Раиса Шабаева
Комплекс упражнений, направленную на формирование пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс упражнений, направленную на формирование пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
Упражнение 1
Цель. Развивать проективное видение объемного тела.
Материалы. Картонные карты двух цветов, с прорезами в форме различных геометрических фигур (рис. 2.3, набор «Цвет и форма» (геометрические тела различного цвета).
Рис. 2.3 – Иллюстрация к упражнению 1
Публикация «Комплекс упражнений, направленную на формирование пространственных представлений детей старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
Задание. Надо расставить на карте объемные тела соответствующего размера, цвета и формы (можно использовать любой строительный набор, в котором есть различные геометрические тела: кубы, «кирпичи», цилиндры, призмы, конусы, шары).
Примечание. Использование объемных тел делает это задание неоднозначным, то есть на круглую прорезь можно поставить шар, полушар, цилиндр, конус; на квадратную прорезь – куб, прямоугольный параллелепипед с квадратным основанием, пирамиду с квадратным основанием; на треугольную прорезь можно поставить призму с треугольным основанием (крышу) и т. д. Для одного и того же набора можно сделать 3–4 карты, учитывающие различные проекции объемных тел.
Упражнение 2
Цель. Развивать проективное видение у ребенка.
Материалы. Три одинаковых кирпичика на каждого ребенка, карта с обозначением проекций кирпича.
Способ выполнения. Каждый ребенок получает три кирпичика и карту с контурным изображением трех его проекций (рис. 2.4).
Рис. 2.4 – Иллюстрация к упражнению 2
Задание. Расставить кирпичи по контурам в нужном положении.
Примечание. Педагог подходит к каждому ребенку и проверяет правильность выполнения, затем дети меняются картами, пока каждый не выполнит четыре расстановки.
Упражнение 3
Цель. Развивать проективное видение у ребенка, формировать конструктивные умения.
Задание. Детям предлагается выполнить постройку по чертежу на рисунке.
Способ выполнения. На фланелеграфе выставляются по одному чертежу (рис. 2.5).
Ворота Стул Кровать
Рис. 2.5 – Иллюстрация к упражнению 3
Упражнение 4
Цель. Развивать пространственную ориентацию.
Способ выполнения. Педагог предлагает детям :
– Встаньте и посмотрите на свой стол сверху. Какой он формы? ( Дети обводят стол руками по краю: прямоугольной формы.) Выберите на рисунке ту фигуру, что соответствует форме стола (рис. 2.6).
Рис. 2.6 – Иллюстрация к упражнению 4
На фланелеграф выставляется прямоугольник, символизирующий стол. Он сделан из бархатной бумаги, так как это необходимо по ходу упражнения.
– Вот мяч (педагог показывает кружок яркого цвета).
– Кто знает, где нужно положить мяч, если я говорю: «Мяч на столе; мяч сбоку от стола; мяч перед столом; мяч за столом; мяч под столом».
Эти ситуации дети моделируют на фланелеграфе, переставляя мяч, но не трогая стол, за исключением последнего варианта, когда надо положить мяч под стол (рис. 2.7).
Рис. 2.7 – Иллюстрация к упражнению 4
Упражнение 5
Цель. Развивать проективное видение у ребенка, формировать конструктивные умения.
Материалы. Стандартный набор геометрических тел «Цвет и форма», содержащий различные геометрические формы : кубы, конусы, цилиндры, прямоугольные призмы, пирамиды, треугольные призмы («крыши»).
Способ выполнения. Детям раздают наборы (один на двоих) и каждому по две картонных карты разных цветов с белыми прорезами по форме оснований тел. Задание. Дети должны расставить геометрические тела по местам. Затем результаты обсуждаются.
– Что можно поставить на круг? (Цилиндр, конус и полушар.)
Дети могут не произносить этих названий, а просто показывать нужные фигуры.
– Чем они похожи? (У них есть круг снизу.)
– Можно ли перевернуть эту фигуру (цилиндр) и снова поставить ее на это место? (Да). А эту (конус? (Нет.)
Аналогично рассматриваются тела с квадратом в основании (куб, параллелепипед и пирамида).
Упражнение 6
Цель. Развивать проективное видение у ребенка, формировать конструктивные умения.
Способ выполнения. Детям раздается карта с контурными изображениями оснований и боковых проекций тел из набора «Цвет и форма» (рис. 2.8).
Задание. Ребенок должен выбрать подходящие тела и расставить их по контурам, причем он должен догадаться, что некоторые тела надо уложить боком.
Рис. 2.8 – Иллюстрация к упражнению 6
Задание выполняется индивидуально. Педагог помогает ребенку только по его просьбе.
Результаты обсуждаются следующим образом (на фланелеграфе выставляется такая же, как у детей, карта) :
– Что можно было положить на это место (педагог показывает на контур?
Дети выбирают из своего набора (снимают со своей карты) нужное тело и прикладывают его к контуру на фланелеграфе в нужном положении.
– У кого другая фигура? и т. д.
Примечание. Педагогу следует обратить внимание на то, что вид сбоку у цилиндра – это прямоугольник, а у конуса – треугольник. Если дети сообразили это, то нужно отметить, что на прямоугольник можно было тоже положить две фигуры. Если не сообразили, то не следует этого добиваться, данный факт достаточно труден для осознания.
Упражнение 7
Цель. Развивать проективное видение у ребенка, символические функции сознания.
Задание. Поставьте фигуры «как у меня».
Способ выполнения. Детям выдаются круг и квадрат. Педагог показывает картинку: кукла на столе. Дети должны изобразить фронтальный вид этой композиции, используя заменители: круг вместо игрушки, квадрат вместо стола.
Затем педагог меняет картинку: машина под столом, мяч сбоку от стола и т. д.
Дети, меняя взаимное расположение фигур, строят схему ситуации, поясняя ее словами: машина под столом и т. д.
Упражнение 8
Цель. Познакомить детей с фигурой овальной формы; учить различать круг и фигуру овальной формы, употреблять выражение «овальная форма»; продолжать закреплять навыки счета предметов; закреплять умение раскладывать предметы в порядке убывания и возрастания размера, употребляя слова «самый большой», «маленький», «больше», «меньше».
Демонстрационный материал. Фланелеграф, набор моделей геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, 2 круга (большой и маленький, 2 фигуры овальной формы разного размера, картинки-аппликации «Птичка» и «Мишка», составленные из кругов и фигур овальной формы.
Раздаточный материал. Карточки с двумя свободными полосками и конверты с моделями кругов (3 шт.) и фигур овальной формы (3 шт.) разного цвета и размера. Модели последовательно уменьшают в размере (например, диаметр круга от 6 см до 2 см).
Таким образом, сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапа проведенного экспериментального исследования, можно говорить о целесообразности использования предлагаемых геометрических диктантов и игры. Только систематически проводимая воспитателем работа по формированию представлений о пространственных фигурах у детей старшего дошкольного возраста может дать положительные результаты.