Скоробогаткина Марина Станиславовна
Воспитание духовно-нравственных чувств старших дошкольников посредством приобщения к социокультурным ценностям Малой Родины
▼ Скачать + Заказать документы
«Любовь к Отчизне и любовь к людям –
это два быстрых потока,
которые, сливаясь,
образуют могучую реку патриотизма».
Сухомлинский В. А.
Введение
Воспитание детей в современном российском обществе, когда меняется социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных организаций, средств массовой информации, ценностная переориентация в молодежной среде. Предполагает необходимость формирования у подрастающего поколения высоких духовно - нравственных, морально – психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества, готовность к его защите.
Публикация «Воспитание духовно-нравственных чувств старших дошкольников посредством приобщения к социокультурным ценностям Малой Родины» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
В обществе наблюдается
• Девальвация духовно - нравственных ценностей.
• Несформированность патриотических чувств подрастающего поколения.
• Незнание традиций, истории, культуры Малой Родины.
• Дефицит знаний о родном городе, стране.
• Недостаток чувства сострадания к чужому горю.
Особая значимость проблемы духовно – нравственного воспитания дошкольников объясняется тем, что именно в дошкольном возрасте происходит становление базиса личностной культуры, «когда кладется основание всему будущему нравственному облику человека» (Н. В. Шелгунов)
Как часто мы получаем информацию из средств массовой информации о деградации общества, о падении нравственности у молодёжи. Когда же произошло упущение, почему мы пожинаем плачевные результаты? Не потому ли, что, возможно, уделяли в своё время мало внимания духовно-нравственному воспитанию тем малышам, которые в данный момент представляют молодое поколение нашей страны.
Всем известно, что дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения.
Россия, Родина, родной край… До боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека стали уходить на второй план. В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Рост научно-технического прогресса, непрерывный каскад открытий, изобретений породили гипертрофированные представления об абсолютном приоритете логического познания перед эмоционально-чувственным, вещественного богатства над духовным. Засилье иностранных слов, песен, фильмов, игр способствует спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре. Как в век техницизма и прагматизма сохранить у детей интерес к искусству, национальным традициям, обычаям? Не получим ли мы в лице современных дошкольников «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей?
Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше коллектируется с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным.
Воспитание детей без духовно – нравственной основы неполноценно, более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без чётких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых, потому, что мы не заботимся о самом важном в развитии ребёнка – питании его души.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России обращается внимание на то, что ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Человечество шагнуло в двадцать первый век, мыслящий как век развития гуманитарной культуры, ориентирующей педагога на воспитание подрастающего поколения с позиции духовно-нравственных ценностей. Не случайно, в системе дошкольного образования происходят серьезные изменения. В новом «Законе об образовании в Российской Федерации» в «центр» воспитания поставлены гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности.
«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к культурной самобытности ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает» (Статья 29, – сказано в конвенции о правах ребенка.
А Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение задач: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и развитие нравственных качеств дошкольников.
Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.
Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей невозможно.
Поэтому духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в образовательном процессе также необходимо для успешного духовно-нравственного развития ребёнка. Не случайно, признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи, детского сада и социальных институтов, а именно сотрудничество, взаимодействие и доверие.
Перед началом работы был проведен мониторинг духовно – нравственных качеств у детей дошкольников по методике А. Я. Ветохиной и Р. Р. Калининой по следующим показателям:
• Положительно – эмоциональное восприятие членов семьи, домашнего окружения, детского сада, города.
• Личностное развитие, произвольность.
• Социальное поведение, коммуникативность.
Высокий уровень показали 11% детей от числа опрошенных, средний уровень – 64 %, низкие показатели выявлены у 25% дошкольников.
Мониторинг социально - личностного развития детей.
(методика А. Я. Ветохиной, Р. Р. Калининой)
Результаты диагностики позволили скорректировать воспитательную работу со старшими дошкольниками по социально – коммуникативному направлению развития.
Современные программы и технологии дошкольного образования ориентированы на приобщение ребенка к миру общечеловеческих ценностей : формирование позитивного отношения к природе, к рукотворному миру, к людям и Отечеству, к труду, искусству и культуре.
• Программа «Наследие», созданная М. Ю. Новицкой, Е. В. Соловьевой.
Цель: приобщение детей к духовным ценностям через введение их в мир русской культуры.
• Программа «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой
• «Патриотическое воспитание дошкольников» Н. В. Алешиной
• «Мой родной дом» Т. Н. Оверчук
• «Я – человек» С. А. Козловой призвана помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представление о себе, как о представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, о правах и обязанностях. Развивать творческую свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства, уважение к людям.
• «Планета детства» Т. Н. Тарановой, Л. Ф. Скрябиной, Л. И. Греховой, где мировая отечественная культура предстает перед ребенком в виде устойчивых ценностных явлений.
Изучив методическую литературу мы наметили цель нашей работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников.
Цель работы: воспитание духовно - нравственных чувств старших дошкольников через приобщение их к социокультурным ценностям Малой Родины.
Задачи работы:
• Воспитать у детей уважительное, внимательное отношение, чувство привязанности к семье, к сообществу детей, взрослых в детском саду.
• Воспитывать у детей чувство гордости за достижения жителей Малой Родины – поселка Дружный, Нижнего Новгорода и всей страны.
• Обогатить предметно - пространственную среду пособиями, играми, материалами, способствующими воспитанию чувства сопричастности детей к происходящим в городе, стране событиям.
• Повышать уровень психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания патриотических чувств детей к Малой Родине.
В основу нашей работы мы положили следующие принципы:
• Принцип научной обоснованности
• Принцип системности
• Принцип интеграции образовательных областей
• Комплексно – тематического построение образовательного процесса
• Координация деятельности всех специалистов
• Принцип преемственности взаимодействия с ребенком дошкольного учреждения и семьи
В работе с детьми мы применяли методы духовно – нравственного воспитания :
• Формирования духовно – нравственного сознания.
• Формирования духовно – нравственного поведения.
• Методы стимулирования.
А также средства:
• ИКТ – технологии
• Художественные средства
• Музейная педагогика
• Собственная деятельность детей
• Окружающая среда
• Работа в тесном контакте с родителями
Особенности первого этапа работы
В методической литературе подчеркивается, что знакомство с родным городом и страной начинается с ближнего окружения - семьи. Поэтому на первом этапе работы мы поставили следующие задачи:
Задачи:
1. Воспитывать внимательное, уважительное отношение ко всем членам семьи.
2. Привлекать родителей к работе по ознакомлению детей со своей родословной.
3. Обогащать предметно - пространственную среду играми, пособиями, выполненными руками детей, родителей.
Для реализации поставленных задач нами были использованы следующие формы работы с детьми: Разработана серия мероприятий по теме «Я и моя семья», чтобы помочь детям осознать родственные связи между поколениями. Дети с удовольствием составляли рассказы о себе и своей семье, рисовали портреты членов своих семей.
Особо запомнилось мероприятие, проведенное совместно с родителями, на котором дети учились согласовывать собственные замыслы с действиями и планами членов семьи. Дошколята готовили фруктовые салаты, угощали мам, бабушек, пап, сестер, рисовали рецепты своих салатов и дарили их гостям.
Чтобы помочь воспитанникам осознать родственные отношения между всеми членами семьи, мы использовали такую форму работы, как построение схемы генеалогического древа, где дети с помощью родителей выстраивали ступени развития своего рода, начиная от самых корней.
Для закрепления знаний о своих семьях, о профессиях родителей, была проведена викторина «Моя семья», в ходе которой командам детей и родителей предлагалось решить проблемные ситуации. Это помогло взрослым и детям научиться лучше понимать друг друга, узнать об особенностях и традициях разных семей. Родители рассказали о забавных случаях из опыта семейного воспитания, представили наглядный материал: альбомы с фотографиями, рисунки, поделки и даже семейные реликвии. Так мама Маши В. принесла в детский сад старинную игрушку - плюшевого мишку, которая в их семье переходит от одного поколения к другому, рассказала, как дочь играла с этой игрушкой, отвергая новые, яркие игрушки.
Внимательное, заботливое и уважительное отношение к своим близким воспитывали, изготавливая семейные альбомы «Традиции нашей семьи», организовывая выставки дедушкиных и бабушкиных наград (грамот, орденов, медалей, полученных за трудовую доблесть в годы войны).
С удовольствием и особой заботой дети участвовали в работе мастерской по изготовлению подарков домашним к праздникам (дню Матери, Дню Защитника Отечества и др.)
Участвовали в акциях:
- «День пожилого человека» 1 октября выходили на улицу и дарили пожилым людям сделанные своими руками открытки.
- «Подарок заболевшему другу» Стало традицией с теплотой и заботой относиться к заболевшим друзьям, ведь болезнь проходит намного быстрее, если знаешь, что в садике тебя ждут и желают скорейшего выздоровления.
Реализовывали совместные проекты:
- «Старинные имена»
- «Посвящение в воспитанники детского сада» Старшие братья и сестры, посещавшие наш датский сад напутствовали младших, только что пришедших в садик.
При поддержке родителей мы организовали шефскую помощь нуждающимся «Кирилл и его команда» Помогали семье ветерана войны Захарченко Федосея Ефремовича и Марфы Карповны, внук которых, военный музыкант, пригласил нас на парад, посвященный празднованию Победы в войне, где дети угощались настоящей солдатской кашей из полевой кухни.
Именно по инициативе родителей мы включились в акцию первого канала по сбору данных (фото и биографический материал) о прадедах, погибших в Великой Отечественной войне для создания электронного банка данных.
*Изготовление детьми семейных альбомов.
*Проведение викторин, семейных вернисажей, выставок «Моя семья».
* Семейный вернисаж: персональные выставки родителей «папа, мама, я - нижегородская семья».
* Построение схемы генеалогического древа семей.
* Изготовление подарков домашним к праздникам (день Матери, день Защитника Отечества, день Победы).
