Екатерина Матанцева
Проблема сформированности воображения детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 63 «Золотой петушок» города Смоленска
К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я
для родителей детей подготовительной к школе группы (6 – 8 лет) «Совята» на тему:
«Проблема сформированности воображения у детей старшего дошкольного возраста – 6-8 лет».
Подготовил воспитатель
подготовительной к школе группы «Совята» :
Матанцева Екатерина Алексеевна
первая кв. категория
Публикация «Проблема сформированности воображения детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
г. Смоленск, 2020-2021 уч. год
О проблеме сформированности воображения у детей старшего дошкольного возраста говорят, повсеместно, в последнее десятилетие, большое количество педагогов и специалистов. Отмечается, что трудности с фантазированием и воображением становятся все более преобладающими и идут по своей значимости, наравне с гипперактивностью, с задержкой речевого развития и с проблемой развития словесно-логической памяти. Все эти проблемы, в совокупности, представляют собой безрадостную картину. Ученые сделали предположение, что большинство проблем с речью и памятью у детей старшего дошкольного возраста связаны с низким уровнем развития фантазии и воображения. Так что же такое воображение? Как фантазия ребенка может быть связана с памятью и речью? Попробуем в этом разобраться.
Прежде всего, стоит определить, что же такое воображение и фантазия. Среди группы психологов и педагогов наиболее точно определили понятия «Воображение» и «Фантазия» следующие ученые: Л. С. Выготский, Р. С. Немов, П. Ф. Каптерев. Они давали следующие определения, рассматриваемых нами, понятий:
1. Л. С. Выготский: «Воображение – это деятельность психики, при которой мы воспроизводим в сознании ряд образов, пережитых нами, но восстанавливаемых нами тогда, когда непосредственных поводов для восстановления нет»;
2. Р. С. Немов: «Воображение – это психический процесс, который заключается в способности создания новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта, способность представлять отсутствующий или реально не существующий образ удерживая его в сознании и мысленно манипулируя им»;
3. П. Ф. Каптерев: «Воображение – это познавательный процесс, который заключается в создании новых образов, на основе которых возникают новые предметы и действия».
Обращая внимания на все эти определения, мы можем предположить, что воображение – это психо-познавательный процесс, возникающий в сознании ребенка или взрослого на основании чувственного опыта, пережитого ранее, или же, на основе несуществующего образа, вызывающего эмоциональный отклик в сознании и создающего образ возможной реальности в подсознании, что, в свою очередь, вызывает создание новых чувственных образов-откликов на представляемое действие. Но, исходя из этого, возникает вопрос: чем воображение отличается от фантазии?
Зигмунд Фрейд давал следующее определение понятию «Фантазия» : «…фантазия – это продукт и результат деятельности воображения, конечный образ или предмет, созданный измененным обликом действительности, отраженной в сознании». Следовательно, мы можем предположить, что фантазия – это итоговый процесс, результат деятельности воображения.
Определяя воображение как психо-познавательный процесс, стоит отметить, что прямая связь процесса деятельности воображения непосредственно взаимодействует с эмоциями, памятью и речевой активностью. Но что делать, если у ребенка отсутствует или мало развит эмоционально-чувственный опыт? Или же, что делать, если в повседневной жизни ребенок не получает достаточного объема словесно-тактильной информации, которая способствует развитию памяти и речи?
Рассмотрим подобную ситуацию поподробнее. Стоит отметить, что с расширением функций и возможностей современной электроники, а так же, с развитием широкой сферы влияния системы Интернет, современные дети стали стремительно утрачивать возможность к продуктивному функционированию воображения, так как они уже получают готовую картинку-образ с экранов телевизоров, мониторов и телефонов. Тогда как раньше, для того, чтобы получить нужную картинку, ребенку должна была поступить информация из книги или из речи взрослого. При восприятии ребенком информации из литературы и речи отмечается активизация сразу нескольких органов восприятия: глаз, ушей, иногда и кожа (тактильное восприятие книги и ее страниц, и речевой аппарат (при диалоге во время общения со взрослым). Так же, при получении информации из литературы и из речи взрослого, ребенок увеличивал свой словарный запас, что, в свою очередь, стимулирует словесно-логическую и кратковременную память, а они, последовательно, передают информацию в долговременную память, формируя образ и чувства, а это прямой путь к деятельности воображения. Следовательно, получается закономерность: источник информации + органы восприятия = речь + память + воображение. Когда же ребенок получает уже готовый образ (с экрана или монитора, то такой закономерности не возникает, формируется иная, менее устойчивая: образ + органы восприятия = кратковременная память. Отсюда мы видим, что при получении готового образа, утрачивается роль речи, долговременной памяти и воображения. Ребенок теряет очень большой объем необходимых ему функций, способствующих полноценному развитию.
Так что же делать, чтобы сохранить правильную закономерность развития детского воображения?
Прежде всего, родителям стоит обратить внимание на то, как и сколько времени ребенок проводит с телефоном, телевизором и компьютером, и минимизировать это время. Так же, необходимо больше времени уделять общению с ребенком, говорить с ним, делиться впечатлениями, рассказывать что-то новое и увлекательное. Это поспособствует укреплению эмоциональных связей между родителями и ребенком, усилит эмпатию со стороны ребенка к окружающему миру, сформирует обширный словарный и эмоциональный запас ребенка, расширит его кругозор, укрепит память и стимулирует деятельность воображения. И, конечно же, нужно обязательно читать вместе с ребенком книги и заниматься совместным творчеством. Это усилит эффект, ребенок станет получать не готовый образ, а информацию для анализа, что, в свою очередь, простимулирует процесс деятельности речевого аппарата, всех уровней памяти, воображения. Ребенок будет больше понимать, легче анализировать, получаемую информацию.
Таким образом, мы делаем вывод, что проблема развитости воображения у детей старшего дошкольного возраста актуальна и требует непременного решения, как со стороны педагогов и специалистов, так и со стороны родителей.
Помните, гармоничное развитие ребенка – это вклад в наше будущее!