Людмила Юрьевна Кострова
Театрализованная деятельность как средство социализации личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
«Театрализованная деятельность как средство социализации личности дошкольника»
Кострова Л. Ю., преподаватель
Костанайского педагогического колледжа
Публикация «Театрализованная деятельность как средство социализации личности дошкольника» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты (К. С. Станиславский) «Волшебный край!» - так когда-то назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Театр – это один из самых доступных для детей видов искусства. Театральное искусство являясь важным фактором художественного развития, оказывает большое психотерапевтическое воздействие на эмоциональную сферу ребенка, выполняя при этом коммуникативную, регулятивную, катареистическую (очищающую) функции.
Дошкольники очень любят игры, напоминающие театральные представления, где одни дети – артисты, другие – зрители. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях; зародит стремление в нем самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Театрализованные игры позволяют успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения : развить художественный вкус; творческие способности; сформировать устойчивый интерес к театральному искусству. Это все в дальнейшем создает у ребенка потребность обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия. В театрализованных играх – представлениях с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка разыгрываются определенные литературные произведения. Дети не только знакомятся с его содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театрализованные игры являются средством всестороннего развития ребенка дошкольного возраста. Они обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивают интерес к литературе и театру, совершенствуют навык воплощать в игре определенные переживания и побуждают созданию новых образов. Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти и всех видов детского творчества: художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического и художественно-продуктивного. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, используют интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Формируется диалогическая эмоционально насыщенная речь, активизируется словарь ребенка. С помощью игр дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажи и событиям, поэтому театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. Совместная работа педагога с детьми над театрализованной деятельностью – это анализ содержания произведения, распределение ролей, игровые упражнения, этюды, способствующие практическому эмоциональному освоению действий по сюжету, интеграция видов деятельности.
Театрализованная деятельность интегративна, в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом, проявляются в разных видах детской активности (речевой, художественно-продуктивной, музыкальной и др.). На музыкальных занятиях дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами и мимикой. Они слушают музыку к очередной игре-представлению, отмечая, разнохарактерное его содержание. На познавательно-речевых занятиях у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над артикуляцией с помощью скороговорок, чистоговорок, потешек и прочее; дети знакомятся с литературным произведением и народным фольклором к игре. В художественно-продуктивной деятельности знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию в литературных произведений, учатся рисовать различными материалами по сюжету сказки или отдельных его персонажей. Особое содержание и настроение должна приобрести вся игровая деятельность детей в свободное время под руководством воспитателя и в самостоятельной деятельности. Дети играют в «театр» Они выступают то в роли актеров, то зрителей, контролеров, билетеров, дежурных по залу, экскурсоводов по выставочному залу, они рисуют афиши, пригласительные билеты, готовят выставку своих работ. В дни, когда намечена игра-представление, распределяются роли между всеми детьми группы, кто пойдет разносить пригласительные билеты для зрителей, кто примет участие в оформление выставки, повесит афишу, кто поможет подготовить костюмы, атрибуты. Кто-то контролер, экскурсовод, дежурный по залу сцене… В назначенный час приходя гости (зрители- дети другой группы и взрослые). Спектакль начинается. Целесообразно задействовать в нем как можно больше детей. Достичь этого можно, меняя в каждом действии детей-артистов, включить в действие взрослых. Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей, как в реальных так и в воображаемых ситуациях. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что важно для их социального развития.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает ему преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных областей, которые решаются сегодня в процессе организованного развития. В сфере познавательного- речевого развития: развитие разносторонних представлений о действительности; наблюдение за явлениями природы, поведением животных; содействие развитию монологической и диалогической речи; обогащение словаря, образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов; овладение выразительными средствами общения. В сфере эстетического развития: приобщение к искусству; создание выразительного художественного образа; обучение самостоятельному нахождению приемов изображения. В сфере социального развития : формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности; воспитание культуры познания взрослых и детей; воспитание эстетически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе; развитие эмоций. В сфере развития движений: согласование действий и сопровождающей их речи; развитие умения воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа. Каким образом эти задачи мы решаем в рамках театрализованной деятельности : знакомим с разными типами театров; правилами поведения в театре, с работниками театра (кроме артистов, над постановкой театрализованной деятельностью работает много людей: режиссер, композитор, художник, гример, постановщик танце, хормейстер и др.); ставим спектакли разных жанров, где дети актеры, декораторы, гримеры; организовываем сцену; Игры-представления, игра-драматизация могут вводиться в жизнь детей, как зрелищные развлечения, как фрагмент праздничного концерта или утренника.
Таким образом, театрализованные игры являются одним из эффективных средств всестороннего развития и воспитания ребенка. Потому как игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с развитием коммуникативных качеств личности.
Литература
1. Азнабаева Ф. Г., Зигангирова Г. М. Театрализованная деятельность в детском саду» - Уфа, РИО РУНМЦ МО РБ, 2009, - 128 с.
2. Нафикова З. Г., Растем, играя – методическое пособие для воспитателей детских садов. – Уфа: Китап, 2010.-96 с.
3. Мерзлякова С. И. Волшебный мир театра, - М. : Гуманит. из. центр ВЛАДОС,