Наталья Петрова
Конспект НОД «Природа вокруг нас»
Методическая разработка по познавательному развитию.
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе на тему:
«Природа вокруг нас»
Цель: Формировать у детей представления о природе города Пучежа.
Задачи:
«Социально – коммуникативное развитие» : развитие свободного общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми, сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, умение адекватно оценивать собственные возможности.
Публикация «Конспект НОД „Природа вокруг нас“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
«Познавательное развитие» : развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Расширение представлений детей о животном и растительном мире нашего края. Содействие формирования реалистических представлений о природе. Закрепление «Правил друзей природы». Воспитание чувства единства человека и природы. Активизация памяти и внимания детей, развивать логическое мышление.
Предварительная работа:
Рассматривание Красной книги; разучивание стихотворений; чтение рассказов о животных, птицах, о лесе, о растениях: Н. Сладков «Азбука леса», М. Пришвин «Глаза леса», Н. Сладков «Запущенный лес», Г. Скребицкий «Передышка» и др. ; Экскурсия на набережную к реке Волга. Рассматривание деревьев, цветов, грибов по дороге в парк.
Предпосылки учебной деятельности: умение слушать, умение обращаться за помощью, выражать благодарность, следовать полученной инструкции, доводить работу до конца, вступать в обсуждение, сосредотачиваться на своём занятии, исправлять недостатки в работе. Играть по правилам, предлагать помощь сверстнику, выражать симпатию.
Предметно - развивающая среда: презентация «Смена времён года», глобус, картинки «Смена времён года», картины «Лес»; «Правила друзей природы» - карточки со знаками: «Не разводить костёр», «Не шуметь», «Не ломать ветки», «Не рвать растения», «Не разорять птичьи гнёзда», «Не портить кору деревьев», «Не топтать грибы», «Не трогать детенышей зверей», «Не мусорить»; скамейка, дуга, «ручеёк», следы зверей (одного); картинки цветы - василёк, ландыш, подснежник; деревья - ель, сосна, берёза; картинки грибы. Аудиозапись «Лес».
Ход НОД.
Воспитатель: Ребята давайте встанем в круг и поприветствуем всё живое:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуйте, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую! (Выполнять движения в соответствии с текстом).
Воспитатель: А сейчас давайте вспомним поговорку:
Внимательно слушай, другим не мешай,
Когда тебя спросят - тогда отвечай.
Воспитатель: (слайд № 1) Ребята, сколько времен года вы знаете? Назовите их. (Ответы детей).
Воспитатель: А вы знаете, что они отличаются друг от друга погодой? (слайд № 2) Почему же за весной идёт лето, (слайд № 3) а за летом осень, а затем зима? (слайд № 4) Почему это повторяется каждый год? (Ответы детей).
Воспитатель: (слайд № 5) Это происходит потому, что наша Земля крутится вокруг солнца (слайд № 6).
Послушайте загадку:
Королева наша Осень, у тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой – кто сыночек твой второй? (Октябрь) (слайд № 7)
Воспитатель: Правильно. Дети, скоро зима, пока ещё не стало совсем холодно. Давайте мы с вами отправимся в путешествие, где встретим много интересного. (Аудиозапись).
Аутотренинг "Мы - друзья природы"
Воспитатель: Ребята, закройте глаза и представьте:
Ярко светит солнце,
Дует лёгкий ветерок
Мы вдыхаем его чистый
Свежий воздух.
Нам хорошо и приятно.
Мы хотим жить в мире с природой,
И будем с друзьями защищать всё живое.
Воспитатель: Открываем глаза. Мы отправляемся в природу, а значит должны быть аккуратными, внимательными и соблюдать правила поведения в природе. Давайте вспомним эти правила друзей природы. Приглашаю вас.
Дидактическая игра: «Найди знак».
Воспитатель: Я буду вам читать короткое стихотворение, а ответ вы найдете на карточках.
Стихотворения:
1. Что бы лес дружил с тобой,
Мусор уноси с собой!
2. НЕ ломайте, детки!
У деревьев ветки!
Каждая веточка
Для дерева- деточка.
3. НЕ порть кору деревьев
Автографом своим,
Что ты тут был, поверим,
Но лучше б ты не был!
4.Ё ж пыхтит и морщится:
«Что я вам, уборщица?
Лес никак не подмету,
Соблюдайте чистоту»!
5. Не шумите в лесу, ребята,
Лесным жителям это неприятно!
Соблюдайте тишину,
Шум не нужен никому.
6. Ты, хотя ещё ребёнок,
Но ведь ты не поросёнок,
На поляне не сори,
За собой всё убери!
7. Огонь в лесу не разводи,
Лес от пожара береги,
А коль развёл, учти:
Перед уходом затуши!
8. НЕ рвите в лесу букеты,
Запомнить надо про это.
Пусть цветы растут в лесу!
Леса береги красу!
9. Птичьих гнёзд не разоряй!
И другим не позволяй!
10. НЕ топчи грибы ногами,
Пусть их много перед вами.
Гриб съедобный забирай,
Несъедобный - оставляй!
11. Увидел детеныша,
Ты отойди,
С собою его - ты не бери!
Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас отправляемся в путь, дорожка препятствий нас ждёт впереди.
(Дети идут по дорожке "Из следа в след", перепрыгивают через «ручеёк», ползут по скамейке, пролезают под дугу боком.)