* Акции: «День пожилого человека», «Подарок заболевшему другу»
* Проект «Посвящение в воспитанники детского сада»
*Шефская помощь нуждающимся «Кирилл и его команда».
* Сбор фотографий и биографических данных прабабушек и прадедушек для создания электронного банка данных. (акция первого канала)
* Совместно с родителями организовали выставку прадедушкиных и прабабушкиных наград.
Особенности второго этапа работы.
Задачи:
1. Систематизировать знания детей о микрорайоне, общественных учреждениях, улице, на которой расположен детский сад.
2. Воспитывать у детей осознание принадлежности и чувства привязанности к родному городу.
3. Активизировать различные способы и методы познания: составление макетов, модели улицы, маршрута дороги из дома в детский сад, плана поселка.
• Папки – передвижки «Наш поселок», «Предприятия нашего района»
• Подборка иллюстраций, вырезок из газет об истории поселка, названий улиц.
• Карта - схема «Мой Дружный»
• Выставка «Где работают мои родители»
• Совместный проект «Мой адрес», «А что у вас?»
• Акция «Сделай чистым наш поселок», «Укрась свою улицу».
• Создание плана поселка.
Особенности третьего этапа работы
Задачи
1. Воспитывать бережное, заботливое отношение к культуре русского народа, потребность приумножать ее через знакомство с обычаями, обрядами, праздниками, традициями, народным творчеством, искусством.
2. Объединять усилия педагогов и родителей в приобщении детей к социокультурным ценностям Малой Родины.
• Альбомы об истории Нижнего Новгорода
• Стенд «Символ города, его история»
• Проект «Наш город в прошлом и будущем». Подпроекты: «Нижегородская ярмарка», «Народные промыслы», «Нижегородский метрополитен»
• Совместные экскурсии в Нижегородский Кремль, в музей быта народов Поволжья
• Создание карты - схемы Нижегородского Кремля
• Выставка народного прикладного искусства Нижегородской области
• «Знаменитые земляки» (В. П. Чкалов, И. Кулибин, А. М. Горький)
• Акция : возложение цветов к памятнику, «9 мая - поздравь ветерана»
• Фотовыставка «Мы - будущие олимпийцы»
• Совместные спортивные праздники
• Ежегодное участие в «Малышиаде»
Взаимодействие педагогов и родителей по духовно - нравственному воспитанию дошкольников
Темы
педагог «Моя семья» «Моя малая Родина» «Моя страна»
Воспитатель *викторина «Моя семья»,
*изготовление подарков домашним к праздникам (день матери, день защит. отечества и др.)
*акция «день пожилого человека»
*фотоколлаж «Мама, папа, я - дружная семья». *создание макета поселка.
*акция «Сделай чистым наш поселок».
*акция «Укрась свою улицу».
*экскурсия в Нижегородский Кремль.
*проект «Волга -матушка река»
*игра - викторина «знатоки Нижнего». *знакомство с географическим положением России.
*проект «Русский дом».
*русский национальный костюм.
*шефская помощь ветеранам «Кирилл и его команда».
*выставка дедушкиных и бабушкиных наград
*акция «9 мая - поздравь ветерана».
Музыкальный руководитель «Посвящение в воспитанники детского сада». * «Волгарята» разучивание песни авт. Костина Э. Н. -Знакомство с русскими национальными инструментами
-Концерт «Песни военных лет».
Инструктор по физ. культуре Игровая фольклорная программа «Петрушка». * Фестиваль дворовых игр * Спортивный праздник «Защитники Отечества».
Педагог доп. образования -Семейный вернисаж.
-Рисование портретов членов семьи. -Символ города своими руками * Изготовление подарков ветеранам витражи «Ордена и медали Вов».
Педагоги и
родители -Проект «Старинные имена» именины.
-совместный досуг «У самовара»
-Проект «Моя родословная» -Выставка предметов нар. прикладного искусства.
-совместные экскурсии (в кремль, в музей быта народов Поволжья). -«Русь мастеровая» конкурс работ детей и родителей.
-совместные игры - викторины «Я знаю свою страну».
Результаты мониторинга на конец года.
Сравнительный анализ на начало и конец года.
Выводы.
Расширился кругозор об истории, жизни, быте, культуре людей, живущих в Нижнем Новгороде и Нижегородской области.
• У наших воспитанников появились зачатки осмысленного бережного отношения к духовному и культурному наследию нижегородцев.
• Повысился уровень психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания патриотических чувств детей к Малой Родине.
Наши воспитанники принимают участие в региональных и муниципальных конкурсах:
В 2017 году Кислова Ульяна заняла 1 место в региональном конкурсе «Жива природа – жив и я». Ежегодно участвуем в муниципальном конкурсе «Моя родословная» : в 2016 году Менская Ульяна заняла 2 место, в 2017 году 2 место завоевала Шабаева Катя. Участники конкурса «Великой Победе посвящается…» в 2017году Власова Настя, Менская Ульяна и Лопатина Майя заняли 1 места в разных номинациях.