Калина Рагимова
Консультация для воспитателей «Воспитание правовой культуры детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Детский сад №11» г. Беслана Правобережного района
Республики Северная Осетия-Алания.
ДОКЛАД
на тему: «Воспитание правовой культуры детей дошкольного возраста»
Рагимовой Калины Рамизовны
2014
Публикация «Консультация для воспитателей „Воспитание правовой культуры детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
С древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Так, Антуан де Сент-Экзюпери писал: «ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».
Ребенок с момента рождения наделен правами. Построение единой содержательной системы по защите прав ребенка напрямую связано с преемственностью между всеми ступенями образования и подкрепляется тесной связью с семьей.
Проблемы правового воспитания дошкольников подняты в работах С. А. Козловой, Э. К. Сусловой, Н. Ф. Виноградовой, В. И,Ашикова, СХ. Ашиковойа Е. В. Рылеевой.
Сделаны первые попытки в определении содержания работы с детьми дошкольного возраста по правовому воспитанию.
В то же время следует констатировать, что в этих документах намечены лишь общие подходы к решению проблемы содержания правового воспитания детей этих возрастов, что делает эту проблему чрезвычайно актуальной.
Проблема гражданско-правового воспитания имеет органическую связь с происходящими в обществе событиями и явлениями, поэтому целесообразно проследить сущность и особенности правового воспитания на различных исторических этапах.
Первый из известных и уникальный по содержанию и характеру опыт воспитания подрастающего поколения представлен древними греками. Именно в Греции впервые в истории появились школы, в основе которых заложены демократические принципы воспитания. Великие мыслители прошлого Сократ, Платон, Аристотель проявляли интерес к проблемам воспитания подрастающего поколения. Платон в труде "Государство" отмечал, что "игры наших детей должны как можно больше соответствовать законам, потому что, если они становятся беспорядочными и дети не соблюдают правил, невозможно вырастить из них серьезных, законопослушных граждан".
Вступление человечества в эпоху средневековья ознаменовалось главенствующей ролью церкви, которая, по сути, дискредитировала опыт прошлого, и сводила образование подрастающего поколения лишь к религиозному воспитанию. Окончание этого мрачного периода истории человечества совпало с появлением системы воспитания гражданина посредством знакомства с родным языком, народной педагогикой, овладения общественными и естественными науками, которую обосновал в своих фундаментальных трудах "Дидактика", "Материнская школа" Я. А. Коменский.
Я. А. Коменский выступал за раннее приобщение ребенка к элементарным общественным обязанностям и основам общения граждан в обществе.
Особое внимание хочется обратить на деятельностную природу правовой культуры. Если попытаться выяснить место различных видов человеческой деятельности в правовой культуре, то необходимо прежде всего иметь в виду две области:
1) деятельность непосредственно в правовой сфере и
2) деятельность неправового характера, но связанную со сферой действия права.
Дошкольники только начинают осваивать азы нравственно-правовой культуры. Ознакомление с правами носит пропедевтический характер и готовит ребенка к усвоению демократических ценностей и прав человека в дальнейшем. Детям-дошкольникам доступны лишь самые общие представления о своих правах и свободах, закрепленных в международных и государственных документах, а также способы их реализации в различных жизненных ситуациях.
Воспитание в духе прав человека направлено на формирование у ребенка чувства справедливости, всеобщего равенства прав и возможностей. Поэтому недопустимы несправедливость, меры воздействия, принижающие человеческое достоинство детей, нарушающие их право быть любимыми, равными среди других. Правовое образование дошкольников предполагает ознакомление юных граждан с конкретными и понятными им правами.
Детям доступны такие четыре группы прав :
1. Права на достойное существование, выживание, включающее право на жизнь и здоровье, жилище, пищу, имя, семью, заботу родителей, гражданство.
2. Права на развитие, образование, отдых и досуг.
3. Права на защиту от унижения, насилия и эксплуатации, а также особые права детей-инвалидов и сирот.
4. Права на свободу слова, мысли и деятельности.
Знакомство детей с их правами целесообразно осуществлять в двух направлениях : "Я мои права", "Я и права других людей". Это способствует пониманию таких простых и одновременно сложных истин, как: "Мои права – это мои возможности, мои свободы", "Мои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека".
Анализ исследований в области правовой культуры детей дошкольного возраста
Построение демократического общества в нашей стране потребовало существенной перестройки законодательной и нормативно-рекомендательной базы системы образования.
В рекомендациях ЮНЕСКО (1974г.) основные цели правового воспитания определяются как воспитание человеческого достоинства; формирование межличностных отношений в духе терпимости, ненасилия, уважения, солидарности; передача знаний о правах человека в национальном и международном измерениях; воспитание понимания неразрывной связи прав человека и сохранения мира на Земле. Советом Европы в мае 1985г. разработана Рекомендация № Р (85)7 комитета Министров о преподавании и изучении прав человека в школах, которая советует включать в школьные программы права человека, социальные и интеллектуальные навыки, необходимые для понимания прав человека и содействия этим правам, знания, которые должны быть приобретены при изучении прав человека.
Особо следует отметить выдвигаемые конвенцией требования к образовательным процессам. Так, в ст. 29 отмечается, что образование ребенка должно быть направлено :
а) на развитие личности, таланта, умственных и физических способностей в их самом полном объеме;
б) на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;
в) на воспитание уважения к родителям, к самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает;
г) на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин;
д) на воспитание уважения к окружающей природе.
Диагностика уровня правовой культуры ребенка старшего дошкольного возраста
С целью формирования основ правовой культуры на начальных этапах становления личности был организован формирующий эксперимент. В процессе эксперимента был осуществлен поиск педагогических условий формирования основ правовой культуры на начальных этапах становления личности.
Цель декомпозировалась в следующие задачи:
- выявить специфику формирования основ правовой культуры детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста;
- разработать и апробировать программу повышения квалификации дошкольных работников и учителей начальной школы по проблеме "Обеспечение правовой культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях современного ОУ";
- разработать и апробировать программу взаимодействия педагогов образовательного учреждения и родителей воспитанников по правовому просвещению.
Формирующий этап эксперимента проводился в группах дошкольного образовательного учреждения № 11 "Чебурашка" г. Беслане в течение месяца. Работа с детьми младшей и средней группы носила пропедевтический характер, формирование основ правовой культуры было сосредоточено в старшей и подготовительной к школе группе.
Для проверки эффективности разработанного нами содержания и технологии были выделены две экспериментальные группы в количестве 20 детей 6-7 лет.
В соответствии с целями и задачами работы на формирующем этапе эксперимента были подобраны и средства формирования основ правовой культуры на начальных этапах становления личности.
Первый этап констатирующего эксперимента был направлен на изучение уровня правовой культуры детей старшего дошкольного возраста и включал три серии поисковой работы: 1 – «Беседа», 2 – «Игровая деятельность» и «Творческие задания», 3 – «Проблемные ситуации».
На этом этапе экспериментальной работы использовались такие методы, как групповые и индивидуальные беседы, наблюдение за игровой деятельностью детей, создание проблемных ситуаций и организация выполнения серии творческих заданий. Для обработки результатов первой серии экспериментальной работы была сформирована экспертная группа, в которую вошли заведующие, заместители заведующих по учебно-воспитательной работе, психолог, воспитатели ДОУ.
Тематика бесед выстраивалась в соответствии с "Временными (примерными) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ ". Одним из наиболее распространенных видов беседы является интервью. Мы остановились на частично стандартизированной форме беседы-интервью. Она предполагает стойкую стратегию и более свободную тактику.
Полученный материал позволил сделать следующие обобщения.
Отвечая на первый вопрос беседы: " Ты и я: кто мы? Как нас с тобой можно назвать, дети предлагали такой вариант ответа, как "пара" и "подружки". Индивидуальные беседы со старшими дошкольниками с опорой на картинки с изображением животных, растений, предметов, людей показали, что у значительного процента опрошенных детей сформировано конкретное представление о себе как о человеке, члене человеческого рода. Это свидетельствует о том, что дети идентифицируют себя с представителями человеческого рода, но в их речи отсутствует обобщающее понятие "люди", а значит, и нет общего представления о человеке и человеческом сообществе.
При анализе ответов на второй вопрос "Чем люди отличаются друг от друга" и третий "Чем люди похожи друг на друга", отмечаем, что опрашиваемые дети чаще акцентировали внимание на внешних признаках схожести и отличия людей (глаза, волосы, лицо). Для более точного выявления представлений детей интервьюерам приходилось использовать такой прием, как сравнение, когда детям предлагалось сравнить себя и педагога. Дети так же обращали внимание на внешние признаки сходства и отличия, и только потом, с помощью дополнительных вопросов педагогов, переходили к анализу возрастных отличий, выражению эмоций, чувств, особенностей поведения, характера, половой и социальной принадлежности.
Этот факт подтверждает многочисленные исследования педагогов о том, что дошкольники самостоятельно, без помощи педагога, не замечают существенные признаки предметов, явлений, событий. Такой признак, как обладание каждым человеком правами и обязанностями, детьми не рассматривался вовсе. Этот факт послужил поводом к тому, что интервьюеры предложили детям дополнительные вопросы: "Все люди схожи друг с другом и тем, что они обладают равными правами. А о каких правах известно тебе?" Однако, дети по-прежнему испытывали затруднения в своих ответах.
Поэтому я поставила перед собой цель: сформировать у детей способность к нравственным поступкам, приобщая детей к основам правовой культуры.
Для реализации этой цели определила следующие задачи:
1. Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
2. Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.
3. Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.
4. Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
5. Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
Организуя работу по данному направлению, я опиралась на ведущие для дошкольников виды деятельности : игровую и художественно-продуктивную. Это дидактические, ролевые и театрализованные игры; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.
Начиная работу по правовому воспитанию, прежде всего с помощью опросников выявила:
- уровень представлений старших дошкольников о правах и обязанностях человека;
- о правилах и нормах поведения в детском саду, в семье и обществе;
- устанавливалось наличие интереса у детей старшего дошкольного возраста к своим правам и обязанностям.
Уровни (высокий, средний, низкий) сформированности правовой воспитанности позволяют отследить динамику развития процесса воспитания детей старшего дошкольного возраста
Диагностика исходного уровня представлений детей моей группы о правах и обязанностях показала, что: детей с высоким уровнем составляет 0%, средним – 10%, низким – 90%.
В своей работе я использовала формулу:
P = N1 * 100%
N2
P-процент
N1 -общее количество опрашиваемых
N2 - общее кол-во ответов
Мною разработан проект по теме “Знакомимся со своими правами”. В проекте запланированы мероприятия, позволяющие в полной мере осуществлять нравственное воспитание, рассмотрев со всех сторон критерии нравственности. В работе с детьми использовались проективные методики, беседы. Содержательную информацию о психологическом климате семьи получили из рисунков на тему: “Моя семья”, “Самый добрый человек”.
К концу учебного года диагностируемые результаты по сравнению с сентябрём значительно улучшились. Так, количество детей с высоким уровнем стало – 10 %, со средним – 80%, низким – 10 %.
В перспективе планирую продолжить работу с детьми подготовительной к школе группы по ознакомлению детей с собственными правами посредством проекта “Откуда мы родом”.
Считаю важным разъяснить ребёнку, что он – часть не только семьи, но и общества; что у него есть определённые права и обязанности. Способствовать тому, чтоб ребё нок понял и прочувствовал: члены семьи связаны между собой родственными и духовными узами. Привить уважение к своим предкам, ближе познакомить дошкольника с миром взрослых.
Экспериментальное изучение уровня развития правовой культуры дошкольников, а также проведенные занятия по повышению данного уровня позволяют сделать следующие выводы:
Детям старшего дошкольного возраста (5-6 лет) доступна система знаний о правах человека, четко структурно оформленная и опирающаяся на следующие принципы отбора:
- права, с содержанием которых дети постоянно встречаются в своей жизни;
- права, которые наиболее часто нарушаются взрослыми или другими детьми;
- права, знание которых может способствовать развитию интереса детей к социальным явлениям и доступны познанию на уровне элементарных обобщений.
Формирование у детей 5-6 лет представлений о правах человека происходит более успешно при использовании поисково-экспериментальных, игровых, проблемных, практических методов, наблюдения и самонаблюдения, что делает этот процесс личностно-значимым.
В результате проведенного эксперимента можно придти к заключению о том, что после проведения серии занятий с целью повышения уровня правовой культуры наблюдаются существенные изменения в знаниях детей в области права. Так, диагностика показывает, что количество детей с высоким уровнем правового воспитания выросло. В то же время, наблюдается тенденция к уменьшению количества дошкольников с низким уровнем знаний в области права.