Приложение МААМ

Воспитание духовно-нравственных чувств старших дошкольников посредством приобщения к социокультурным ценностям Малой Родины

Скоробогаткина Марина Станиславовна
Воспитание духовно-нравственных чувств старших дошкольников посредством приобщения к социокультурным ценностям Малой Родины
▼ Скачать + Заказать документы

«Любовь к Отчизне и любовь к людям –

это два быстрых потока,

которые, сливаясь,

образуют могучую реку патриотизма».

Сухомлинский В. А.

Введение

Воспитание детей в современном российском обществе, когда меняется социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных организаций, средств массовой информации, ценностная переориентация в молодежной среде. Предполагает необходимость формирования у подрастающего поколения высоких духовно - нравственных, морально – психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества, готовность к его защите.

Публикация «Воспитание духовно-нравственных чувств старших дошкольников посредством приобщения к социокультурным ценностям Малой Родины» размещена в разделах

В обществе наблюдается

• Девальвация духовно - нравственных ценностей.

• Несформированность патриотических чувств подрастающего поколения.

• Незнание традиций, истории, культуры Малой Родины.

• Дефицит знаний о родном городе, стране.

• Недостаток чувства сострадания к чужому горю.

Особая значимость проблемы духовно – нравственного воспитания дошкольников объясняется тем, что именно в дошкольном возрасте происходит становление базиса личностной культуры, «когда кладется основание всему будущему нравственному облику человека» (Н. В. Шелгунов)

Как часто мы получаем информацию из средств массовой информации о деградации общества, о падении нравственности у молодёжи. Когда же произошло упущение, почему мы пожинаем плачевные результаты? Не потому ли, что, возможно, уделяли в своё время мало внимания духовно-нравственному воспитанию тем малышам, которые в данный момент представляют молодое поколение нашей страны.

Всем известно, что дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения.

Россия, Родина, родной край… До боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека стали уходить на второй план. В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Рост научно-технического прогресса, непрерывный каскад открытий, изобретений породили гипертрофированные представления об абсолютном приоритете логического познания перед эмоционально-чувственным, вещественного богатства над духовным. Засилье иностранных слов, песен, фильмов, игр способствует спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре. Как в век техницизма и прагматизма сохранить у детей интерес к искусству, национальным традициям, обычаям? Не получим ли мы в лице современных дошкольников «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей?

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше коллектируется с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным.

Воспитание детей без духовно – нравственной основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без чётких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому, что мы не заботимся о самом важном в развитии ребёнка – питании его души.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России обращается внимание на то, что ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Человечество шагнуло в двадцать первый век, мыслящий как век развития гуманитарной культуры, ориентирующей педагога на воспитание подрастающего поколения с позиции духовно-нравственных ценностей. Не случайно, в системе дошкольного образования происходят серьезные изменения. В новом «Законе об образовании в Российской Федерации» в «центр» воспитания поставлены гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности.

«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает» (Статья 29, – сказано в конвенции о правах ребенка.

А Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение задач: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и развитие нравственных качеств дошкольников.

Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.

Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно.

Поэтому духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в образовательном процессе также необходимо для успешного духовно-нравственного развития ребёнка. Не случайно, признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи, детского сада и социальных институтов, а именно сотрудничество, взаимодействие и доверие.

Перед началом работы был проведен мониторинг духовно – нравственных качеств у детей дошкольников по методике А. Я. Ветохиной и Р. Р. Калининой по следующим показателям:

• Положительно – эмоциональное восприятие членов семьи, домашнего окружения, детского сада, города.

• Личностное развитие, произвольность.

Социальное поведение, коммуникативность.

Высокий уровень показали 11% детей от числа опрошенных, средний уровень – 64 %, низкие показатели выявлены у 25% дошкольников.

Мониторинг социально - личностного развития детей.

(методика А. Я. Ветохиной, Р. Р. Калининой)

Результаты диагностики позволили скорректировать воспитательную работу со старшими дошкольниками по социально – коммуникативному направлению развития.

Современные программы и технологии дошкольного образования ориентированы на приобщение ребенка к миру общечеловеческих ценностей : формирование позитивного отношения к природе, к рукотворному миру, к людям и Отечеству, к труду, искусству и культуре.

• Программа «Наследие», созданная М. Ю. Новицкой, Е. В. Соловьевой.

Цель: приобщение детей к духовным ценностям через введение их в мир русской культуры.

