Юлия Степанова
Применение здоровьесберегающих методов и приемов на музыкальных занятиях. Методическая разработка занятия «В гости к Лунтику»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка занятия с детьми
Тема: «В гости к Лунтику».
Цель:формировать и развивать музыкальные, творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности посредством здоровьеформирующих компонентов.
Задачи:
- обогащать музыкальные впечатления детей;
- вызывать яркий положительный эмоциональный отклик при восприятии музыки;
Публикация «Применение здоровьесберегающих методов и приемов на музыкальных занятиях, Методическая разработка занятия „В гости к Лунтику“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2024
- развивать музыкальный слух;
- развивать коммуникативные навыки;
- способствовать развитию мышления, фантазии, памяти;
- способствовать развитию творческой активности детей в музыкальной исполнительской деятельности;
- укреплять физическое и психическое здоровье.
Приоритетная образовательная область: Художественно - эстетическое развитие", раздел "Музыка"
Интеграция областей: художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Форма организации: совместная музыкальная деятельность педагога с детьми.
Методы и приёмы : игровой, творческий, метод практической деятельности, погружение в музыку, эвристическая беседа.
Здоровьесберегающие технологии :
Валеологическая распевка; динамическое упражнение; пальчиковая гимнастика, коммуникативная игра; пластическая импровизация.
Форма организации деятельности: групповая
Ожидаемые результаты: Эмоционально относится к сверстникам, игре и героям мультфильма. Ориентируется в окружающем пространстве, понимает смысл пространственных отношений. Может участвовать в беседе. Имеет элементарные представления о жизни насекомых. Умеет делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями. Проявляет желание участвовать в совместной деятельности. Проявляет устойчивый интерес к различным видам музыкальной деятельности. Может петь без напряжения, легким звуком, отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню. Может ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки. Может ритмично и динамично играть на шумовых инструментах.
Оборудование и наглядный материал:
- музыкальный центр,
- проектор, экран.
- картинки из мультфильма;
- письмо-листик от Лунтика;
- плакат с цветами, расположенными на разной высоте;
- кузнечик на палочке;
- схема передвижения божьей коровки;
- легкие, яркие платки - «крылья бабочек» по числу детей;
- инструменты-самоделки для шумового оркестра;
- картинка с изображением цветочной полянки и маленькие картинки – насекомые (кузнечик, божья коровка, бабочка, 2 пчелы, паук, 2гусеницы).
Музыкальный материал :
- «Доброе утро!» О. Арсеневской;
- «Бабочка» Э. Григ;
- «Жук, жук пожужжи» муз. В. Карасевой, слова Н. Френкель;
- «Полька»
Средства ТСО: аудиозапись, ноутбук.
Список литературы:
Воронова, Алла Евгеньевна. Логоритмика для детей 5-7 лет: занятия и упражнения/. -Москва: Сфера,2010.-144с. : ил. -(Развитие речи «Шаг за шагом»).-Библиогр. :с. 139-140.
Картушина,М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. / М. Ю. Картушина. -М. : Изд-во Сфера, 2005.-125 с.
Непосредственно образовательная деятельность
Дети входят в зал.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю вам поиграть со мной. Вы не против? Я очень рада нашей встрече. А когда люди радуются, как они это выражают? (Улыбаются, смеются)
-А вы умеете улыбаться? Покажите свои улыбки. Давайте с вами поздороваемся веселой песенкой.
Валеологическая распевка «Доброе утро»
(под музыку пою и показываю движения)
Доброе утро! Поворачиваются друг к другу.
Улыбнись скорее! Разводят руки в стороны.
И сегодня весь день Хлопают в ладоши.
Будет веселее.
Мы погладим лобик, Выполняют движения по тексту
Носик
И щёчки.
Будем мы красивыми, Постепенно поднимают руки вверх,
Как в саду цветочки! выполняя «фонарики».
Разотрём ладошки Движения по тексту
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрём
И здоровье сбережём.
Улыбнёмся снова, Разводят руки в стороны.
Будьте все здоровы!
Сели на пол свободно, так, чтобы видели экран. Сама тоже села на пол.
- Ребята, вы любите смотреть мультфильмы? (да). У вас, наверное, есть любимые мультфильмы? (называют мультфильмы). А хотели бы вы сами оказаться в мультике и поиграть с мультяшными героями?
Сейчас мы отгадаем, в какой мультик отправимся в гости.
«Он сиреневый такой,
Машет весело рукой,
Он свалился к нам с луны,
Очень добрый, знаем мы». /Лунтик/
Звучит заставка (на экране начало мультфильма) : «А вот, что случилось с ним дальше вы сейчас и узнаете….»
Прилетает письмо-листочек. Смотрите, что это? Нам кто-то письмо прислал. /Читаю/
- Здравствуйте, ребята, Я очень рад оказаться на земле. Ведь теперь у меня так много друзей. Все мои друзья умеют петь, или танцевать, или сами играют музыку. А я пока еще не всему научился. Помогите мне,пожалуйста, поучиться у друзей. Ведь вместе всегда веселей!
- Ребята, поможем Лунтику? (ответы)
- Тогда, я предлагаю нам отправиться на лесную полянку, где живут друзья Лунтика, и скорее познакомиться с ними. Становитесь друг за дружкой.
Дети выполняют динамическое упражнение.
Мы шагаем друг за другом, лесом и волшебным лугом
Мы шагаем, не скучаем, все преграды преодолеваем. (шагают)
Преодолеваем кочки, (прыгают с кочки на кочку)
Корявые пенечки, (идут высоко, поднимая колени)
Все преграды мы прошли и на полянку пришли.
- На полянке (слайд «Полянка») живут удивительные насекомые.
Все они дружат с милым Лунтиком. Давайте же и мы познакомимся и подружимся с ними. Отгадайте загадку:
- Прыгает пружинка -
Зелёная спинка -
С травы на былинку,
С ветки на тропинку.
Ответы. (на экране слайд «Кузнечик - Кузя»).
- Кузя, так зовут лучшего друга Лунтика. А что же он умеет лучше всех делать? (ответы) Да, он очень любит прыгать. По прыжкам он просто чемпион. Кузя умеет прыгать не только ногами, но и голосом. Помогите Лунтику отгадать, куда прыгает Кузя: вверх по цветочкам или вниз.
Дидактическая игра «Кузя и цветочки»
На картинке цветы и, взяв палочку, на конце которой прикреплен кузнечик, показываю направление прыжка вверх или вниз, одновременнопропеваю звуки. Дети определяют направление. Затем предлагаю ребенку спеть, а другому показать направление. (играем 2-3 раза)
Молодцы, научились прыгать.
– Ребята, Лунтик очень любит играть с друзьями. А вот и еще один друг к нам сюда летит.
Надевает эта крошка
Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко
Это …Ответы (на экране слайд «Божья коровка»)
- Да, ребята, это божья коровка – Мила. А вот, когда божья коровка прилетает к вам и садится на руку, какую песенку мы обычно поем? (ответы) Давайте вместе ее споем и покажем:
Божья коровка, черная головка,
Улети на небо, принеси нам хлеба,
Черного и белого, только не горелого. (повторяют)
Пальчиковая гимнастика «Божья коровка»
- Мила любит придумывать забавные игры для друзей, не обычные и умные. Вот одна из них.
Коммуникативная игра «Божья коровка»
Ход игры:
Перед игрой детям предлагается посмотреть на схему передвижения божьей коровки (на картинке изображены кружочки по кругу, стрелочками показано направление). Водящий – «божья коровка» под пение детей обегает «змейкой» ребят, стоящих в кругу. С окончанием песни, останавливается, и выполняет «вертушку» в паре с тем, рядом с кем остановился. (играем 2 раза).
- Молодцы, отлично поиграли.
Звучит музыка «Бабочка» Э. Грига, обращаю внимание на нее. Предлагаю присесть на пол, послушать и угадать, кого из героев нашего мультфильма она может изображать.
Небольшая беседа о музыке. Выполнение импровизации под музыку «Танец бабочки». Обращаю внимание на плавность движений и т. п.
Пластическая импровизация «Бабочка» Э. Григ
Дети садятся на стулья
- Как и все дети,Лунтик очень любит своих бабушку и дедушку. А как их зовут. Давайте вспомним. (ответы) Баба Капа и дедушка Шер.
-А кто они? Пчелы. А как они жужжат? Дети:ЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖЖ. Развести—низким и высоким голосом.
- Лунтик часто играет со своими бабушкой и дедушкой в прятки. Послушайте как: (пою)
-Баба Капа пожужжи
Где ты прячешься, скажи?
- Жу-жу-жу-жу
Я на дереве сижу.
-Деда Шер пожужжи
Где ты прячешься, скажи?
- жу-жу-жу-жу
Я летаю и жужжу.
Разучиваю с детьми песенку.
Натянул сеть гибкую,
Тонкую и липкою,
Притаился и молчок-
Ждёт добычу (паучок)
- Да, это загадка про паука Шнюка. Большого любителя музыки и музыкальных инструментов. А какие же инструменты знаете вы? (перечисляют)
Паук Шнюк предлагает нам поиграть на необычных музыкальных инструментах, он сделал их из того, что нашел в своем лесу.
Раздаю инструменты-самоделки: баночки из-под йогуртов с горохом внутри; палочки суши; яйца киндер-сюрприз с пшенкой внутри; упаковочная бумага шуршащая; и т. д. Объясняю как играть. Слушаем музыку, уточняем средства выразительности (темп, динамику, 2-х частную форму, затем исполняем.
Шумовой оркестр под музыку «Польки»
Хоть имеет много ножек,
Все равно бежать не может.
Вдоль по листику ползет,
Бедный листик весь сгрызет. (Гусеницы)
Гусеницы Вупсень и Пупсень никогда не унывают.
Танцевать нас приглашают.
Разучивание танца по показу
- Ребята, вы большие молодцы. Многому научились вместе с Лунтиком у его друзей. А как одним общим словом их можно назвать? ( Ответы: Насекомые)
Назовите их, пожалуйста. ( Дети называют: кузнечик, божья коровка, пчелы, бабочка, гусеницы).
Но мы не всех друзей встретили сегодня. Я хочу подарить вам вот эти раскраки. (Дарю раскраски «Лунтик» с мультяшными героями).Раскрашивайте и фантазируйте о том, что с ними произошло дальше.
Дети отправляются в группу.
АНАЛИЗ занятия
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом, составленным самостоятельно, в соответствии с задачами примерной образовательной программы, соответствующими старшему дошкольному возрасту. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.
Здоровьесберегающие компоненты, используемые на этом музыкальном занятие : валеологическаяраспевка, динамическое упражнение, дидактическая игра на развитие голосового аппарата и музыкального слуха, пальчиковая гимнастика, музыкотерапия (слушание и пластическая импровизация под музыку, коммуникативная игра, пение, танец.
Были использованы наглядные пособия:
- картинки из мультфильма;
- письмо-листик от Лунтика;
- плакат с цветами, расположенными на разной высоте;
- кузнечик на палочке;
- схема передвижения божьей коровки;
- легкие, яркие платки - «крылья бабочек» по числу детей;
- инструменты-самоделки для шумового оркестра.
Пособия эстетически оформлены. Их использование было рациональным и продуманным.
Организационный момент проходил в форме валеологическойраспевки «Доброе утро», был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так и между гостями и детьми. Несложный добрый текст и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, позитивно влияли на настрой детей, улучшали эмоциональный климат на занятии.
При выполнении динамического упражнения «Мы шагаем»(модель В. И. Ковалько, «Азбука физкультминуток») укреплялся костно-мышечный аппарат, моторные и сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка.
При проведении музыкотерапии - слушании «Бабочки» Э. Грига развивала фантазию, способствовала умению передавать образ в движении, старалась вызвать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки, активизировала речь детей. Тем самым обогащала музыкальные впечатления детей и воспитывала музыкально-эстетический вкус.
Использовав дидактическую игру на развитие голоса «Кузнечик», способствовала развитию звуковысотного слуха и умению интонировать.
В пении добивалась слаженного и интонационно верного исполнения мелодии. Добивалась четкого произношения слов. Развивала дыхание, что важно для детей, склонных к болезням дыхательной системы; вырабатывала хорошую осанку благодаря правильному положению тела во время пения.
При исполнении коммуникативной игры «Божья коровка» способствовала развитию коммуникативных навыков. Развивала способность ориентироваться в пространстве. У детей снимались телесные зажимы. Происходила эмоциональная разрядка, развивалось воображение, активизировалось внимание. Развивала мышление путем соотношения схематического изображения и выполнения соответствующих движений. Давала возможность учиться владеть своим телом.
….
Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности: слушание и беседа на ковре; пение на стульчиках; перемещение по группе во время пластических импровизаций и музыкально-ритмической игры. Все это позволило избежать утомляемости детей.
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях с учетом интересов детской аудитории.
На занятии прослеживалась интеграция в другие области развития: физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие. Старалась активизировать мыслительную и речевую деятельность детей, самостоятельность. Поддерживала положительный эмоциональный настрой на протяжении всего занятия.
Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Во время занятия старалась общаться с ребятами на одном уровне, поддержать интерес к занятию на протяжении всего времени.
Итог был организован в виде плавного перехода от одного вида деятельности в другой – в рисование.
Проблемы:
- хоровые ответы – планирую уделить внимание индивидуальным ответам, добиваться четкого произношения слов.