Елена Белоусова
Принципы освоения музыкально — ритмический упражнений, укрепляющих здоровье детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Оздоровления детей в детском саду является одним из средств музыкально-ритмической деятельности. Физическому развитию детей способствуют занятие музыкально - ритмической деятельностью, совершенствуется координация движений, повышается жизненный тонус, улучшается осанка, что создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом. А это актуально очень, так как поступают часто болеющие дети, ослабленные физически.
Публикация «Принципы освоения музыкально — ритмический упражнений, укрепляющих здоровье детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа музыкального руководителя
- Ритмическая гимнастика
- Старшая группа
- Темочки
При планировании работы по развитию музыкально-ритмических движений выделяются следующие задачи:
1. Укрепление физического и психического здоровья детей.
2. Развитие музыкальных и творческих способностей, при максимально эмоциональном комфорте каждого ребенка, посредством музыкально-ритмической деятельности.
Швейцарский педагог и композитор Э. Ж. Далькроз (1865-1950 г., впервые рассмотрел и обосновал в качестве метода музыкального воспитания музыкально-ритмическую деятельность. Он был убежден, что обучать ритмическим движениям под музыку необходимо всех детей. Э. Ж. Далькроз создал систему ритмических движений, по которой обучал своих учеников. Метод Э. Ж. Далькроза очень прост: развивать у детей с дошкольного возраста музыкальный слух, память, внимание, используя специальные тренировочные упражнения, пластическую выразительность движений, ритмичность. Он ставил игру на первое место, как естественную деятельность, и поэтому интерес и внимание учеников держится дольше. Этот важный вывод, принимается к сведению и в настоящее время. Система Э. Ж. Далькроза основанная на принципе интереса и доступности, она стала средством борьбы с аритмией в лечебно-профилактических целях у детей дошкольного возраста. [1]
Основное внимание уделяется составлению системы музыкально-ритмических движений для решения задач по оздоровлению детей в детских садах, благотворно влияющих на здоровье детей.
Музыка является одним из лечебных факторов, не требует предварительной подготовки и доступно всем детям. Музыка позволяет точно дозировать психофизическую нагрузку, начиная с прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмов танцев и аэробики, она воздействуют на различные функции организма. Важно отметить, что дыхательная музыкотерапия позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения.
Э. Ж. Далькроза писал, что музыка, восстанавливает иммунобиологические процессы, оживляя эмоциональную сферу, имея ввиду, что при наличии негативных эмоций, при снижении эмоционального тонуса или снижается иммунитет человека, и он чаще болеет. Музыка действует на эмоции человека, а любая эмоция, связана с определенными биологическими реакциями в организме. Поэтому в определенном смысле можно считать, что в биохимических процессах, каждое музыкальное произведение вызывает различные изменения. Музыка повышать уровень иммунных процессов в организме, позволяет дозировано «тренировать» эмоциональный мир ребенка и, т. е. приводит к снижению его заболеваемости. [6]
Разносторонне образованный, горячо и безраздельно преданный избранному делу Н. А. Метлов, стремился создать стройную систему музыкального воспитания, в которую гармонично входят музыкально-ритмическим движения, игра на детских музыкальных инструментах, обучающее детей слушанию музыки, пению. Большое внимание уделял он проведению утренников и праздников в детском саду.
Первым автором программ музыкальных дисциплин, которые изучаются на разных уровнях подготовки педагогов-музыкантов и воспитателей детских садов, от краткосрочных курсов до высших учебных заведений был Н. А. Метлов. Комплекс дисциплин состоит из теории музыки, музыкальной литературы и методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста, нотной грамоты. [5]
Программы, явились основой для создания последующих программных документов, разработанные Н. А. Метловым. [7]
Он отбирал высокохудожественные инструментальные и вокальные произведения выдающихся композиторов прошлого. Разработал методику слушания музыки.
Таким образом, в российской и зарубежной практике по-разному реализуются принципы освоения музыкально-ритмических упражнений, укрепляющих здоровье детей старшего дошкольного возраста.
Высокие требования к сохранению здоровья дошкольников, предъявляет современный ФГОС ДО. Это обязывает инструкторов по физическому воспитанию, музыкальных руководителей, и воспитателей организовывать с учётом новых требований, процесс художественно-эстетического воспитания. Достаточно готовых программно-методических материалов по данному направлению разработанных, но они разработаны до создания ФГОС и нуждаются в доработке и адаптации к новым условиям.
Знакомя детей с музыкальным движением и сопровождением в их единстве, для каждой музыкальной игры, танца, упражнения, воспитатель определяет, как он будет объяснять детям данное задание. Выбор приёма зависит от педагогической направленности и задач, которые он ставит перед собой. Перед играми, танцами упражнениями, в которых дети самостоятельно должны найти движения, кратко излагает содержание, направляющуее воображение детей, либо проводит небольшую беседу, но не подсказывает движения.
Музыкальное движение является - одним из видов музыкальной деятельности, которое в большей степени способствует развитию творчества.
Возникла необходимость в оказании большего внимания музыкально- ритмическим и танцевальным движениям, организуя работу по развитию творческих способностей детей в условиях ДОУ.
БИБЛИОГРАФИЧЕКИЙ СПИСОК
1. Анисимова, Г. И. 100 музыкальных игр для развития дошкольника. Старшая и подготовительная группы/Г. И. Анисимова. - М. : издательство «Академия Развития», 2008.- 96 с.
2. Арисмеди, А. Л. Дошкольное музыкальное воспитание/А. Л. Арисмеди. -М. :Прогресс,2001.-325 с.
3. Афасьев, Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании/Б. В. Афанасьев. - М. : 2001.-200 с.
4. Бекина, С. И. Музыка и движение : (Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет). Из опыта работы муз. руководителей дет. садов/С. И. Бекина. - М: Просвещение, 1983.- 207 с.
5. Буренина, А. И. Ритмическая мозаика : (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста)/ А. И. Буренина. - Санкт- Петербург: ЛОИРО,2000.- 220 с.
6. Ветлугина, Н. А. Музыка в детском саду/Н. А. Ветлугина. - М. :2005.-165 с.