• Программа «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой

«Патриотическое воспитание дошкольников» Н. В. Алешиной

«Мой родной дом» Т. Н. Оверчук

«Я – человек» С. А. Козловой призвана помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представление о себе, как о представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, о правах и обязанностях. Развивать творческую свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства, уважение к людям.

«Планета детства» Т. Н. Тарановой, Л. Ф. Скрябиной, Л. И. Греховой, где мировая отечественная культура предстает перед ребенком в виде устойчивых ценностных явлений.

Изучив методическую литературу мы наметили цель нашей работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников.

Цель работы: воспитание духовно - нравственных чувств старших дошкольников через приобщение их к социокультурным ценностям Малой Родины.

Задачи работы:

Воспитать у детей уважительное, внимательное отношение, чувство привязанности к семье, к сообществу детей, взрослых в детском саду.

Воспитывать у детей чувство гордости за достижения жителей Малой Родины – поселка Дружный, Нижнего Новгорода и всей страны.

• Обогатить предметно - пространственную среду пособиями, играми, материалами, способствующими воспитанию чувства сопричастности детей к происходящим в городе, стране событиям.

• Повышать уровень психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания патриотических чувств детей к Малой Родине.

В основу нашей работы мы положили следующие принципы:

• Принцип научной обоснованности

• Принцип системности

• Принцип интеграции образовательных областей

• Комплексно – тематического построение образовательного процесса

• Координация деятельности всех специалистов

• Принцип преемственности взаимодействия с ребенком дошкольного учреждения и семьи

В работе с детьми мы применяли методы духовно – нравственного воспитания :

• Формирования духовно – нравственного сознания.

• Формирования духовно – нравственного поведения.

• Методы стимулирования.

А также средства:

• ИКТ – технологии

• Художественные средства

• Музейная педагогика

• Собственная деятельность детей

• Окружающая среда

• Работа в тесном контакте с родителями

Особенности первого этапа работы

В методической литературе подчеркивается, что знакомство с родным городом и страной начинается с ближнего окружения - семьи. Поэтому на первом этапе работы мы поставили следующие задачи:

Задачи:

1. Воспитывать внимательное, уважительное отношение ко всем членам семьи.

2. Привлекать родителей к работе по ознакомлению детей со своей родословной.

3. Обогащать предметно - пространственную среду играми, пособиями, выполненными руками детей, родителей.

Для реализации поставленных задач нами были использованы следующие формы работы с детьми: Разработана серия мероприятий по теме «Я и моя семья», чтобы помочь детям осознать родственные связи между поколениями. Дети с удовольствием составляли рассказы о себе и своей семье, рисовали портреты членов своих семей.

Особо запомнилось мероприятие, проведенное совместно с родителями, на котором дети учились согласовывать собственные замыслы с действиями и планами членов семьи. Дошколята готовили фруктовые салаты, угощали мам, бабушек, пап, сестер, рисовали рецепты своих салатов и дарили их гостям.

Чтобы помочь воспитанникам осознать родственные отношения между всеми членами семьи, мы использовали такую форму работы, как построение схемы генеалогического древа, где дети с помощью родителей выстраивали ступени развития своего рода, начиная от самых корней.

Для закрепления знаний о своих семьях, о профессиях родителей, была проведена викторина «Моя семья», в ходе которой командам детей и родителей предлагалось решить проблемные ситуации. Это помогло взрослым и детям научиться лучше понимать друг друга, узнать об особенностях и традициях разных семей. Родители рассказали о забавных случаях из опыта семейного воспитания, представили наглядный материал: альбомы с фотографиями, рисунки, поделки и даже семейные реликвии. Так мама Маши В. принесла в детский сад старинную игрушку - плюшевого мишку, которая в их семье переходит от одного поколения к другому, рассказала, как дочь играла с этой игрушкой, отвергая новые, яркие игрушки.

Внимательное, заботливое и уважительное отношение к своим близким воспитывали, изготавливая семейные альбомы «Традиции нашей семьи», организовывая выставки дедушкиных и бабушкиных наград (грамот, орденов, медалей, полученных за трудовую доблесть в годы войны).

С удовольствием и особой заботой дети участвовали в работе мастерской по изготовлению подарков домашним к праздникам (дню Матери, Дню Защитника Отечества и др.)

Участвовали в акциях:

- «День пожилого человека» 1 октября выходили на улицу и дарили пожилым людям сделанные своими руками открытки.

