Татьяна Панкова
Опыт работы «Экологическое воспитание старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация
«Экологическое воспитание старших дошкольников»
1 слайд (тема, цитата, фото)
Сегодня важность и необходимость экологического образования дошкольников неоспоримы : природа – это сильнейшее средство, которое особенно в самом начале становления личности способно завладеть вниманием и чувствами маленького человека, пробудить нем добро, красоту, истину в самых разных сферах действительности.
Публикация «Опыт работы „Экологическое воспитание старших дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Не зря русский поэт М. Ю. Лермонтову сказал об экологии так : «…приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми». Что подтверждает мнение многих великих педагогов и психологов о том, что эмоциональность ребенка дошкольного возраста, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для его успешного экологического воспитания.
2 слайд (текст)
Целью моей приоритетной педагогической деятельности является формирование у детей элементов экологического сознания и основ экологической культуры.
Вытекающие из цели задачи следующие:
-расширять круг знаний детей о разнообразии природы, о значении живой и неживой природы в человека;
-воспитывать у дошкольников стремление, желание и умение сохранять окружающий мир природы в силу своих возможностей;
-развивать умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок, форм, а также эмоциональное восприятие природы;
-воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.
Поставленную цель и задачи можно выразить словами Константина Паустовского: «Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней – один из элементов нравственности, частица мировоззрения. Любовь к родной стране начинается с любви к природе».
3 слайд (текст)
При выстраивании педагогического процесса по экологическому воспитанию учитываю и соблюдаю следующие принципы:
• Гуманизм, заключающийся в требовании “Не навредить!”
• Эффективность и научность образовательного процесса.
• Демократизации: общение с ребенком «на равных».
• Индивидуализация: учет индивидуальных и возрастных особенностей детей.
• Дифференциация и интеграция воспитательно-образовательного процесса : единство всех подсистем воспитательной работы и режимных моментов в экологическом воспитании детей.
• Развивающее обучение: использование новых технологий, основанных на разумном сочетании информационно-репродуктивных и информационно-поисковых методов;
• Системность, наглядность, доступность.
4 слайд (текст и фотографии)
Для реализации поставленных задач по экологическому воспитанию в группе были созданы необходимые условия:
-подобрана методическая, природоведческая и детская литература о природе, картины, наборы открыток;
-создан природный уголок (комнатные растения, календарь погоды, календарь природы, дневники наблюдений, орудия труда);
-создана лаборатория юного исследователя, в котором имеется разнообразный природный материал, необходимое оборудование для проведения опытов с объектами неживой природы;
-оформлен центр активности для изобразительной и продуктивно – творческой деятельности детей.
5 слайд (образец плана)
Систематической, целенаправленной и эффективной работе по экологическому воспитанию дошкольников способствует комплексно-тематическое планирование этого направления. В плане отражены темы, формы и виды разнообразной совместной образовательной и самостоятельной детской деятельности.
6 слайд (заголовок, фотографии)
Так, например, практическая совместная деятельность детей и воспитателя осуществляется в утренние и вечерние часы: уход за комнатными растениями и «огородом на окне», уборка в центре активности «Лаборатория юного исследователя».
Трудовая деятельность – одна из разновидностей совместной практической деятельности детей и воспитателей. Активизируется эта деятельность весной, летом и осенью: посадка, поливка, прополка грядок в огороде, цветов на клумбах участка – всё это способствует формированию бережного, заботливого отношения к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям, эстетическое восприятие природы и чувство удовлетворения за плоды своего труда.
7 слайд (заголовок, фотографии)
Наблюдение детей за живой и неживой природой организуется и проводится мной на протяжении всего учебного года на участке детского сада (деревья, цветы на клумбах, овощи на грядках огорода, наблюдение за состоянием погоды, на экскурсиях в парк во все времена года (мир растений и животных) и зоопарк.
Отдельно следует сказать об экскурсии– особой, очень важной и интересной для детей формы организации работы по экологическому воспитанию. На экскурсиях мы знакомим детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе.
В ходе наблюдений на экскурсиях у детей формируются наблюдательность, стойкий интерес к природе, представления об особенностях растений и животных.
8 слайд (заголовок, фотографии)
Широко использую в своей практике по экологическому воспитанию детей игровые приёмы и игры – основной вид деятельности детей: дидактические, сюжетные, театрализованные, подвижные, режиссерские, экспериментальные, игры-имитации.
Темы игр самые разные: «Зоопарк», «Наша дача», «Растения и животные Сибири», «Детки на ветках», «Вершки и корешки», «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «Живое — неживое»; «Птицы — рыбы — звери» (на классификацию по заданным признакам); «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе, и др.
Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе.
Большое значение в реализации поставленных задач имеют экологические праздники, которые проводятся в нашем детском саду: «Праздник березки», «Весна пришла», «Здравствуй, зимушка-зима!», «День птиц», «Соседи по планете».
9 слайд (заголовок, фотографии)
В опытно - экспериментальной деятельности у детей развивается познавательного интереса к природе, наблюдательность, мыслительная деятельность. Дети уточняют свои знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, почвы и т. д.)
Благодаря опытно-экспериментальной деятельности дети стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах, предметах, самостоятельно проводить простейшие опыты, на прогулке их внимание привлекают необычные находки и уже знакомые природные материалы.
10 слайд (заголовок, фотографии)
Свои впечатления о природе дети отображают в рисунках, лепке, аппликации, поделках из природного материала.
Дети моей группы активно участвуют в творческих выставках и конкурсах ДОУ: «Чудеса природы», «Сибирский лес», «Необычные цветы», «Осенний букет», «Наши пернатые друзья», «Овощи и фрукты с нашей дачи», «Четвероногий друг», «Если добрый ты», «Правила поведения в природе» и т. д.
11 слайд (заголовок, текст)
Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. После чтения с детьми проводим беседы по таким произведениям, как
И. Соколов-Микитов «Осень в лесу», Н. Носов «Огородники», Д. Мамин – Сибиряк «Серая шейка», р. н. сказка «Колосок», М. Пришвин «Золотой луг»,В. Бианки «Купание медвежат», «Как муравьишка домой спешил», И. Соколов- Микитов «Дятлы»,С Есенин «Береза», Е. Чарушин «Лосиха с лосенком», М. Пришвин «Разговор деревьев», В. Бианкин «Синичкин календарь - апрель»,В. Берестов «Гуси», р. Н. сказка «Петушок и бобовое зернышко». Л. Н. Толстова «Котенок».
Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета, повадки животных, используем загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки.
12 слайд (заголовок, фотографии)
Очень тесно ведется работу по экологическому воспитанию с семьёй. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем такие формы, как:
-социальные акции «Посади дерево», «Птичья столовая», «Домик для скворца»;
-участие в экологических праздниках, экскурсиях, выставках;
-создание взросло-детских проектов экологической направленности;
-составление рассказов о путешествиях, о выездах все семьей на природу
13 слайд (текст, фотография)
Проделанная работа отразилась на успехах детей: у них отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности; дети стали внимательнее относиться к окружающей живой и неживой природе, к своим товарищам;
у дошкольников повысился познавательный интерес к объектам природы, желание заботиться о них;
дети научились самостоятельно наблюдать, ухаживать за растениями и, бережно относиться к ним, проявляют любознательность, обращают внимание на красоту окружающей природы, в играх детей присутствует природное содержание;
они понимают ценность природы и умеют соблюдать правила поведения в природе.
Хочу закончить свою презентацию словами Антуана де Сент-Экзюпери, французского писатель, которые я воспринимаю как свое педагогическое кредо в экологическом воспитании детей :
"Все мы дети одного корабля по имени Земля, значит, пересесть из него просто некуда.
Есть твердое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету"