Тиканова Нина Витальевна
Формирование гражданско-патриотической позиции детей дошкольников через знакомство с историей и культурой своей малой Родины
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование гражданско-патриотической позиции детей дошкольников через знакомство с историей и культурой своей малой Родины
Тиканова Нина Витальевна, воспитатель МБДОУ «№ 2 «Калинка»
г. Новочебоксарска Чувашской Республики»
В сложной ситуации сегодняшнего дня изучение прошлого своей страны через призму истории своего города, своего края представляется не только необходимым, но и очень важным, так как это позволяет обратиться прежде всего к повседневности, к близкой для детей российской истории, той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений, предприятий, улиц. Любая такая судьба неразрывно связывает будущего гражданина России со своей малой и большой Родиной. Возрождение духовных и культурных традиций народов, использование их в процессе образования оказывают существенное влияние на формирование личности, позволяют глубже осознать общее и особенное в национальной культуре. Разработанная мною программа «Культура родного края» для детей дошкольного возраста (старшей группы)призвана обеспечить передачу из поколения в поколение многовекового опыта своего народа, его нравственных устоев, формирования у них этнического самосознания и достоинства. «Гуманитарной основой образования и воспитания личности являются культура, язык, история, традиции народа» - указывается в программе развития национальной системы образования Чувашской Республики.
Публикация «Формирование гражданско-патриотической позиции детей дошкольников через знакомство с историей и культурой своей малой Родины» размещена в разделах
Цель: Развитие познавательных интересов детей к истории и культуре «малой» родины, их творчества и способностей, формирование эстетических чувств, речевых, трудовых, изобразительных умений и навыков. Обогащение опыта ребенка, зрительного восприятия и эмоционального мира.
Задачи:
1. Знакомство и формирование первоначального понятия «история» через историю родного города, через понятие «малая родина».
2 Развитие психофизических качеств: наблюдательности, воображения, эмоциональной отзывчивости, сенсорных способностей, произвольного внимания, способности ориентироваться в пространстве и временных понятиях.
3. Воспитывать нравственные качества личности ребенка: доброты, отзывчивости, способности к сопереживанию, уважение к культуре народов России.
Однако, включение такой программы в образовательно-воспитательный процесс - дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.
Во-первых, нужно определиться с возрастной группой. На мой взгляд, наиболее продуктивной будет работа с детьми старшей группы, так как у них, в более в полном объёме, уже сформировалось умение видеть, способность наблюдать, замечать, анализировать и размышлять над увиденным.
Во-вторых, необходимо найти место для занятий в плотной сетке образовательной деятельности ДОУ. Если ребенок устал, расстроен, он вряд ли получит большое удовольствие от занятий, поэтому, такие занятия должны обладать релаксирующей функцией, на них можно расслабиться, помечтать, рассуждать
В-третьих, воспитатель ДОУ должен отдавать себе отчет в том, что маленький ребенок не готов к восприятию сложного символического языка, к постижению скрытого смысла окружающих его вещей. Важно научить ребенка «расшифровывать» этот язык, понимать его.
Распределение тем непосредственной образовательной деятельности в сетке учебного плана остается на усмотрение воспитателя ДОУ. Без сомнения, она должна носить системный и целостный характер, учитывать возрастные особенности детей, быть связанной с базовой программой образовательного учреждения.
Программа может состоять из нескольких блоков, каждый из которых состоит из подготовительной работы в группе, одного занятия или нескольких в каждом блоке, закрепления материала.
Поэтому перед каждым занятием требуется большая предварительная подготовка для того, чтобы дать ребенку подсказку, направить его познавательный интерес в нужное русло (на заданный детям вопрос воспитателем ДОУ предлагается несколько вариантов ответов). Это может быть и игра, и беседа, и организация небольшой выставки, подборка интересной литературы. В общем, чем больше ключиков к пониманию будет в руках у ребенка, тем интересней и результативней будет его погружение. Необходимо организовать свободное общение детей с воспитателем ДОУ и друг с другом, когда в процессе работы можно свободно высказать свои мысли, объяснить возникающие эмоции, не согласиться с мнением других, в том числе взрослых.
Речь детей должна быть непринужденной, без специально заученных фраз. Свое мнение воспитатель ДОУ высказывает только после детей, ни в коем случае не подавая его как единственно верное.
После проведения занятия, конечно, желательно для закрепления полученной информации небольшая творческая работа, можно вместе с родителями. Это может быть и рисунок, и фотографии, и интересный рассказ по теме, поделка, книжка, и многое другое.
Для расширения кругозора детей и закреплению их знаний воспитателями ДОУ могут быть созданы: тематические видеофильмы, дидактические и подвижные игры, мини-музеи. Может быть использовано также чтение, заучивание художественной литературы, фольклор. Организованы встречи с писателями Чувашского края, рассматривание буклетов, иллюстраций, фотографий, изделий, предметов быта, труда, одежды; конструирование макетов домов, улиц, схем, экскурсии в музеи города. Впечатления и знания, полученные на занятиях, дети могут раскрыть через свои работы (рисунки, макеты, модели, различные постройки, поделки). По итогам проведенных занятий можно провести выставки работ детей по различным темам. Задача воспитателя ДОУ — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, воспитатель ДОУ должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Задача ДОУ через ознакомление с культурой родного края – приобщить родителей к педагогическому процессу, расширить сферу участия родителей в организации жизни дошкольника в ДОУ, создавая условия для творческой самореализации
не только педагогов, детей, но и родителей.
СЕНТЯБРЬ. БЛОК № 1 – «МУЗЕЙ ЭТО…».
Задачи занятий по блоку:
• Дать представление о предметах историко-бытовой музейной коллекции как о хранителях памяти прошлого.
• Знакомство с профессией музейного хранителя.
• Познакомить с видами музеев.
• Помочь детям осознать, что прошлое не исчезнет бесследно, его хранят местность, здания, предметы, человеческая память.
• Создать условия для эмоциональной встречи с «прошлым».
Форма взаимодействия :
Экскурсии в музеи города.
ОКТЯБРЬ. БЛОК № 2 «МЫ ЖИВЕМ В РОССИИ».
Мы живем в России. Геральдические символы России. Права детей в России.
Россия в будущем…
Задачи занятий по блоку:
• Обратить внимание на богатство и независимость Российского государства, на тех людей, которыми гордится страна.
• Закрепить знание геральдических символов России.
• Уточнить знание детей о правах и обязанностях граждан России.
• Воспитывать чувство гордости за страну, вызывать любовь и уважение к людям, живущим в России.
• Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.
Форма взаимодействия :
Знакомство с картой России. Беседа «Государственные символы России». Рассматривание буклетов, наборов открыток, книг, альбомов «Города России» (Москва, Петербург и т. д. их гербы и флаги). Чтение художественной литературы военной тематики, произведений о родной стране. Разучивание стихотворений, пословиц о России.
НОЯБРЬ. БЛОК № 3 «МОЯ СЕМЬЯ».
Задачи занятий по блоку:
• Знакомить детей с понятием «родословная», учить детей принципам составления восходящей родословной («от себя»).
• Воспитывать интерес к своим корням, родословной, любви и привязанности к своей семье,
Форма взаимодействия :
Совместное с родителями составление восходящей родословной, презентация ее на групповом собрании.
ДЕКАБРЬ. БЛОК № 4 «ИСТОРИЯ МОЕГО ГОРОДА».
Летопись города. Герб и флаг Новочебоксарска(9 февраля 2005 года).Природные и культурные объекты города. Транспорт, промышленность города. Архитектура. Достопримечательности города. За что я люблю свой город.
Задачи занятий по блоку:
• Формировать элементарные представления об истории зарождения и развития родного города, его расположении.
• Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
• Формировать умения называть и рассказывать о достопримечательностях родного города.
• Учить пользоваться картой. Упражнять детей в умении определять на карте свой город.
• Дать детям элементарные представления о происхождении герба, флага своего города.
Форма взаимодействия :
Совместное с родителями создание фотоальбомов, газет или статей с историей дома, в котором живет ребенок и его близкие, макета улицы, составленный из макетов домов детей. Совместные с родителями прогулки по улицам, с последующим составлением фотогазеты-отчета о прогулке. Экскурсии по достопримечательным местам города. Продолжать работу с картой: при помощи моделей обозначить предприятия тяжелой и пищевой, легкой промышленности, расположенные в городе, либо на которых работают родители. Репортаж (фото, видео) с работы родителей, работающих на этих предприятиях. Экскурсия по лесопарковым и водным зонам города, фоторепортаж с экскурсии. Оформление газеты «Природа родного края» с материалами по истории лесопарковых и водных зон, особенностями флоры и фауны, фотографиями с экскурсии. Экскурсия по достопримечательностям города, фоторепортаж с экскурсии. Семейная викторина «Памятники нашего города».
ЯНВАРЬ. БЛОК 5 «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО-ИСТОЧНИК ДРЕВНЕЙШЕЙ ИСТОРИИ НАРОДА».
Чувашские народные сказки, легенды, исторические сказания.
Задачи занятий по блоку:
• Формировать любовь к традициям своего народа.
Форма взаимодействия :
Чтение чувашских сказок, легенд и исторических сказаний. Посещение библиотеки, книжных выставок, посвящённых чувашским сказкам. Конкурс рисунков совместного творчества детей и их родителей "Любимые сказки""Театральная мастерская" (изготовление атрибутов и пособий к сказкам)Викторина по чувашским народным сказкам "Лиса - плясунья", "Два барана", "Пукане", "Девушка гусыня. "ГУК"Чувашский государственный театр кукол". Театрализованные представления по чувашским народным сказкам. Чувашский национальный музей. Знакомство с выставкой "Чувашская символика образов и орнамента. "
Создание совместно с родителями сказочно-игрового пространства "Сказочный мир", включающий в себя несколько универсальных центров в групповом помещении.
1. Центр народнойт сказки: сказочные образы из чувашских народных сказок (Богатырь "Улп", старичок Чике, крестьянин, царь Патша);герои сказок (животные в чувашских костюмах (лиса, волк, медведь и т. д.);куклы в чувашских костюмахАнюк и Ванюк;картины, изображающие эпизоды сказок.
2. Мини-библиотека: книги с чувашскими народными сказками на чувашском и русском языках;детские книги разных форматов (книжки-малышки, книжки-раскладушки и т. д.).
3. Этнографический мини-музей: изделия (вышитые, плетенные, глиняные, деревянные);предметы быта, одежда, орудия труда и т. д.
4. Театрально-игровой центр: костюмы героев сказок для театрализованной деятельности;театр на фланелеграфе;пальчиковый театр куклы Би-ба-бо.
ФЕВРАЛЬ. БЛОК 6 «ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ ЧУВАШСКОГО КРАЯ».
Чувашия в годы Великой Отечественной войны. Герои войны.
Задачи занятий по блоку:
• Формировать элементарные представления детей о людях, прославивших свой край в истории Российского государства.
Воспитывать чувство признательности, благодарности, уважения к знаменитым людям своего города.
• Закреплять знания детей об исторических памятниках города победителям в Великой Отечественной войне.
Способствовать воспитанию патриотических чувств и чувства уважения и почитания героев войны.
Форма взаимодействия :
Праздничный концерт для защитников Отечества, подготовить газету с именными поздравлениями. Открытые занятия с родителями, проходившими и служащими в настоящее время в Вооруженных Силах РФ. Экскурсия с возложением венка, цветов, к памятнику погибшим защитникам Отечества.
МАРТ. БЛОК 7 «МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЧУВАШЕЙ».
Отрасли с/х производства. Промыслы, ремесла. Поселения. Жилища. Обряды. Посуда и утварь. Пища. Одежда. Материалы для одежды и способы их изготовления. Вышивка. Головные уборы. Украшения. Верхняя одежда и обувь. Обрядовая одежда.
Задачи занятий по блоку:
• Закрепить знания детей о народных промыслах.
• Познакомить с историей возникновения народных промыслов, воспитывать к ним интерес.
Форма взаимодействия :
Ярмарка-выставка совместных изделий (родители и дети) по мотивам народных промыслов. Викторина «Загадки орнамента».Разучивание пословиц, поговорок, связанных с приметами, обрядами.
АПРЕЛЬ. БЛОК 8 «ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ПРЕДКОВ ЧУВАШЕЙ». Календарные праздники и обряды зимнего, весеннего цикла. Календарные праздники и обряды летнего, осеннего цикла. Чувашский календарь. Предсказания погоды.
Задачи занятий по блоку:
• Знакомство детей с чувашскими календарными праздниками и обрядами, с народным чувашским календарём.
Форма взаимодействия :
Разучивание народных песен, стихов, танцев,народных игр. («Стрельба из лука» (Ухранпемелле», «В лошадку («Лашалла», «На пахоте» («Акара», «В курицу» («Чхлла», «Слепой баран» («Суккртакалла», «Резвые белки» («ивчпакшасем», «Рыбаки» («Пулсем», «Защити флаг» («Ялавасыхла», «Иголка с ниткой» («Йппипеиппи», «Штандар-стоп!» («Штантрла») и многие другие).
МАЙ. БЛОК 9 «ЧУВАШИЯ – СУВЕРЕННАЯ СТРАНА».
Становление государственности. Государственное устройство Чувашии. Государственная и национальная символика и атрибутика (Гимн, Герб, Флаг). Государственные языки – чувашский и русский. Население. Этнические группы чувашей.
Задачи занятий по блоку:
• Знакомство детей с символами Чувашской Республики (герб, флаг, гимн).
• Воспитывать чувство гордости от сознания принадлежности к носителям традиций и культуры своего края.
Форма взаимодействия :
Совместно с родителями выпуск газеты «Мой край, родной».
ИЮНЬ. БЛОК 10 «СТОЛИЦА РЕСПУБЛИКИ – ГОРОД ЧЕБОКСАРЫ».
Крупнейшие промышленные предприятия, памятники, учебные заведения, театры, музеи города. Улицы. Историко-культурные памятники.
Задачи занятий по блоку:
• Знакомство детей с историей возникновения и названия города Чебоксары, его достопримечательностями.
Форма взаимодействия :
Экскурсии по достопримечательным местам города Чебоксары.
Совместная деятельность воспитателей ДОУ, детей и родителей научит детей ценить и беречь наследие предшествующих поколений, умело ими пользоваться. Это даст ощущение почвенности и будет способствовать формированию целостности картины мира и исторического процесса. В мире все закономерно и обусловлено, ничего не возникает на пустом месте и не уходит в никуда. Разрушение до основания не продуктивно и расточительно, такой подход обессиливает народ и ведет к исчезновению сначала культуры, а затем и его самого.
ЛИТЕРАТУРА
1. Культура Чувашского края. Часть I : Учебное пособие /В. П. Иванов, ГБ Матвеев, Н И. Егоров и др. / Сост. М. И. Скворцов. -Чебоксары: Чув. Кн. изд-во,1994
2. Кожанова М. Б. Этнопедагогизация воспитательного процесса как системообразующий фактор регионального компонента образования. – Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2005. – 120 с.
3. Махалова И. В., Николаева Е. И. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа. – Чебоксары, 2003.
4. Махалова И. В., Николаева Е. И. Солнышко сияет, играть нас приглашает. Фольклорные физкультурные занятия и праздники в детском саду. – Чебоксары, Новое время, 2006 –164 с.
5. Новые подходы к обновлению содержания дошкольного образования в чувашской Республике. / Сост. Р. Б. Кузьмина, М. А. Капустина. – Чебоксары: «КЛИО», 1998.
6. Программа образования ребенка-дошкольника. – Чебоксары: ЧРИО, 2006. – 292 с.
7. Прикоснуться к истокам культуры предков / А. Фролова, Л. Дедешко // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 5. – с. 127-128.