Воспитатель: Первая остановка «Растения нашего края» :
Воспитатель: Я буду вам загадывать загадки, а вы находите картинку с растением и показывайте нам.
1. На проталинке в лесу
Первым встретил я весну
Я мороза не боюсь,
Первым из земли пробьюсь. (Подснежник).
2. На зелёном шнурочке
Белые звоночки
Знают даже малыши
То лесные… (Ландыши).
3. Как зовут меня, скажи
Часто прячусь я во ржи
Скромный полевой цветок
Синеглазый … (Василёк).
4. Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Елка).
5. У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту – в высоту.
Если я не на опушке,
Ветки только на макушке. (Сосна).
6. Разбежались по лужайке
Беззаботной лёгкой стайкой
Словно девочки-подростки
Белоствольные. (Берёзки).
Воспитатель: Наша белоствольная красавица – берёзка, нравится всем. Это дерево - символ нашей Родины.
Воспитатель: А сейчас послушайте загадку.
Спрячется за пень,
Шапка набекрень.
Кто подходит близко-
Кланяется низко. (Гриб).
Воспитатель: Назовите грибы, какие вы знаете. (Ответы детей с показом картинок).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Знаете растения нашего края. Какие из этих растений занесены в Красную книгу? (Подснежник, ландыш.)
Воспитатель: А теперь в путь! Вас снова ждет дорожка препятствий.
Раз – два – три – четыре – пять –
В лес отправимся гулять. (Обычная ходьба).
По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем. (Ходьба «змейкой”).
Может быть, и под листочком
Сладку ягоду найдем.
На носочки дети встали, по дорожкам побежали. (Бег на носках).
И на каблучках пойдем,
Через лужи перейдем. (Ходьба на пятках).
Отдохнули, вот и славно.
Поговорим теперь о главном.
Вторая остановка «Животные нашего края» :
Воспитатель: Какие животные живут в наших лесах? (Ответы детей).
Воспитатель: Попробуйте отгадать, о каком звере идет речь.
1. Уши у этого животного длинные, а хвостик пушистый и короткий. Задние лапы длиннее передних. Недаром про него говорят: «Под горку вскачь, а в горку хоть плачь». Глазки у него по бокам расположены. В народе его называют Косым. Зубы у него острые, которыми он, как ножницами, срезает кору с деревьев. Кто это? (Заяц).
2. Шерсть – рыжеватая, хвост длинный и пушистый, мордочка вытянутая, уши большие, стоячие, лапки стройные, тонкие. Этот зверек встречается во многих русских народных сказках, умный и хитрый, кого угодно проведет! А еще это – проворный и осторожный зверек. Питается птичками, ящерицами, уточками, мышками. Охотится и на зайчиков. (Лиса). А в народе говорят: «Лиса – всему лесу краса».
3. Живут они в стаях. Шерсть густая, жесткая, большая голова, лапы большие, уши настороженные, глаза зеленые. Хвост большой, пушистый. Это животное боятся многие животные и люди. Кто это? В народе говорят: «Он санитар леса». (Волк).
4. Это очень крупное животное. У него большие ветвистые рога, которыми он защищается от врагов. Ноги длинные. Живет в лесу, питается травой, корой деревьев и ветками. (Лось).
Воспитатель: Хорошо вы знаете животных нашего края. Ребята, а как вы думаете, почему животные обижаются на людей? (Ответы детей).
Воспитатель: Да, некоторых животных осталось мало, люди занесли их в специальную книгу, о которой вы уже слышали, это Красная книга. (Показ книги).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Действительно природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком.
И наша с вами задача: не причинять природе вреда, беречь и охранять её!
Ребё нок:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ребё нок:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок
Если вместе я и ты
Если все сорвут цветы,
То останутся пусты
Все деревья и кусты
И не будет красоты!
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним наш девиз: «Любить и охранять - природу нашего края».
Словесная игра.
1. Домик для птиц, сделанный человеком (Скворечник).
2. Сколько времен года? (4).
3. Третий день недели? (среда).
4. Зимняя квартира медведя (берлога).
5. Дерево с белой корой (Береза).
6. Что наступает после лета (Осень).
7. Как называют человека, которой охраняет лес (Лесник).
8. Какой среди названных месяцев осенний (Декабрь, октябрь, апрель).
9. Каким словом можно назвать день осенью (Осенний).
10. Без рук, без топорёнка построена избёнка (Гнездо).
Итог НОД:
Воспитатель: Ребята, лес – это большой дом. В нём есть место для всех лесных жителей. Лес кормит своих жителей, защищает от сильного ветра, палящего солнца, в лесу чистый ароматный воздух. Хозяин всего этого огромного лесного царства – Старик-Годовик. Он следит за порядком в лесу, за чистотой, охраняет лес от браконьеров и пожаров.
Если вы знаете правила поведения в лесу, то Старик-Годовик всегда вам будет рад.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по любимому краю, возвращаемся в детский сад! Вы, настоящие знатоки природы нашего края! Любите и охраняйте природу нашего края! Сегодня вы показали, чему научились на занятиях. Все были очень активные, я вас всех благодарю! Старик годовик прислал вам сюрприз. (Детям вручаются медальки «Юный эколог» и печенье орешки).
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей). Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей).