Наталья Архипова
Проблема формирования у детей правовой культуры в условиях семейного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
«Проблема формирования у детей правовой культуры в условиях семейного воспитания»
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня на собрании мы поговорим о формировании у детей основ правовой культуры в условиях семейного воспитания.
Повышение качества дошкольного образования связывается с внедрением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, основными принципами деятельности с детьми дошкольного возраста в условиях современной дошкольной образовательной организации (ДОО) являются гуманизация и гуманитаризация, вариативность и инвариантность, поступательность и дифференциация, интеграция, культурологический подход.
Публикация «Проблема формирования у детей правовой культуры в условиях семейного воспитания» размещена в разделах
Анализ современной нормативно-правовой базы дошкольного образования, в первую очередь, ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» (2012 г.) (ст. 64,65) позволяет констатировать, что содержание и организация образовательного процесса для детей дошкольного возраста должны быть направлены на формирование у них общей культуры, развитие личностных качеств дошкольников, формирование предпосылок деятельности, обеспечивающих социальную успешность.
ФГОС ДО особое внимание уделяет реализации в ДОО комплексного и деятельностного подхода (с приоритетом игровой деятельности, как ведущего вида деятельности и формы работы с дошкольниками, внедрению тематического планирования образовательного процесса.
Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ориентирует педагогов на овладение нормами и правилами поведения в обществе взрослых и сверстников.
Таким образом, два основных документа в области дошкольного образования ФЗ «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО особое внимание уделяют содержанию педагогической деятельности в ДОО, обеспечивающей приобщение дошкольников к общей культуре общества, культурным ценностям и овладение социальными нормами и правилами поведения.
Право – совокупность общеобразовательных правил поведения, норм, узаконенных возможностей человека, санкционированных, регулируемых и охраняемых государством.
Под правовым воспитанием принято понимать целенаправленную систематическую деятельность по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры.
Воспитание правовой культуры – обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка. Однако по отношению к детям дошкольного возраста эта задача понимается порой непростительно примитивно: мол, дети посмотрят на картинки, почитают рифмовки – и с правами будет все в порядке. Из картинок и из инсценировок по мотивам Конвенции правовая культура ребенка не возникает. Первая необходимая составляющая, обеспечивающая ее, это правовая культура взрослых и их соответствующее поведение. В детях должна воспитываться уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников.
В связи с этим сущность правовой культуры выступает как степень осведомленности граждан о праве, состоянии законности и правопорядка в обществе. Ядром правовой культуры личности является становление позитивного, развитого, целостного правосознания, побуждающего к правомерным действиям и поступкам.
Одним из приоритетных направлений деятельностей ДОО, является привитие маленьким гражданам общечеловеческих и национальных ценностей, положенных в основу прав и свобод человека и гражданина. Именно поэтому формирование правовой культуры граждан становится одной из главных задач национального образования.
Права едины для детей и взрослых. Поэтому наша главная задача – доступно разъяснить права ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность нарушения прав, при этом, не исказив их содержания.
Но как бы серьезно ни продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе.
Только нашими совместными усилиями и используя знания, терпение и такт родителей, возможно, научить наших детей навыкам правового поведения.
В семье, несмотря на постоянно возрастающий культурный уровень людей, взрослые члены семьи не всегда имеют достаточные педагогические знания, не умеют установить правильные отношения между собой и с ребенком, не проявляют достаточной заботы о гармоничном развитии его личности.
Зачастую, права ребенка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми.
"Проблемные" родители - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми вы взрослые люди калечите тело ребенка. Это - унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу. Пренебрежение может выражаться в том, что вы не обеспечиваете ребенку необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке с вашей стороны уважения, внимания, ласки, тепла.
Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют :
• Семья - 50%,
• СМИ - 30%,
• ДОО - 10%,
• Улица -10%.
Из этого можно сделать вывод, что первые жизненные уроки ребёнок получает все-таки в семье. Его первые учителя и воспитатели - отец и мать. Семья даёт первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.
Семейное воспитание должно строиться на основе равноправия, а не на подчинении одних людей другим. Вы, родители ребенка,должны стремиться, чтобы основой формирования личности подрастающего ребенка стало воспитание уважительного отношения к закону, к правам других людей, каждого человека, деликатность, вежливость и дисциплинированность.
Для себя мы должны определиться:
Каким мы хотим вырастить своего ребенка?
Кто из Вас хотел бы видеть ребенка злым и жестоким?
Вот поэтому надо категорически запретить детям бить и обижать других детей, животных, насекомых, бездумно рвать траву и цветы, ломать деревья и кустарники. Не следует покупать, приносить в детский сад всевозможных чудовищ, пистолеты. Эти игры негативно влияют на психику ребенка, вызывают агрессию. При играх с пистолетами (лучше, если дети будут играть в солдат, а не в грабителей и разбойников) учить их не целиться в человека. А лучше предлагать детям развивающие игрушки, игрушки-персонажи наших добрых сказок, играть с ними в сюжетные игры.
Не давать детям возможность смотреть фильмы-ужасы, убийства, безобразные американские мультфильмы. Лучше использовать наши диафильмы и мультфильмы, добрые детские книги и игрушки.
Читайте, играйте, рисуйте, лепите вместе со своим ребёнком. Научите его понимать, «что такое хорошо, что такое плохо»
Играйте на тему «Своё-чужое», «Я в другой стране», «Как помочь?», «Мои права и обязанности», «Кому можно помочь».
Не жалейте времени на своего ребёнка, ведь давно известно, что легче научить изначально правильно, чем переучить в дальнейшем. Знание и понимание прав ребенка всеми участниками образовательного процесса позволяет осуществить полноценное развитие ребенка при условии совместных усилий семьи и детского сада.
Рекомендации родителям:
1. Имейте терпение – дети делают ошибки, как и вы, важно сделать правильный вывод из этих ошибок.
2. Давайте и требуйте, так ребенок поймет, что вы относитесь серьезно к нему.
3. Будьте хорошим примером. Дети учатся у вас, они подражают вам, перенимают ваше отношение людям, природе, ко всему окружающему.
4. Будьте партнерами и друзьями своих детей. Это даст вам шанс для более эффективного общения с ними.
5. Поощряйте детей, в любых конкретных случаях. Важно даже, если это улыбка, доброе слово, ласка.
6. Исправляйте ошибки своих детей, но в нужный момент и постоянно.
7. Советуйте им и направляйте их, не навязывайте свое мнение, так у них будет возможность самим принять решение и почувствовать себя удовлетворенными.
8. Не бойтесь, когда не знаете, как поступить, поищите помощи. В наши дни, в информационном веке есть много способов найти ответ.
9. Не думайте только о своих интересах, желаниях, потребностях, заботьтесь о нуждах ваших детей.
10. Не проявляйте безразличия к нарушению прав других детей, может быть, они нуждаются в вашей защите.