Галина Иванцова
Психолого-педагогический аспект реализации духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Психолого-педагогический аспект реализации духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста»
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Одной из задач, на решение которых направлен федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, является объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Публикация «Психолого-педагогический аспект реализации духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Бесспорно, цельность детской натуры определяется не только суммой знаний, но и нравственными чувствами, которые изначально даны человеку, и которые важно развить и укрепить в самые ранние годы жизни. Именно старший дошкольный возраст согласно представлениям Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина является сенситивным периодом для формирования нравственных основ поведения и этических представлений. Чрезвычайно важно для развития ребенка наличие ценностной среды, возможность видеть вокруг себя идеалы, приоритеты и устремления взрослых. Все это благотворно влияет на способность определять собственные ценности растущей личности.
Одним из направлений работы в МБУ детском саду №78 «Незабудка» городского округа Тольятти является оказание помощи детям в укреплении психического здоровья посредством формирования у них представлений о жизненных ценностях. Стоит отметить, что с точки зрения богатства развития личности в понятие «психическое здоровье» мы включаем духовное начало, учим описывать свое физическое и психическое состояние, обучаем осознавать, что с ними происходит, зачем и почему они поступают в жизни тем или иным образом, отчего проявляются различные чувства, и какие бывают мысли. В рамках данной работы используем различные методы и формы:
• Использование шедевров мировой живописи – способствует формированию целостной картины мира и расширяет кругозор о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире, общечеловеческих ценностях
• Арт-терапевтические технологии - этого витамина деятельности, той добавки, которая служит двигателем развития эмоционального благополучия воспитанников. Приемы основаны на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции. В арт-терапевтическом процессе приобретается ценный опыт позитивных изменений.
• Ролевые игры – предполагают принятие детьми ролей, разных по содержанию и статусу.
• Эмоционально-символические методы (предложены Дж. Алланом) – используются две их основные модификации: групповое обсуждение чувств и ценностей; направленное рисование
• Сказкотерапевтические приемы – воздействуют на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности, являются средством отреагирования переживаний, дети через сказку воспринимают разные модели поведения.
• Подарки друг другу – дети дарят друг другу подарки, например, рисунок, поделку и т. д. Подарок возвышает как того, кому делают, так и самого дарителя, поэтому важно дарить подарки без всякой причины и повода.
Все это положительно сказывается на личностном и духовном развитии наших воспитанников.
Одним из важных условий реализации работы по духовно-нравственному воспитанию является создание и обновление развивающей предметно-пространственной среды. Многообразие подбора и расстановки оборудования, пособий даёт возможность педагогам и детям продуктивно обыгрывать его в процессе образовательной, организованной и самостоятельной деятельности. В нашем детском саду создан мини-музей кукол, где представлены куклы наших бабушек. Многие экспонаты музея сделаны руками воспитанников. Изготавливая кукол, дети уже вкладывают в них свое представление о семье. Далее с помощью игры ребенок осмысливает эти представления. Обучая детей навыкам изготовления традиционной куклы, мы стараемся всячески поощрять их стремление к самостоятельному труду, несмотря на то, что детские поделки и будут поначалу далеки от желаемого результата. Работа над куклой для ребенка – это не только источник яркого переживания, радостного удивления, важно, что созидая, он приобщается к традициям народной культуры, к истории своего края. Нравственное значение этого фактора трудно переоценить.
Психологические уголки в группах насыщены стимулами для снятия психоэмоционального напряжения воспитанников. Так, например, наличие в группе уголка уединения позволяет детям «спрятаться» от внешнего мира, посекретничать. Справиться с отрицательными эмоциями, снять напряжение, выплеснуть накопившуюся энергию дошкольникам помогают «Подушки-колотушки», «Стаканчики для криков», «Мешочки настроений», «Коврики злости», игры с песком, водой и проволокой. А научить воспитанников разнообразным способам примирения после ссоры, научить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам помогут «Коврики дружбы», «Коробочка примирения», «Дерево добрых дел». В каждой возрастной группе есть «Уголок настроения», который помогает определить эмоциональное состояние каждого ребенка в группе, выделить воспитанников, которым необходима эмоциональная поддержка и планировать работу по устранению отрицательных воздействий как в семье, так и в МБУ.
Активизирована работа с родителями по вопросам духовно-нравственного развития. Опыт нашей работы показал, что на сегодняшний день такие формы работы с родителями, как родительские собрания и групповые консультации, недостаточно эффективны, т. к. родители выступают на них формальными слушателями. Все это определяет необходимость поиска новых подходов и методов работы с семьей. При взаимодействии с родителями мы используем такие формы работы, как:
• проектная деятельность
• стендовая информация
• соц. опросы
• творческие задания на дом, интервью с родителями, совместные сочинения, письма благодарности – использование данных приемов способствует укреплению детско-родительских отношений, дети осознают свою значимость, т. к. у каждого появляется выставка собственных работ, оформляются небольшие книжки из личных сказок.
Психологическая акция, как форма просветительской деятельности, предоставляет возможность не только «охватить» максимальное количество участников воспитательно-образовательного процесса, но и «погрузить» в актуальные, насущные проблемы развития дошкольников, привлечь внимание родителей к эмоциональному миру своих детей. В процессе проведения акций «Дом счастливого ребенка», «Солнце семейных традиций» наши воспитанники учатся гордиться своей семьей – ее атмосферой, поддержкой и взаимовыручкой. Акции «Мамина колыбельная», «Цветы для мамы», «Письмо маме» - замечательная возможность для малышей сказать добрые слова, выразить свои чувства самому близкому человеку и увидеть ответную реакцию любви к себе.
Следует также отметить, что в результате проведения психологических акций в детском саду создается благоприятная среда для повышения контактов родителей с воспитателями, растет потребность в организации семейного досуга, родители становятся активными участниками развивающего процесса.
Таким образом, работа, которая ведется в нашем детском саду по духовно-нравственному развитию воспитанников, способствует тому, что дети задумываются о своей жизни, семье, взаимоотношениях с окружающим миром, о важных общечеловеческих ценностях, дает возможность проявить себя в творчестве, обеспечивают гармонию не только между разными сторонами самого человека, но также между человеком и окружающими людьми, природой.