Елена Пелина
Применение пособия «Палитра» для развития познавательных психических процессов дошкольников
Мы живем в 21 веке. Это век людей, которые создают новый мир, стремительно развивающийся и стремительно меняющийся. И эти люди – наши дети. Они наш интеллектуальный потенциал. Это значит, что у детей необходимо активно развивать познавательные процессы. Важнейшим моментом процесса познания является логическое мышление, которое необходимо развивать еще в дошкольном возрасте. Развитие ребенка должно быть непринужденным.
Публикация «Применение пособия „Палитра“ для развития познавательных психических процессов дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Цвета и оттенки, цветоведение. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Немецкий производитель игровых пособий SPECTRA разрабатывает дидактические материалы, основывается на ключевых педагогических принципах и эти материалы развиваются согласно современным требованиям.
В своей работе я применяю пособие «Палитра» от компании SPECTRA. Оно способствует реализации следующих возможностей:
развитие познавательных, речевых и творческих способностей;
повышение эффективности образовательной деятельности;
сохранение и поддержание индивидуальности каждого ребенка;
использование деятельностного метода обучения, когда каждый ребенок получает знания самостоятельно;
применение в работе с детьми с ОВЗ;
Данное пособие в игровой форме благотворно влияет на развитие концентрации внимания, усидчивости и сосредотОченности.
Сейчас я бы хотела перейти от теории к практике, приглашаю сюда желающих.
Познакомить сразу большое количество детей с данным пособием достаточно сложно. Но стоит один раз понять, как работать с данным материалом, ребенок запоминает это навсегда и может обучить этому других.
В зависимости от поставленной цели педагог может выбрать для детей различные формы выполнения: индивидуальная, парная или групповая. Индивидуальная, на мой взгляд, самая распространенная и предпочтительная, Мы сейчас с вами будем работать индивидуально. Однако, как показывает опыт работы, дети очень любят выполнять работу в паре друг с другом или небольшой группой.
Палитра представляет собой индивидуальное раздаточное пособие. Это круглая деревянная доска с выемками для 6 пар красок – разной формы – это фишки с дырочками- кольца и без дырочек- шайбы. На палитре есть два штырька для фиксации карточек.
Вы видите, что палитра внешне напоминает палитру художника.
Приятная фактура настоящего дерева, яркая окраска пособий сразу привлекают к себе внимание не только детей, но и взрослых. Стало понятным, что данное пособие поможет разнообразить деятельность воспитанников, сделают процесс живым и увлекательным. Позволяет легко осваивать материал, без особого напряжения и усталости. Это очень важно для детей, так как они быстро утомляются и им сложно сконцентрировать свое внимание.
С детьми мы применяем набор карточек «Логика», карточки с математическим содержанием. Самостоятельно изготавливаю карточки по окружающему миру, по обучению грамоте.
При первом знакомстве мы рекомендуем поработать с основой без карточек: пересчитать фишки, выложить их в ряд под диктовку педагога, сложить на палитре так, чтобы у двух рядом лежащих фишек отличался только один параметр – либо цвет, либо форма. Давайте попробуем, возьмите красную шайбу …
После того как мы поработали с фишками, предлагаю выполнить задания с карточками. На лицевой стороне карточки
- поле заданий
-цветные маркировки
-поле ответов по краям карточек.
Обратная сторона карточки предназначена для самопроверки. Она нам понадобится немного позже.
Выполнение задания. Перед выполнением задания следует убрать все фишки с палитры.
Положить карточку на деревянную основу лицевой стороной вверх, зафиксировав ее штырьками.
Найти на карточке задание, которой необходимо выполнить
Возьмите в руку фишку, нарисованную рядом с заданием.
Найдите ответ к этому заданию.
Пожить фишку в выемку рядом с ответом и переходите к следующему заданию.
После окончания работы
Обратите внимание на то, что вы выполняли задание расположение на одном поле. Существуют такие карточки, где задания поделены на сектора: 2,3 или 4. Это значит, что ответ на задание находится в выделенном секторе.
Переверните карточке и снова положите ее на палитру обратной стороной. Проверьте, цвет и форма фишек с раскраской по краям карточки, где непрерывная дуга означает шайбу, а прерывистая дуга – кольцо. Если совпадают, то все задания выполнены верно. Если некоторые фишки не совпадают с раскраской по краям карточки, снимите их с основы и снова переверните карточку. Выполните те задания, в которых допущена ошибка.
Хочется отметить о возможности проведения различных типов контроля. Внешний – осуществляется педагогом над деятельностью ребенка. Взаимоконтроль, где контроль проводится посредством напарника. И самоконтроль, на мой взгляд, наиболее важный с точки зрения личностного развития ребенка, где воспитанник осуществляет контроль самостоятельно и оценивает успешность собственной деятельности, осознает правильность своих действий, обнаруживает возможные ошибки и анализирует их.
В ходе выполнения заданий дидактического пособия у ребенка развивается важнейшее свойство его психики – произвольное внимание. Общеизвестно, что произвольное внимание определяет степень готовности ребенка к обучению в школе. Таким образом, с помощью данного пособия можно поддерживать интерес к познанию, развивать мышление, память, внимание и речь. И все это проводить в игровой форме. Даже если задания очень сложные.