- «Подарок заболевшему другу» Стало традицией с теплотой и заботой относиться к заболевшим друзьям, ведь болезнь проходит намного быстрее, если знаешь, что в садике тебя ждут и желают скорейшего выздоровления.

Реализовывали совместные проекты:

- «Старинные имена»

- «Посвящение в воспитанники детского сада» Старшие братья и сестры, посещавшие наш датский сад напутствовали младших, только что пришедших в садик.

При поддержке родителей мы организовали шефскую помощь нуждающимся «Кирилл и его команда» Помогали семье ветерана войны Захарченко Федосея Ефремовича и Марфы Карповны, внук которых, военный музыкант, пригласил нас на парад, посвященный празднованию Победы в войне, где дети угощались настоящей солдатской кашей из полевой кухни.

Именно по инициативе родителей мы включились в акцию первого канала по сбору данных (фото и биографический материал) о прадедах, погибших в Великой Отечественной войне для создания электронного банка данных.

*Изготовление детьми семейных альбомов.

*Проведение викторин, семейных вернисажей, выставок «Моя семья».

* Семейный вернисаж: персональные выставки родителей «папа, мама, я - нижегородская семья».

* Построение схемы генеалогического древа семей.

* Изготовление подарков домашним к праздникам (день Матери, день Защитника Отечества, день Победы).

* Акции: «День пожилого человека», «Подарок заболевшему другу»

* Проект «Посвящение в воспитанники детского сада»

*Шефская помощь нуждающимся «Кирилл и его команда».

* Сбор фотографий и биографических данных прабабушек и прадедушек для создания электронного банка данных. (акция первого канала)

* Совместно с родителями организовали выставку прадедушкиных и прабабушкиных наград.

Особенности второго этапа работы.

Задачи:

1. Систематизировать знания детей о микрорайоне, общественных учреждениях, улице, на которой расположен детский сад.

2. Воспитывать у детей осознание принадлежности и чувства привязанности к родному городу.

3. Активизировать различные способы и методы познания: составление макетов, модели улицы, маршрута дороги из дома в детский сад, плана поселка.

• Папки – передвижки «Наш поселок», «Предприятия нашего района»

• Подборка иллюстраций, вырезок из газет об истории поселка, названий улиц.

• Карта - схема «Мой Дружный»

• Выставка «Где работают мои родители»

• Совместный проект «Мой адрес», «А что у вас?»

• Акция «Сделай чистым наш поселок», «Укрась свою улицу».

• Создание плана поселка.

Особенности третьего этапа работы

Задачи

1. Воспитывать бережное, заботливое отношение к культуре русского народа, потребность приумножать ее через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством.

2. Объединять усилия педагогов и родителей в приобщении детей к социокультурным ценностям Малой Родины.

• Альбомы об истории Нижнего Новгорода

• Стенд «Символ города, его история»

• Проект «Наш город в прошлом и будущем». Подпроекты: «Нижегородская ярмарка», «Народные промыслы», «Нижегородский метрополитен»

• Совместные экскурсии в Нижегородский Кремль, в музей быта народов Поволжья

• Создание карты - схемы Нижегородского Кремля

• Выставка народного прикладного искусства Нижегородской области

«Знаменитые земляки» (В. П. Чкалов, И. Кулибин, А. М. Горький)

Акция : возложение цветов к памятнику, «9 мая - поздравь ветерана»

• Фотовыставка «Мы - будущие олимпийцы»

• Совместные спортивные праздники

• Ежегодное участие в «Малышиаде»

Взаимодействие педагогов и родителей по духовно - нравственному воспитанию дошкольников

Темы

педагог «Моя семья» «Моя малая Родина» «Моя страна»

Воспитатель *викторина «Моя семья»,

*изготовление подарков домашним к праздникам (день матери, день защит. отечества и др.)

*акция «день пожилого человека»

*фотоколлаж «Мама, папа, я - дружная семья». *создание макета поселка.

*акция «Сделай чистым наш поселок».

*акция «Укрась свою улицу».

*экскурсия в Нижегородский Кремль.

*проект «Волга -матушка река»

*игра - викторина «знатоки Нижнего». *знакомство с географическим положением России.

*проект «Русский дом».

*русский национальный костюм.

*шефская помощь ветеранам «Кирилл и его команда».

*выставка дедушкиных и бабушкиных наград

*акция «9 мая - поздравь ветерана».

