний у детей дошкольного возраста о литературных произведениях писателей Сибири в соответствии с возрастом.

---Развитие творческих способностей на занятии мы используем следующие приемы:

• Драматизация отрывков наиболее интересных с точки зрения активизации словарного запаса. (Используем метод импатии. С помощью него дети учаться передавать эмоциичерез вхождение в образ сказочного героя).

• Кукольные спектакли.

• Чтение в лицах.

• Иллюстрации любимой книги.

• Придумывание необычных окончаний к сказкам.

• Рассказать о самом смешном и грустном эпизоде.

• Рассказывание сказок по картинкам.

«Расскажи стихи руками».

Мне предстояло решить следующие задачи:

1. Развитие познавательной активности детей, обогащение их представлений о мире природы через произведения писателей Сибири.

2. Обогащение представлений детей о животных в сибирской тайге.

3. Воспитание у детей интереса к живой природе, и эмоциональной отзывчивости.

Начала работу с малышами. Большую помощь мне оказала книга З. А. Гриценко «Ты детям сказку расскажи». В ней автор рекомендует знакомить детей с элементами биографий авторов с 4 лет. Но, конечно, такой материал сложноват для восприятия малышей. Поэтому я начала знакомить детей с авторами через их произведения и рассматривание портрета писателя. Помещала информацию в книжный уголок. Начинала с близких малышам авторов: С. Трофимов «Лесная азбука».

Используя сказочные сюжеты, мотивации в разных видах деятельности, можно успешно развивать творческий потенциал детей. В сказках черпается первая информация о взаимоотношениях между людьми. Продолжая работу и по знакомству с писателями. Я стала устраивать в группе выставки книг разных авторов. Дети с удовольствием приносили книги из дома. Так кроме авторских выставок, были оформлены выставки книг по временам года, энциклопедий, сказок, «Моя любимая книга», о животных, новогодних книг. Воспитанники посещают библиотеку. Здесь проходят встречи в детском клубе «Узнай-ка». Дети закрепляют знания, полученные на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Встречи проходят в форме бесед, викторин, игр, дети с удовольствием смотрят отрывки из мультфильмов по литературным произведениям, рассматривают книги, представленные на организованных по темам выставках, а также была оформлена подписка на журнал «Сибирячок».

Моя работа была бы не полной без участия родителей. Родители участвует в выборе стихов и заучивают их с детьми дома для вечеров поэзии. Приносят книги для выставок. Я провела родительское собрание «О пользе чтения», вручила родителям памятки, провела анкетирование «Как обращается ваш ребёнок с книгой», консультацию «Что и как читать детям». В информационный уголок помещала материал «Как учить стихи дома», «Читаем и рассказываем сказки сибирских писателей», «Книга как средство знакомства с природой».

Произведения писателей Приангарья вводят ребёнка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Ребенок учится вглядываться в разнообразие мира окружающей нас мировой сокровищницы - Байкал, в человека, живущего рядом, в мир животных и растений Прибайкалья, учится видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе.

Чтение способствует воспитанию любви к природе, развитию сопереживания к ее бедам, желанию бороться за ее сохранение. Воспринимая литературные произведения писателей Приангарья, ребенок-дошкольник начинает осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности и понимать уникальность родного края. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых, ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Важно не дать угаснуть детской любознательности, развить наблюдательность, помочь в познании окружающего мира. Прочитанные в детстве книги остаются в памяти на всю жизнь. Поэтому так важно начинать знакомство с родным краем через книги, написанные сибиряками.

Итогом моей работы было то, что дети научились бережно обращаться с книгой. Когда ребята брали книгу в руки, всегда обращали внимание на автора, спрашивали, кто её написал. Даже если дети не запомнят всех авторов, они у них на слуху и в памяти. Начинаешь рассказывать – вспоминают. Всегда очень ждали встречи с новой книгой или новым произведением, каким-то произведениям отдавали предпочтение. Почти все дети в группе записались в библиотеку и регулярно её посещают. Ну и, конечно, любят читать и слушать книги. И в наши дни актуальна пословица «Книга – лучший подарок».

Публикации по теме:

Развитие творческого потенциала педагогов ДОУ Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня, мы, будем говорить о творчестве педагогов, о нашем с вами творческом потенциале. И как его развить.

Личностно-ориентированное занятие-игра, направленное на развитие творческого потенциала Тема занятия: Личностно-ориентированное занятие – игра, как развить творческий потенциал? Формат мероприятия: ролевая игра. Цель научить.

Методическая записка «Развитие творческого потенциала детей в Детской школе искусств»Методическая записка «Развитие творческого потенциала детей в Детской школе искусств» Методическая записка «Развитие творческого потенциала детей в Детской школе искусств им. А. И. Плотнова» Искусство обращенное к внутреннему.

Педсовет «Развитие кадрового потенциала в процессе внедрения ФГОС до». ОтчетПедсовет «Развитие кадрового потенциала в процессе внедрения ФГОС до». Отчет В ноябре 2018 года согласно годовому плану МБДОУ детский сад "Василек"на 2018-2019 уч. г. состоялся педагогический совет на тему: "Развитие.

Развитие индивидуальности и творческого потенциала детей посредством современных техник декоративно-прикладного творчества 1 слайд Развитие творческой личности ребёнка – одна из важнейших задач, стоящих перед педагогом. Эффективным средством для достижения этой.

Развитие образной речи детей путем игр-драматизаций по литературным произведениям Сегодня наши дети мало получают духовную пищу! Практически исчезают образцы литературной речи, и даже книги и речь дикторов далеко не всегда.

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации Актуальность проблемы основывается на том, что изменения, происходящие в современном обществе, требуют от человека способности находить.

Развитие творческого потенциала дошкольников через знакомство с кубанскими традициямиРазвитие творческого потенциала дошкольников через знакомство с кубанскими традициями Составила воспитатель МБДОУ детский сад №12 Косивченко Ю. А. ст. Каневская 2019 г. Развитие творческих способностей у дошкольников является.

Развитие творческого потенциала педагога «Только творческий педагог может развить творческое начало в ребенке.» В. А. Сухомлински. Инновационную деятельность в образовании следует.

Развитие интеллектуального, творческого потенциала дошкольников в театрально-творческой и эстетической деятельности Статья: «Развитие интеллектуального, творческого потенциала дошкольников в театрально – творческой и эстетической деятельности» Воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческого потенциала ребенка в процессе приобщения к литературным произведениям сибирских писателей
Опубликовано: 3 мая 2019 в 19:21
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческого потенциала ребенка в процессе приобщения к литературным произведениям сибирских писателей» (включая файлы) размещена пользователем Богданова Галина (УИ 1928915) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД