МААМ-картинки

Приобщение детей к искусству посредством музыкальной деятельности. Организация развивающих условий

Тимофей Курочкин
Приобщение детей к искусству посредством музыкальной деятельности. Организация развивающих условий
▼ Скачать + Заказать документы

Приобщение детей к искусству начинается на дошкольной ступени, значение которой трудно переоценить. Дошкольников отличают повышенная любознательность, открытость ко всему новому, эмпатия, познавательная активность, эмоциональная отзывчивость к произведениям разных видов искусства. Дети чутко воспринимают музыку, сопереживают героям сказки, картины, спектакля, их высказывания и оценки всегда эмоционально окрашены.

Публикация «Приобщение детей к искусству посредством музыкальной деятельности, Организация развивающих условий» размещена в разделах

Приобщение дошкольников к искусству мы, педагоги-практики, успешно осуществляем на интегрированных музыкальных занятиях, которые высокоэффективны с точки зрения развития у детей образного мышления, речи, воображения, креативности. На этих занятиях детей приобщаем к ценностям мировой художественной культуры, предлагая им высокохудожественные и доступные их восприятию произведения различных видов искусства.

На повседневных музыкальных занятиях в первую очередь, мы конечно, приобщаем детей именно к музыкальному искусству. Однако, Федеральный Государственный Образовательный Стандарт объединяет разные виды искусства в одно целое, обозначая их как образовательную область «Художественно- эстетическое развитие». И Стандарт прав, ведь искусство в целом по своей природе неразделимо.

В своей образовательной деятельности мы применяем современную образовательную технологию «Ситуация». Она является инновационным методом обучения.

Суть данной технологии заключается в организации развивающих ситуаций с детьми на основе использования общекультурных знаний о законах эффективной деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников. Отсюда и название технологии – «Ситуация», так как в ее основе лежат различные ситуации, с которыми сталкиваются дети в течение дня.

Технология «Ситуация» дает педагогу возможность управлять возникшей ситуацией таким образом, чтобы помочь ребенку сделать самостоятельный шаг в познании мира, приобрести опыт выполнения универсальных действий по фиксации затруднений, выявлению их причины, постановке цели, планированию своих действий, соотнесению поставленной цели с полученным результатом и др.

В своей целостности данная технология положена в основу специально моделируемых взрослым ситуаций. Следует отметить, что такие ситуации могут отличаться по форме организации (например, это могут быть занятия, экскурсии, праздники, игровые ситуации и пр., а также по локализации во времени (например, занятия в рамках непосредственной образовательной деятельности, тематические проекты, проводимые в течение дня или недели и др.). Несмотря на все отличия, они имеют сходную структуру – шесть последовательных этапов, соответствующих этапам метода рефлексивной самоорганизации.

Остановимся на каждом из этих этапов более подробно.

1. Введение в ситуацию.

На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую «детскую» цель, основанную на ключевых потребностях и интересах детей).

Для этого педагог, как правило, включает детей в беседу, обязательно личностно-значимую для них, связанную с их жизненным опытом. Например, он может предложить детям рассказать о любимых праздниках, или о своих домашних обязанностях, о своей семье и т. п. Источниками формирования ситуаций могут стать реальные события, происходящие в окружающей жизни (яркие природные явления, праздники, случаи из жизни детей и их семей, события, происходящие в жизни группы, воображаемые события, события, описываемые в художественной литературе, средствах массовой информации и пр. Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы.

Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?». –

Рассмотрим данный этап на примере конкретной музыкальной деятельности «Путешествие во владение зимы» ( Педагог:Ребята, вы любите зиму? - За что вы ее любите? - Какой бывает зима? - Вы хотите узнать, какая еще бывает зима? - Где мы можем узнать? - Я предлагаю нам отправиться во владения самой зимы и обо всем узнать. А поможет нам в этом зимняя музыка и волшебный транспорт)

2. Актуализация знаний и умений.

На данном этапе в ходе совместной деятельности с детьми, построенной в рамках реализации «детской» цели, педагог организует деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания.

При этом дети обычно находятся в некоем своем смысловом пространстве (игровом сюжете, например, движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог, как грамотный организатор, ведет их к новым «открытиям».

(На этом этапе музыкального занятия происходит знакомство с музыкальными произведениями, такими как «Фея Драже» П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик» в исполнении симфонического оркестра, «Зима» А. Вивальди из цикла «Времена года», произведение П. И. Чайковского «Времена года. Декабрь. «Святки». Дети слушают, анализируют, высказывают мнения, изображают образ зимы в пластических движениях)

3. Затруднение в ситуации.

В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности : для достижения своей «детской» цели ребенку требуется выполнить некое действие, назовем его «пробным действием». Но выполнение этого действия связано с тем новым знанием (понятием или способом действия, которое ребенку предстоит только «открыть» и которое на данный момент у него пока еще отсутствует. Возникает затруднение. Воспитатель с помощью системы вопросов («Смогли?»«Почему не смогли?») помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины (причин).

(На этом этапе музыкального занятия детям предлагается изобразить услышанные образы зимы с помощью музыкальных инструментов, при этом педагог специально не готовит их для детей. Дети самостоятельно ищут инструменты, подходящие под услышанные образы. Здесь возникает затруднение, ведь с некоторыми из музыкальных инструментов они незнакомы)

4.«Открытие» нового знания.

На данном этапе педагог, вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решение вопросов проблемного характера.

С помощью различных вопросов (например, «Что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?», «Как мы это сможем узнать?») педагог побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.

(На этом этапе педагог знакомит детей с незнакомыми инструментами, дети начинают экспериментировать со звуком, анализируют и сопоставляют образы зимы, услышанные ранее, подбирают подходящие по характеру произведений)

5. Включение нового знания в систему знаний.

На данном этапе педагог создает ситуации, предлагает различные виды деятельности, в которых новое знание (новый способ) используется в измененных условиях совместно с освоенным ранее.

При этом педагог обращает внимание на умение детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность.

(Далее педагог предлагает детям разделиться на несколько групп, для исполнения музыкального номера, построенного на образах зимы. «Волшебница», «Колдунья», «Шалунья». Дети договариваются в группах, выступают с номером)

6. Осмысление.

Завершающий этап является необходимым элементом в структуре рефлексивной самоорганизации, так как позволяет приобрести опыт выполнения таких важных универсальных действий как фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.

С помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» —педагог помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. А далее, с помощью вопросов: «Как вам это удалось?», «Что вы делали, чтобы достичь цели?», «Какие знания (умения, личностные качества) вам пригодились?» — подводит детей к тому, что «детскую» цель они достигли благодаря тому, что они что-то узнали, чему-то научились, определенным образом проявили себя, то есть сводит воедино «детскую» и «взрослую» цели («Удалось, потому что узнали (научились…»).

(- Где мы сегодня побывали?- Что вы сегодня узнали нового? - Какой образ зимы вам понравился больше всего?«Как вам это удалось?» «Что или кто помог вам в достижении поставленной цели?»)

Технология «Ситуация» представляет собой вариант системно-деятельностного подхода, модифицированный для дошкольного уровня образования. Использование данной технологии в работе с дошкольниками позволит обеспечить преемственность с начальным общим образованием.

Использованная литература

1. Абдуллина Л. Э., «Мир открытий» Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, М., «Цветной мир», 2015;

2. Материалы сети Интернет https://www.ug.ru/archive/51980

3. Методические материалы ХАКиРО и ПК.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей»Консультация для воспитателей «Создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей» Развитие творческих способностей, эстетическое развитие дошкольника, формирование базиса его личностной культуры не может быть ограничено.

Консультация для воспитателей «Организация музыкального уголка для развития самостоятельной музыкальной деятельности» Основными формами организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду, в рамках художественно-эстетического развития, являются:.

Организация условий для развития слабослышащего ребенка в группе детского садаОрганизация условий для развития слабослышащего ребенка в группе детского сада Организация условий для развития слабослышащего ребенка в группе детского сада. Подготовила воспитатель средней группы Анацкая Людмила.

Педагогическая находка «Приобщение детей к театрализованной деятельности»Педагогическая находка «Приобщение детей к театрализованной деятельности» Педагогическая находка "Приобщение детей к театрализованной деятельности"Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав»Приобщение дошкольников к истокам народной культуры посредством фольклорных праздников «Календарь забав» Тип проекта: творческий, практико - ориентированный. Участники проекта: дети подготовительных групп, педагоги, родители. Срок реализации:.

Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр» Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игрРазвитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игр Подготовка к новому учебному году. Игры своими руками. Эту лягушку для меня сделала Лариса https://www.livemaster.ru/larisa81 Артикуляционная.

Создание условий для развития мелкой моторики и реципрокной координации движений рук у детей ОНР посредством мягких модулейСоздание условий для развития мелкой моторики и реципрокной координации движений рук у детей ОНР посредством мягких модулей Дошкольное детство - период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный.

Приобщение детей к истории и культуре народа посредством знакомство с народными промыслами РоссииПриобщение детей к истории и культуре народа посредством знакомство с народными промыслами России Содержание работы: Приобщение детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народными промыслами России. Формирование у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей к искусству посредством музыкальной деятельности. Организация развивающих условий
Опубликовано: 1 августа 2022 в 06:08
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение детей к искусству посредством музыкальной деятельности. Организация развивающих условий» (включая файлы) размещена пользователем Тимофей Курочкин в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД