Марина Владимировна Шорникова
Признаки, виды и особенности одарённых детей
▼ Скачать + Заказать документы
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Признаки одаренности в детском возрасте
Темочки:
1. Специфические стратегии познавательной деятельности, успешность которой проявляется на трех уровнях: быстрое освоение деятельности и высокая успешность её выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности; выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, то есть новаторство.
2. Индивидуальный стиль познавательной деятельности, выражающийся, например, в способности быстро схватывать существенную деталь информации и быстро находить пути решения сложных задач, в рефлексивном способе переработки информации, в умении обобщать информацию на основе единичного факта и интерпретировать свои умозаключения.
3. Особый стиль систематизации знаний: высокая структурированность, способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей, свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени, категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности).
4. Особая характеристика знаний: повышенная «клейкость», высокий удельный вес процедурных знаний, большой объем метакогнитивных знаний, особая роль метафор как способа обработки информации и т. д.
5. Своеобразный тип обучаемости: высокая скорость и легкость обучения, или, наоборот, замедленный темп обучения, но с последующей резкой динамикой структуры знаний, представлений и умений; высокий уровень способности к самообучению с раннего возраста.
Виды одаренности. Критерии выделения видов одаренности.
Психологические закономерности развития одаренности детей дошкольного возраста.
Первый этап (2 – 3 года) - копилка эстетических переживаний, настроений, эмоций. Первые сенсорные впечатления. Самое главное на этом этапе – пробуждение чувственной сферы, а искусство должно явиться сопровождающим фоном развития.
Второй этап (3 – 4 года) – Погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала. Ребенок данного возраста очень активен, он с интересом берется за любое дело, не зависимо от уровня его сложности и новизны. Учитывая это, необходимо предоставлять детям широкий спектр различных видов деятельности. Очень важно на данном этапе наблюдать за ребенком.
Третий этап (4 – 5 лет) – интерес, желание, творческий поиск. Главное на данном этапе поддержать ребенка, помочь ему определиться. На данном этапе уже возможна работа по объединению детей имеющих однотипные способности в группы для дополнительных занятий.
Четвертый этап (5 – 6 лет) – яркие проявления природного потенциала. Если на предыдущих этапах деятельность затевается ребенком просто ради самой деятельности, то теперь ребенок стремится к достижению результата в ней, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной. Детям предлагают различные виды интеллектуальных игр.
Пятый этап (6 – 7 лет) – проявление одаренности. Первые шаги в мир профессионального искусства. Данный этап характеризуется тем, что у отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии у них определенной степени одаренности. Сопровождающий фон развития ребенка (кружки, индивидуальная работа) это пробуждение его природного потенциала, первый этап развития способностей дошкольника.
1. По видам деятельности:
в познавательной деятельности – интеллектуальная одаренность различных видов;
в художественно - эстетической деятельности – хореографическая, сценическая, изобразительная, музыкальная, литературно-поэтическая;
в практической деятельности – одаренность в ремеслах, спортивная, организационная;
в коммуникативной деятельности – лидерская.
2. По степени сформированности:
Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.
Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. актуальную одаренность; потенциальную одаренность
3. По форме проявления:
- Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе», в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.
- Скрытая одаренность проявляется в нетипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии о4. По широте проявлений в различных видах деятельности:
Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. Важнейшие аспекты общей одаренности умственная активность и ее саморегуляция.
Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т. д.). общую одаренность; специальную одаренность.
jдаренности такого ребенка. явная одаренность; скрытая одаренность.
5. По особенностям возрастного развития: раннюю одаренность и позднюю одаренность.