Евгения Беляева
Конспект НОД по ФЦКМ «Приключения Буратино и Фиксика. Качества и свойства материалов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспекта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие
Ф. И. О. педагога: Беляева Евгения Александрвна
Возрастная группа детей: старшая группа
Тема НОД : «Приключения Буратино и Фиксика»
Публикация «Конспект НОД по ФЦКМ „Приключения Буратино и Фиксика, Качества и свойства материалов“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- «Буратино»
- Темочки
Цель: Создать условия для ознакомления с качествами и свойствами материалов Психолого-педагогические задачи: • Уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах дерева и металла: гладкий-шершавый, теплый-холодный, прочный-хрупкий, мягкий-твердый, тяжелый-легкий, металл нагревается, дерево горит. • формировать умения сравнивать предметы по характерным признакам. • Продолжать развивать интерес к экспериментированию, уметь высказывать свои предположения, самостоятельно делать выводы. • Развивать умение изучать свойства материалов опытным путем. • устанавливать причинно-следственные связи.
Интегрируемые образовательные области : познавательная и социально-коммуникативная
Вид детской деятельности, лежащий в основе НОД: коммуникативная.
Форма работы с детьми: групповая Методы и приемы: Сюрпризный момент, художественное слово, действия с предметами, игровые приемы, элементарные опыты, наблюдение опыта, рассказ-беседа, рассматривание предметов, имитация действий, выполнение действий по словесной инструкции, объяснение педагога, оценка действий и деятельности детей.
Словарь:
Активиный: металлический, деревянный, гладкий, холодный, теплый, прочный, хрупкий, тяжелый, легкий.
Пассивный: шероховатый, теплопроводность, шершавый.
Материалы и оборудование:
2 коробки, большой гвоздь, карандаш,
молоток, металлическая пластина, деревянный брусок, 2 гвоздя;
таз с водой, гвоздики и деревянные палочки по количеству детей,
картинка с изображением реки, костра,
металлические пластины, деревянные бруски, спички, гвозди по количеству детей;
металлическая ложка, деревянная ложка, миска с горячей водой.
картинки с изображением предметов, сделанных из разных материалов, картинки-портреты героев на каждого.
Предварительная работа: дидактическая игра “Поплывет-потонет”, “Наоборот”.
Части НОД Деятельность воспитателя Деятельность детей
1 часть вводная Цель: заинтересовать детей предстоящей деятельностью
Создание образовательной ситуации
Мотивация детей на предстоящую деятельность - Ребята, сегодня утром я нашла в группе вот эти коробочки.
Как вы думаете, кто их сюда положил?
А вот и записка, наверное, это подсказка. Надо отгадать загадки и мы узнаем, что в них лежит.
Цветной Ивашка
Деревянная рубашка,
Где носом проведёт
Там след кладёт.
Любим нос везде совать,
И чертить и рисовать.
Все раскрашиваем сами
Разноцветными носами. (Карандаш)
Металлический Антошка
На очень тонкой ножке,
По головке постучишь
Что-нибудь да смастеришь.
Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне все стук да стук. (Гвоздь)
Молодцы ребята загадки отгадали.
Ответы детей : (варианты (предположения).
Отгадывают загадки.
2часть - основная Цель:Развивать сообразительность, смекалку, гибкость и логичность мышления, умение доказывать правильность обобщений.
Создание проблемной ситуации
Проблемные вопросы
Формулирование цели и принятие ее детьми -А как нам узнать в какой коробке гвоздь, а в какой карандаш.
А если не смотреть, то, как можно узнать? (потрогать, понюхать, по звуку)
Если мы пошумим коробками, узнаем, в какой лежит гвоздь, а в какой карандаш?
А по запаху можно различить?
Как же нам узнать? (посмотреть) .
Вот они. Знакомьтесь, это Буратино, а это Фиксик (куклы- игрушки)
«Здравствуйте, ребята,
Мы с Буратино большие друзья,
Но не можем никак решить, кто из нас прав?»
Буратино: Я самый главный, вон, сколько нужных вещей делают из дерева!
Фиксик: Нет, я главней, из металла гораздо больше нужных вещей делают!
- Ребята, а давайте поможем нашим друзьям разобраться кто из них прав.
посмотреть
потрогать, понюхать, по звуку
нет
дети пробуют узнать по звуку, где что лежит
потрогать. Дети трогают карандаш и гвоздь
дети отвечают
дети предлагают варианты ответов
варианты ответов
Игровой момент Дидактическая игра «Из чего сделано»
Посмотрите, на столе разложены картинки, на которых изображены предметы, сделанные из разных материалов. Выберите картинки для Буратино и для Фиксика.
Назовите, какие предметы делают из дерева?
А какие предметы делают из металла.
Какой вывод можно сделать? Как вы думаете, кто прав - Фиксик или Буратино?
(Стол, стул, кровать, диван, дверь)
(Ложка, вилка, кастрюля, плита)
И из дерева и из металла делают много очень нужных предметов. Значит, и Буратино и Фиксик прав!
Уточнение знаний детей в процессе деятельности осуществляемой в контакте со взрослым
Учить сравнивать предметы по характерным признакам
.
Сравнение дерева и металла.
Но Фиксик все не унимается: «А у металла поверхность - гладкая! Вот!»
- Что ему ответит Буратино, как вы думаете? Давайте узнаем, чем предметы из дерева отличаются от предметов, сделанных из металла?
Возьмите металлическую пластину и деревянный брусок.
Отличаются ли они? Чем?
Какие они на ощупь?
Какая поверхность у металлической пластины?
А какая у деревянного бруска?
Теперь приложите к одной щеке брусок, а к другой пластину.
Что вы чувствуете? Какой вывод можно сделать? И Буратино гордится этим.
А еще он говорит, что дерево мягче металла.
Как вы думаете, прав Буратино?
Давайте проверим.
Ответы детей
(гладкая)
(шероховатая, шершавая)
(Пластина – холодная. Брусок – теплый)
(металл – холодный, а дерево – теплое)
Ответы детей
изучать свойства материалов опытным путем Опыт «Вбить гвоздь в дерево и металл» (показ воспитателя)
- Какой можно сделать вывод? (дерево мягкое, а металл твердый) .
- Но спор не утихает. Буратино говорит, что он очень прочный! Проверим? Возьмите в руки гвоздь и попробуйте сломать его. Не получилось! Значит, он какой? (прочный) Теперь попробуйте сломать спичку. Что можно сказать? (спичка хрупкая).
- Какой можно сделать вывод? (дерево хрупкое, металл – прочный) .
Фиксик и Буратино: «Теперь мы поняли, что оба нужны и важны людям. И больше не будем ссориться».
- Вот и хорошо.
А сейчас я предлагаю всем немного отдохнуть.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре
Нужна нам мебель для квартиры
Грузчиков мы пригласим
И поедем в магазин
Что там сегодня продают?
Кресла, стулья, табуреты, шкафы, диваны и буфеты.
- Фиксик и Буратино отправились в обратный путь в свою сказочную страну. Шли они, шли и вышли к речке (появляется макет) .
Обрадовался Буратино: «Сейчас вплавь доберемся, заодно и освежимся!».
А Фиксик приуныл. Как вы думаете почему?
- Давайте проверим, что поплывет, а что потонет?
Опыт «Тонет-плывет» дети опускают в таз с водой гвоздь и палочку
-Какой можно сделать вывод?
-Как же тогда Фиксику перебраться на другой берег?
Так наши друзья и поступили.
Перебрались на другой берег.
Фиксик: Как я устал!
Буратино: А я есть очень хочу!
Фиксик: Давай сварим уху.
Буратино: Я пойду рыбу ловить, и я пойду.
Фиксик: А кто будет костер разводить?
- Как вы думаете, кому нужно костер разводить, а кто пойдет рыбу ловить.
-Сварили друзья ухи, сели есть, Фиксик достал металлическую ложку, а Буратино – свою деревянную. Буратино быстро управился, а Фиксик все дул и дул на свою ложку. Почему?
-Все металлы обладают еще одним свойством, которое называется теплопроводность - от слов «проводить тепло».
Сейчас мы убедимся в этом на опыте.
Я очень осторожно положу в чашку с горячей водой деревянную и металлическую ложки.
- Как вы думаете, что произойдёт?
Это свойство называется теплопроводность,
-Какой вывод можно сделать?.
Проблемная ситуация:
-Как же быть Фиксику – все время обжигаться во время еды?
Буратино поступил как настоящий друг – подарил Фиксик деревянную ложку.
- Поели наши друзья, посидели у костра, решили дальше идти.
Как затушить костер?
Так они и сделали. Потом отправились в путь к новым приключениям.
в деревянную пластину мы гвоздь вобьем, а в металлическую не получится
дети пытаются сломать гвоздь, не получается
прочный
дети ломают спички
спичка хрупкая
дерево мягкое, а металл твердый
(дети маршируют)
(наклоны вперед)
(повороты туловища вправо и влево)
(руки перед собой сжаты в кулак - поворачиваем влево – в право изображая руль)
(повороты вправо – влево)
(приседания)
предположения детей
(дети опускают в таз с водой гвоздь и палочку)
дерево поплывет, а металл потонет
дерево легкое, а металл тяжелый
(Его может перевести Буратино, как плот) ребенок показывает.
(Карандаш должен рыбу ловить, он воды не боится. Фиксик – костер разводить он не боится огня.)
(Дерево нагревается очень медленно и не очень сильно, а металл быстро становится раскаленным)
железная ложка нагреется, а деревянная — нет
(Металл проводит тепло)
(ответы детей)
(Залить водой – это может сделать Буратино, закидать песком – с этим может справиться Фиксик).
3 часть - заключительная Цель:подвести итог,дать оценку детским выводам
Гвоздь и Карандаш: «Спасибо вам, ребята, за то, что вы нас помирили, рассказали и показали много интересного. На память мы дарим вас свои фотографии. И хотим, чтобы вы помнили о свойствах дерева и металла».
- У меня есть волшебная палочка. Передавая ее друг другу, назовите какие свойства дерева или металла вы сегодня узнали.
Спасибо ….до сиданья
(Дерево: шершавое, легкое, теплое, мягкое, хрупкое, боится огня, не нагревается. Металл: гладкий, тяжелый, холодный, прочный, твердый, ржавеет, притягивается магнитом, нагревается)