Тимофей Курочкин
Приобщение детей к искусству посредством музыкальной деятельности. Организация развивающих условий
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей к искусству начинается на дошкольной ступени, значение которой трудно переоценить. Дошкольников отличают повышенная любознательность, открытость ко всему новому, эмпатия, познавательная активность, эмоциональная отзывчивость к произведениям разных видов искусства. Дети чутко воспринимают музыку, сопереживают героям сказки, картины, спектакля, их высказывания и оценки всегда эмоционально окрашены.
Публикация «Приобщение детей к искусству посредством музыкальной деятельности, Организация развивающих условий» размещена в разделах
Приобщение дошкольников к искусству мы, педагоги-практики, успешно осуществляем на интегрированных музыкальных занятиях, которые высокоэффективны с точки зрения развития у детей образного мышления, речи, воображения, креативности. На этих занятиях детей приобщаем к ценностям мировой художественной культуры, предлагая им высокохудожественные и доступные их восприятию произведения различных видов искусства.
На повседневных музыкальных занятиях в первую очередь, мы конечно, приобщаем детей именно к музыкальному искусству. Однако, Федеральный Государственный Образовательный Стандарт объединяет разные виды искусства в одно целое, обозначая их как образовательную область «Художественно- эстетическое развитие». И Стандарт прав, ведь искусство в целом по своей природе неразделимо.
В своей образовательной деятельности мы применяем современную образовательную технологию «Ситуация». Она является инновационным методом обучения.
Суть данной технологии заключается в организации развивающих ситуаций с детьми на основе использования общекультурных знаний о законах эффективной деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников. Отсюда и название технологии – «Ситуация», так как в ее основе лежат различные ситуации, с которыми сталкиваются дети в течение дня.
Технология «Ситуация» дает педагогу возможность управлять возникшей ситуацией таким образом, чтобы помочь ребенку сделать самостоятельный шаг в познании мира, приобрести опыт выполнения универсальных действий по фиксации затруднений, выявлению их причины, постановке цели, планированию своих действий, соотнесению поставленной цели с полученным результатом и др.
В своей целостности данная технология положена в основу специально моделируемых взрослым ситуаций. Следует отметить, что такие ситуации могут отличаться по форме организации (например, это могут быть занятия, экскурсии, праздники, игровые ситуации и пр., а также по локализации во времени (например, занятия в рамках непосредственной образовательной деятельности, тематические проекты, проводимые в течение дня или недели и др.). Несмотря на все отличия, они имеют сходную структуру – шесть последовательных этапов, соответствующих этапам метода рефлексивной самоорганизации.
Остановимся на каждом из этих этапов более подробно.
1. Введение в ситуацию.
На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую «детскую» цель, основанную на ключевых потребностях и интересах детей).
Для этого педагог, как правило, включает детей в беседу, обязательно личностно-значимую для них, связанную с их жизненным опытом. Например, он может предложить детям рассказать о любимых праздниках, или о своих домашних обязанностях, о своей семье и т. п. Источниками формирования ситуаций могут стать реальные события, происходящие в окружающей жизни (яркие природные явления, праздники, случаи из жизни детей и их семей, события, происходящие в жизни группы, воображаемые события, события, описываемые в художественной литературе, средствах массовой информации и пр. Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы.
Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?». –
Рассмотрим данный этап на примере конкретной музыкальной деятельности «Путешествие во владение зимы» ( Педагог:Ребята, вы любите зиму? - За что вы ее любите? - Какой бывает зима? - Вы хотите узнать, какая еще бывает зима? - Где мы можем узнать? - Я предлагаю нам отправиться во владения самой зимы и обо всем узнать. А поможет нам в этом зимняя музыка и волшебный транспорт)
2. Актуализация знаний и умений.
На данном этапе в ходе совместной деятельности с детьми, построенной в рамках реализации «детской» цели, педагог организует деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания.
При этом дети обычно находятся в некоем своем смысловом пространстве (игровом сюжете, например, движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог, как грамотный организатор, ведет их к новым «открытиям».
(На этом этапе музыкального занятия происходит знакомство с музыкальными произведениями, такими как «Фея Драже» П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик» в исполнении симфонического оркестра, «Зима» А. Вивальди из цикла «Времена года», произведение П. И. Чайковского «Времена года. Декабрь. «Святки». Дети слушают, анализируют, высказывают мнения, изображают образ зимы в пластических движениях)
3. Затруднение в ситуации.
В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности : для достижения своей «детской» цели ребенку требуется выполнить некое действие, назовем его «пробным действием». Но выполнение этого действия связано с тем новым знанием (понятием или способом действия, которое ребенку предстоит только «открыть» и которое на данный момент у него пока еще отсутствует. Возникает затруднение. Воспитатель с помощью системы вопросов («Смогли?» – «Почему не смогли?») помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины (причин).
(На этом этапе музыкального занятия детям предлагается изобразить услышанные образы зимы с помощью музыкальных инструментов, при этом педагог специально не готовит их для детей. Дети самостоятельно ищут инструменты, подходящие под услышанные образы. Здесь возникает затруднение, ведь с некоторыми из музыкальных инструментов они незнакомы)
4.«Открытие» нового знания.
На данном этапе педагог, вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решение вопросов проблемного характера.
С помощью различных вопросов (например, «Что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?», «Как мы это сможем узнать?») педагог побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.
(На этом этапе педагог знакомит детей с незнакомыми инструментами, дети начинают экспериментировать со звуком, анализируют и сопоставляют образы зимы, услышанные ранее, подбирают подходящие по характеру произведений)
5. Включение нового знания в систему знаний.
На данном этапе педагог создает ситуации, предлагает различные виды деятельности, в которых новое знание (новый способ) используется в измененных условиях совместно с освоенным ранее.
При этом педагог обращает внимание на умение детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность.
(Далее педагог предлагает детям разделиться на несколько групп, для исполнения музыкального номера, построенного на образах зимы. «Волшебница», «Колдунья», «Шалунья». Дети договариваются в группах, выступают с номером)
6. Осмысление.
Завершающий этап является необходимым элементом в структуре рефлексивной самоорганизации, так как позволяет приобрести опыт выполнения таких важных универсальных действий как фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.
С помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» —педагог помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. А далее, с помощью вопросов: «Как вам это удалось?», «Что вы делали, чтобы достичь цели?», «Какие знания (умения, личностные качества) вам пригодились?» — подводит детей к тому, что «детскую» цель они достигли благодаря тому, что они что-то узнали, чему-то научились, определенным образом проявили себя, то есть сводит воедино «детскую» и «взрослую» цели («Удалось, потому что узнали (научились…»).
(- Где мы сегодня побывали?- Что вы сегодня узнали нового? - Какой образ зимы вам понравился больше всего?«Как вам это удалось?» «Что или кто помог вам в достижении поставленной цели?»)
Технология «Ситуация» представляет собой вариант системно-деятельностного подхода, модифицированный для дошкольного уровня образования. Использование данной технологии в работе с дошкольниками позволит обеспечить преемственность с начальным общим образованием.
Использованная литература
1. Абдуллина Л. Э., «Мир открытий» Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, М., «Цветной мир», 2015;
2. Материалы сети Интернет https://www.ug.ru/archive/51980
3. Методические материалы ХАКиРО и ПК.