Екатерина Харбаева
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к северным национальным видам многоборья
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к северным национальным видам многоборья
Введение
Воспитание всесторонне развитой личности было и остается первостепенной задачей для работников дошкольных учреждений и общества в целом. Гармонизация развития личности требует обязательной опоры на традиционно-народные истоки. На физическое развитие и двигательную подготовленность людей существенное влияние оказывают менталитет, национальные особенности, бытовые привычки и уклад жизни.
Публикация «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к северным национальным видам многоборья» размещена в разделах
Специалисты подчеркивают, что важной частью патриотического воспитания является приобщение ребенка к духовной культуре своей родины. Национальная культура входит в наше сознание вместе с генами родителей, с культурой других народов мы знакомимся уже с позиции родной культуры. И чем раньше ребенок придет к пониманию и осмыслению культуры своего народа, тем больше проникается чистотой народных ценностей, тем роднее и ближе она станет.
Наиболее доступным средством приобщения детей к национальной культуре является игра. Игры детей Крайнего Севера ярко отражают трудовую деятельность взрослых. Происхождение игр тесно связано с укладом жизни эвенков, видами традиционного хозяйствования, прежде всего, оленеводство, охота и рыболовство.
История развития северного многоборья как относительно самостоятельного сложившегося вида спорта очень коротка, она насчитывает буквально два-три десятка лет. Оно включает в себя такие национальные виды состязаний как : прыжки через нарты, тройной прыжок с разбега толчком с двух ног, метание аркана, метание топора на дальность. Многоборья, состоящие из разных видов физических упражнений, в том числе и национальных видов, увлекают своей содержательностью, в которой просматривается их прикладное значение для нормальной повседневной деятельности человека в трудных условиях Крайнего Севера.
Теоретические и методические аспекты физического воспитания детей посредством использования национальных видов спорта изучены в трудах В. П. Кочнева, Х. Д. -Н. Ооржак, В. И. Прокопенко, В. В. Пономарева, И. И. Портнягина, М. М. Сахабутдинова, Н. А. Семенова, И. Е. Тугутова, Н. К. Шамаева. и др.
Готовя детей к жизни, полной противоречий, надо стремиться дать им правильные ориентиры, подвести к осознанию того, что у каждого народа есть своя духовная культура, свой спорт. На севере, в суровых условиях выживают и успешно трудятся физически сильные, быстрые, здоровые люди.
Старший дошкольный возраст –наиболее благоприятный период для формирования детских взаимоотношений. У детей в этом возрасте повышается активность, самостоятельность. Старшие дошкольники осваивают подвижные игры, в которых участники делятся на команды (эстафетные игры). В играх этой группы ясно видна роль каждого участника в достижении общего результата. Дети наглядно убеждаются в преимуществе общих усилий и начинают осознавать, что успех выполнения заданий во многом зависит от умения действовать согласованно с другими. У детей следует формировать положительный опыт игрового общения. Эта работа, прежде всего, требует индивидуального подхода, своевременной оценки поведения каждого ребенка.
Все это происходит как на занятиях непосредственной образовательной деятельности, так и вне их по всем остальным четырем направлениям воспитания детей по ФГОС ДО. Это могут быть спортивные мероприятия, где дети знакомятся со спортивными традициями северных народов, их праздниками, играми. Игра – для детей это школа воспитания. Например, в метании «топорика», прыжках через нарту дети развивают ловкость, меткость, быстроту и силу, одновременно северные виды спорта учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу.
Цели и Задачи:
• Познакомить с культурой, традициями, в частности, с северными видами спорта северных народов;
• Развивать физические качества детей посредством введения элементов северных видов спорта в непосредственную образовательную деятельность;
• Знать свою национальную культуру во всех ее проявлениях, увидеть ее ценность, историческую значимость, способствовать тому, чтобы эти культурные ценности стали достоянием не только нашего времени, но и будущих поколений.
Актуальность:
Готовя детей к жизни, полной противоречий, надо стремиться дать им правильные ориентиры, подвести к осознанию того, что у каждого народа есть своя духовная культура, свой спорт.
Традиционные северные национальные виды многоборья
1. «Прыжки через нарты»
2. «Метание аркана»
3. «Тройной прыжок»
4. «Метание топора»
1. «Прыжки через нарты» - обучение детей элементарному выполнению видов национального спорта эвенков. С этой целью изготавливаем «нарты». Ставятся 4-6 нарт на расстоянии друг от друга на 30-40 см, высотой 10-15 см на ровной площадке, поперечно направлению движения. Дети должны перепрыгивать через расставленные нарты, отталкиваясь двумя ногами, без остановки. После прыжка через последнюю нарту ребенок поворачивается и продолжает прыжки в обратном направлении.
2. «Метание аркана» - это соревнование проводится в игровой форме. Ребенку предлагается выполнять броски арканом на стойку с изображением оленя с рогами, с высотой от 50-70 см с расстояния от 1,5м до 3 м. при бросании аркана ребенок встает за линию и принимает правильное исходное положение, как можно сильнее отводит руку назад, тяжесть тела переносится на правую ногу. Бросок выполняется энергичным движением руки при одновременном наклоне туловища вперед. В этот момент тяжесть тела переноситься на левую ногу. Бросок аркана сопровождается плавным движением руки, кисть и пальцы мягким толчком направляют аркан в цель.
3. «Тройной прыжок» - более сложный, но, опять таки, доступный для детей вид северного многоборья. Здесь более детально надо учить технике прыжка. Освоив технику отталкивания и приземления.
4. «Метание топора» - метание топора на дальность относится к одному из самых сложных соревновательных упражнений северного многоборья, которое требует специальной организации места для проведения в связи соблюдением техники безопасности. Поэтому для овладения техникой метания топора на дальность на начальном этапе могут использоваться метание гранаты или малого мяча как один из простых и доступных видов метания. Развивает у детей силу мышц рук.
Заключение
Национальные виды спорта – это часть культуры народа, уходящая своими корнями в его историю. Национальные спортивные традиции складывались с древних времен.
Все виды национального спорта направлены на развитие у детей физических и духовных качеств: физической силы, выносливости, ловкость, меткость. Кроме того многие виды национального спорта направлены на воспитание у детей воли к достижению ели, на единение с природой степей, культурой других народов.
Сохранение и развитие этих видов спорта в – залог еще большего расцвета самобытной национальной культуры, таким образом, национальное многоборье :
- способствует повышению интереса к данным видам спорта и более эффективному вовлечению дошкольников коренных малочисленных народов Севера в систематические занятия физической культурой;
- помогает возродить и сохранить физическую культуру коренных жителей Севера;
- игровые формы и методы обучения позволяют детям элементарно овладеть северными видами спорта легко.
Сохранение и развитие национальных видов спорта сегодня – это не только дань истории, традициям – это древнее искусство, которое передается из поколения в поколение и наш долг сохранять и развивать его для будущих поколений.