Елена Исаченко
Проблема пробуждения интереса к ознакомлению с художественной литературой дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из насущных проблем современного общества является то, что дети, к сожалению, недостаточно изучают литературные произведения. Немногие родители с раннего возраста знакомят детей со сказками, стихами, потешками. Полагаю, что это происходит от непонимания молодыми родителями важности литературного чтения в воспитании личности ребенка, нехватки времени, а, так же, возможно, и с тем, что родителям молодого поколения, вероятно, так же недостаточно читали в детстве, а, следовательно, не привили к этому интерес. А ведь это один из самых простых способов проявить интерес к литературе у дошкольника.
Публикация «Проблема пробуждения интереса к ознакомлению с художественной литературой дошкольников» размещена в разделах
Личный опыт педагога и матери показывает то, что читать необходимо с рождения: потешки, сказки, а так же петь мелодичные колыбельные. Разумеется, что ребенок в этом возрасте еще не понимает смысла прочитанного и рассказанного ему, но, чтение и пение помогает успокоиться, а также малыш привыкает слышать красивую и грамотную родную речь, что способствует его дальнейшему развитию.
Лев Николаевич Толстой писал: “Я заметил, что дети имеют более охоты читать книги из народа, а именно: сказки, пословицы, сборники песен, легенд, стихов, загадок…”[2]. Педагогический опыт показывает, что данное суждение великого писателя имеет глубочайший смысл. Ведь с раннего возраста ребят так увлекают произведения, созданные народом, именно с этого и следует начинать знакомство ребенка с книгой.
Следует отметить, что дошкольники раннего возраста : до трех лет, иногда и старше, легче воспринимают литературные произведения в стихотворной форме: это и народные потешки, и авторские произведения, в которых уже закладываются основы нравственного воспитания: например, стихи С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, которые учат доброте, культуре поведения в обществе, умению сопереживать чужой беде, пробуждают желание помогать, дружить. Но постепенно необходимо приучать ребенка и слушать, и воспринимать прозу, начиная с народных сказок: «Теремок», «Репка», «Колобок». Очень полезно проигрывать данные произведения с использованием настольного или пальчикового театра. Дети более старшего возраста могут помогать в создании кукол-героев, что полезно для художественно-эстетического развития.
Естественно, что читать детям необходимо именно из книжного издания, ведь, держа в руках книгу, малыш видит перед собой иллюстрации, наглядно представляет происходящее, что еще больше пробуждает его интерес к чтению. Родителям и педагогам стоит вспомнить свое детство, когда так приятно было открывать новую книгу, перелистывать ее страницы с красочными картинками, как будто погружаясь в сказку.
Дошкольники среднего и старшего возраста уже, как правило, хорошо воспринимают прозу, и готовы к ознакомлению с более длинными литературными произведениями, с более извилистым сюжетом и насыщенным смыслом. Ребята очень любят рассказы В. Осеевой, Л. Н. Толстого, которые учат доброте, честности, справедливости. Также большой интерес вызывают произведения В. Драгунского, Н. Носова, Э. Успенского, где героями являются дети дошкольного или раннего школьного возраста. В увлекательном сюжете повествуется об их приключениях, поступках, о которых вывод предстоит сделать читателю. Очень важно для нравственного воспитания, чтобы ребенок самостоятельно сделал вывод о прочитанном. А для развития его речи, важно научить составлять короткий пересказ, в этом помогают иллюстрации, мнемотаблицы, которые можно как напечатать, так и нарисовать вместе с детьми.
Очень важно педагогам группы организовывать консультации для родителей на тему ознакомления детей с художественной литературой, предлагать к выполнению небольшие задания по прочитанным в группе произведениям (например, подготовить иллюстрации к сказкам и т. п.).
При изучении поэтических произведений, важно проводить конкурсы чтецов и литературные гостиные, что способствует также и развитию артистических способностей ребенка, а также памяти и четкого произношения.
Необходимо помнить, что литературные произведения сопровождают детей и педагогов на протяжении всего воспитательно-образовательного процесса, любую непосредственно-образовательную деятельность можно и нужно организовывать с участием сказочных персонажей. Утренники и другие мероприятия для дошкольников всегда проходят по мотивам известных сказок, что также благоприятно сказывается на развитии нравственности и личных качеств ребенка. А знакомясь с русскими народными произведениями, дети также имеют возможность отправиться в увлекательное путешествие к истокам родной культуры.
Книга – важный спутник человека с малых лет и на всю жизнь. В. А. Сухомлинский писал: “Я вижу важнейшую задачу исключительной важности в том, чтобы чтение стало самой сильной, неодолимой духовной страстью ребенка, чтобы в книге человек на всю жизнь нашел привлекательность и роскошное общение с мыслью, красотой, величием человеческого духа, неисчерпаемый источник знаний. Это одна из элементарных закономерностей воспитания». [1]
Следует отметить, что данная проблема, конечно, не открывает нам каких-либо новшеств в педагогике, но напоминает нам о том, что в погоне за прогрессом и инновациями важно не забыть о том, что главным источником знаний, основ нравственности и культуры поведения, для ребенка является книга, поэтому ежедневной задачей для педагогов и родителей должен стать поиск путей и методов привития интереса детей к литературе.
Литература :
1. Сухомлинский В. А. – М: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1997. – 224 с. – (Антология гуманной педагогики).
2. Толстой Л. Н. – М. : Издательский Дом Шалвы Амонашвили. 1996. – 224 с. – (Антология гуманной педагогики).