Музыкальный руководитель «Посвящение в воспитанники детского сада». * «Волгарята» разучивание песни авт. Костина Э. Н. -Знакомство с русскими национальными инструментами

-Концерт «Песни военных лет».

Инструктор по физ. культуре Игровая фольклорная программа «Петрушка». * Фестиваль дворовых игр * Спортивный праздник «Защитники Отечества».

Педагог доп. образования -Семейный вернисаж.

-Рисование портретов членов семьи. -Символ города своими руками * Изготовление подарков ветеранам витражи «Ордена и медали Вов».

Педагоги и

родители -Проект «Старинные имена» именины.

-совместный досуг «У самовара»

-Проект «Моя родословная» -Выставка предметов нар. прикладного искусства.

-совместные экскурсии (в кремль, в музей быта народов Поволжья). -«Русь мастеровая» конкурс работ детей и родителей.

-совместные игры - викторины «Я знаю свою страну».

Результаты мониторинга на конец года.

Сравнительный анализ на начало и конец года.

Выводы.

Расширился кругозор об истории, жизни, быте, культуре людей, живущих в Нижнем Новгороде и Нижегородской области.

• У наших воспитанников появились зачатки осмысленного бережного отношения к духовному и культурному наследию нижегородцев.

• Повысился уровень психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания патриотических чувств детей к Малой Родине.

Наши воспитанники принимают участие в региональных и муниципальных конкурсах:

В 2017 году Кислова Ульяна заняла 1 место в региональном конкурсе «Жива природа – жив и я». Ежегодно участвуем в муниципальном конкурсе «Моя родословная» : в 2016 году Менская Ульяна заняла 2 место, в 2017 году 2 место завоевала Шабаева Катя. Участники конкурса «Великой Победе посвящается…» в 2017году Власова Настя, Менская Ульяна и Лопатина Майя заняли 1 места в разных номинациях.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к истокам русского народного творчества Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 27 г. Углегорска Сахалинской области.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения их к православным праздникам Задачи: 1. Формировать у детей представления о духовно-нравственном укладе жизни своего народа посредством введения их в круг основных православных.

Формирование нравственных чувств и нравственных представлений у дошкольников к семье Формирование нравственных чувств и нравственных представлений у дошкольников к семье. Воспитывая ребёнка, родители надеются вырастить из.

Мастер-класс «Воспитание духовно-нравственных качеств у школьника посредством литературного произведения» Воспитание духовно-нравственных качеств у школьника посредством литературного произведения Мастер – класс хочу начать с нескольких цитат.

Опыт работы «Формирование духовно-нравственных чувств дошкольников через ознакомление с народными промыслами России» Опыт работы по теме: «Формирование духовно-нравственных чувств дошкольников через ознакомление с народными промыслами России» Воспитатель:.

Опыт работы «Развитие духовно-нравственных качеств дошкольников посредством экологического воспитания» Актуальность выбранной темы. Экология в наше время стала наукой, которая должна помочь людям выжить. Обострение глобальных проблем современной.

Педчтения «Воспитание духовно-нравственных ценностей у дошкольников» Пухова Наталья Серафимовна Воспитатель МБДОУ «Ермаковский детский сад» Воспитание духовно-нравственных ценностей у дошкольников посредством.

Проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников к малой Родине» Проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников к малой Родине». Интеграция образовательных областей: «Познание,.

Сценарий игры «Что? Где? Когда?» на тему «Воспитание у старших дошкольников нравственно-патриотических чувств к малой Родине»Сценарий игры «Что? Где? Когда?» на тему «Воспитание у старших дошкольников нравственно-патриотических чувств к малой Родине» Сегодня я представляю игру «Что? Где? Когда?» на тему «Воспитание у старших дошкольников нравственно-патриотических чувств к малой Родине».

Проект «Воспитание у дошкольников гражданско-патриотических чувств к малой Родине, к родному селу» Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников всегда являлось одной из важнейших задач. Дошкольный возраст является благодатной почвой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание духовно-нравственных чувств старших дошкольников посредством приобщения к социокультурным ценностям Малой Родины
Опубликовано: 20 ноября 2018 в 11:59
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание духовно-нравственных чувств старших дошкольников посредством приобщения к социокультурным ценностям Малой Родины» (включая файлы) размещена пользователем Скоробогаткина Марина Станиславовна (УИ 942061) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД