Лариса Ефимова
«Приобщение старших дошкольников к истории и культуре малой Родины в условиях этнокультурного воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание.
ВВЕДЕНИЕ….…3
Глава 1. Теоретические основы приобщения к истории и культуре малой Родины в условиях этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Анализ требований образовательной программы дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения Цильнинского детского сада «Терем-Теремок» МО «Цильнинский район» к задачам и содержанию воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с образовательной областью «Познавательное развитие. Ознакомление с социальным миром»…. …. …. 6
Публикация «„Приобщение старших дошкольников к истории и культуре малой Родины в условиях этнокультурного воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
1.2. Обзор современной научно-методической литературы, парциальных авторских программ федерального уровня. ….…. …. …. 12
1.3. Анализ современного состояния проблемы в региональной практике дошкольного образования. ….…. 14.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по приобщению к истории и культуре малой Родины в условиях этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возрастана примере группы «Гномик» МДОУ Цильнинского детского сада «Терем-Теремок»
2.1. Констатирующий этап
Определение уровнязнания истории и культуры малой Родины в условиях этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста…17
2.2. Формирующий этап…. 25
2.3. Контрольный этап…31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ….…. 35
СИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….…. 39
ПРИЛОЖЕНИЕ…. ….…
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Проблема воспитания интереса к этнокультуре является актуальной, так как налицо недостаточный уровень «национализации» подрастающего поколения. Наша страна прошла нелёгкий период становления новых социально-экономических отношений, что повлекло за собой смену социокультурных и нравственных ориентиров. Зачастую такие ориентиры оказались просто потерянными, и новые поколения российских граждан воспитываются в идеологическом вакууме, который немедленно заполняется далеко не лучшими идеями и образцами западной культуры. Недостаточный уровень интереса к этнокультуре у юных россиян снижает нравственный потенциал подрастающего поколения и лишает российское общество перспектив поступательного развития. Осознавая эту истину, современные практики воспитания всё чаще обращаются к средоточию духовной жизни народа - наследию русской народной педагогики.
Федеральный Государственный Образовательной Стандарт дошкольного образования большое внимание уделяет приобщению детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учету этнокультурной ситуации развития детей.
Одним из направлений Стандарта является:
обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей.
объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» упоминается единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
Дошкольный возраст – это сенситивный период приобретения ребёнком основ личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают. Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным посёлком, его достопримечательностями, улицами, на которых проживают дети, с известными людьми.
Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном селе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Таким образом, существует противоречие между необходимостью усиления этнокультурного аспекта воспитательного процесса в дошкольных учреждениях и отсутствием систематической работы в данном направлении; методических разработок по внедрению новых подходов в решении задач этнокультурного воспитания детей. На разрешении данного противоречия и направлено наше исследование.
Целью данной работы является: определить эффективность педагогических условий по приобщению старших дошкольников к истории и культуре малой Родины в условиях этнокультурного воспитания.
Задачи:
1. На основе анализа педагогической и методической литературы определить состояние проблемы в практике дошкольного образования;
2. Выявить уровень знаний истории, традиций, культуры народов малой Родины детей старшего дошкольного возраста;
3. Разработать методику этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста и выявить ее эффективность.
В работе нами были использованы следующие методы исследования: анализ теоретических источников, обобщение педагогического опыта, наблюдение, психолого-педагогическая диагностика, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов.
Исследовательская работа проводилась на базе МДОУ Цильнинского детского сада «Терем-Теремок» МО «Цильнинский район».