Надежда Власова
Применение лэпбука для интеллектуально-творческого развития детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Организация предметно–пространственной среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру, развивает и воспитывает детей.
Развивающая предметно - пространственная среда для детей раннего возраста необходима прежде всего потому, что выполняет по отношению к ним информационную функцию, каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
Темочки:
Предметно-развивающая среда служит интересам и потребностям ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, побуждает делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а также формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.
Я постаралась организовать развивающее пространство группы так, чтобы каждый ребёнок имел возможность упражняться, наблюдать, добиваться поставленной цели. Обстановка группы позволяет предусмотреть чередование специально организованных занятий и свободной деятельности детей, способствует реализации режима двигательной активности, что предупреждает умственное утомление, способствует здоровьесбережению. Кроме того, создавая развивающую среду группы, стремилась к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала стремление к самостоятельной деятельности.
Особое внимание уделяется предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру. Одной из основных задач я считаю обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную активность детей.
В связи с внедрением ФГОС ДО, современные педагоги ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников. Я активно использую одно из таких средств познавательно - речевого развития - лэпбук. «Лэпбук» в переводе с английского означает «книга на коленях» и представляет собой тематическую папку по определенной теме, с множеством разнообразных кармашек, в которых размещается всевозможная информация в виде небольших текстов, картинок, мини-книжек, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию. Работа с лэпбуком направлена на расширение кругозора по данной теме, развитие творческой деятельности и формирования навыков и умений. Это отличный способ закрепить тему, осмыслить, проанализировать информацию. Его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде :
информативен - помогает лучше понять и закрепить материал;
полифункционален - способствует развитию творчества, воображения, возможно использование как индивидуально, так и с группой детей;
вариативен - каждая часть имеет несколько вариантов использования.
В свободной деятельности ребёнок с радостью использует книжку и с удовольствием повторяет пройденное.
В работе с подгруппой можно подобрать задание, которое каждому будет под силу и каждому будет интересно.
Лэпбук - это и разновидность проектной деятельности. Его создание содержит все этапы и дети не получают знания, а добывают их сами.
К созданию лэпбука привлекаются и родители.
Содержание лэпбука будет зависеть от того, реализацию каких задач предполагает образовательная программа по той или иной лексической теме. Работая над определённой лексической темой, необходимо затронуть все образовательные области, поэтому содержание лэпбука может содержать материал по всем пяти направлениям. Наполняемость лэпбука может быть разнообразной, это зависит от возраста детей и задач, поставленных программой и педагогом.
Какое значение имеет использование лэпбука для ребенка?
• Он помогает ребенку лучше понять и запомнить материал;
• ребенок не раз будет возвращаться к тематической папке, чтобы полистать ее, поиграть в игры, распложенные в ней, и незаметно для себя повторять пройденный материал;
• лэпбук способствует развитию творческого мышления, развивает познавательный интерес;
• активизируется словарь по теме, развивается связная речь;
• отличное средство развивать диалогическую речь, умение общаться;
• лэпбук способствует развитию мелкой моторики детей;
• ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию;
• создание книжки – копилки – это увлекательное творческое занятие!
Какую пользу может принести такая тематическая папка для педагога?
Способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования;
способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности;
способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми;
обеспечивает реализацию партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми;
способствует творческой самореализации педагога.
Лэпбуки необходимо создавать по темам, несущим конкретную информацию. После того как выбрана тема, нужно составить план, продумать, что будет в себя включать данный лэпбук, какие разделы содержать, чтобы полностью раскрыть выбранную тему. Следующий этап — это реализация замыслов и оформление их в красочной, информативной тематической папке. Здесь нет границ, все зависит только от фантазии, воображения и желания, от того, сколько времени вы готовы затратить на изготовление данного развивающего пособия. Так как лепбук одновременно используется не одним ребёнком (обычно ребята садятся парами, иногда втроем, то размещать материал лучше в основном в кармашках. Карточки, книжки, схемы можно вынимать, играть за соседним столом, не мешая друг другу.
Таким образом, помимо информационно-коммуникативных технологий, которые активно внедряются в образовательный процесс и замещают живое эмоциональное общение детей со взрослыми, детей друг с другом, есть замечательное современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса — лэпбук.
Я в своей группе в течении учебного года создала несколько лэпбуков, их тема соответствует лексическим темам. Чтобы лэпбуки использовались достаточно долго, я выполнила их из прочного картона, обклеила скотчем. Титульный лист имеет название и яркие привлекательные иллюстрации.
Внутри вклеены кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по теме лэпбука. Это интересные игры и упражнения на развитие мелкой моторики, познания, речи, мышления, памяти, логики, воображения.
В заключении хочется отметить, что работа с лэпбуком дает возможность педагогам эффективно выстраивать партнерское взаимодействие с детьми, родителями для решения образовательных задач, самостоятельно осуществлять отбор содержания образования и адаптировать его с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретной группы, ориентируясь на требования ФГОС дошкольного образования.
Список литературы:
1. Родионова О. Р. Педагогические условия организации развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении
О. Р. Родионова. - М., 2000.
2. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений Н. А. Рыжова. - М. : Линка-Пресс, 2004.
3. Е. Блохина, Т. Лиханова «Лэпбук – «наколенная книга»
4. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС