Лидия Буймова
Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска детский сад № 484 комбинированного вида
«Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста»
Учитель – логопед
Буймова Лидия Александровна
Публикация «Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Оптическая дисграфия не завит от состояния устной речи ребёнка и может иметь место у детей даже с самым высоким уровнем её развития. Начиная учиться, школьник постепенно снижает свои успехи. Он не может сосредоточиться на уроке, испытывает затруднения в выполнении заданий на логическое мышление, путает цвета, форму предметов, их размер, расположение в пространстве по отношению друг к другу, с трудом ориентируется в схеме собственного тела. Всё это говорит о том, что у малыша недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память.
В основе оптической дисграфии – недостаточная сформированность зрительно – пространственных представлений (т. е. представлений о форме и величине предметов и об их расположении в пространстве по отношению друг к другу) и несформированность зрительного анализа и синтеза.
Все эти предпосылки приводят детей при поступлении в школу к неумению четко дифференцировать представление о буквах алфавита. Даже читающие дети при воспроизведении букв допускают следующие ошибки:
• «зеркальное» написание букв;
• несоразмерность элементов букв;
• неправильное пространственное расположение элементов букв по сравнению с образцом
• не различение оптически сходных букв;
• неравномерность расположения букв на линии письма;
• полное отсутствие зрительного образа букв в памяти и др.
Чтобы предотвратить эти проблемы гораздо важнее сформировать это у ребёнка до поступления в школу, проводя профилактическую работу, при этом решая следующие задачи:
1. Развитие зрительного внимания, зрительной памяти, мыслительных процессов как основных компонентов зрительного восприятия. От уровня сформированности внимания зависит точность и полнота зрительного восприятия и умения, способности выделять из окружающей среды значимые и существенные свойства.
2. Формирование зрительно-пространственных представлений, что является основной для специальной работы по формированию зрительного образа букв алфавита.
3. Формирование зрительных представлений о графическом образе буквы. Все буквы русского алфавита состоят из одинаковых элементов («палочки», крючочка, овала, полуовала).
Эти одинаковые элементы, по-разному комбинируясь между собой, образуют различные буквенные знаки. Имеется несколько групп сходных по конфигурации букв. Это вызывает у детей большие трудности при восприятии, запоминании и воспроизведений букв.
Развитие зрительного внимания, зрительной памяти.
Зрительное внимание и зрительную память начинаем формировать с предъявления детям ярких, красочных, вызывающих интерес и эмоциональную реакцию парных персонажей-игрушек (куклы Маша и Даша, Незнайка в разной одежде, матрёшки, чтобы они увидели их отличительные признаки, опираясь на цвет.
Далее рассматриваем парные предметные картинки, парные сюжетные картинки для выявления в них сходства и различия. В процессе выделения внешних признаков предметов (цвет, форма, размер, пространственное расположение и т. д.) обязательно должно быть словесное сопровождение: название цвета, пространственных понятий, формы ( например: Задания королевы красок и форм : раскрась картинки по заданию, соедини похожие цвета, подбери цвет к предмету, раскрась коврик по заданию, что бывает такого цвета, вспомни и назови цвета,которые были на картинке, соедини все предметы с похожими фигурами, на какую фигуру похож предмет, выбери только те предметы, фигуры, которые назову, выбери только треугольники (круги, любые другие классы: птицы, цветы, машины и пр., из каких фигур состоит узор, раскрась шарики: круглые – красным, овальные. зелёным, Красный большой квадрат находиться в верхнем левом углу. Маленький зелёный в середине. Сравни пары предметов по ширине, длине, по размеру, по высоте. Рассмотри рыбок в аквариуме. Рыбок, которые плывут направо, обведи в синий кружок. Рыбок, которые плывут налево-в красный кружок. Рассмотри изображения овощей и фруктов. Скажи, что где находиться (на первом месте, за, перед, между, посередине, сбоку, вверху, внизу, сзади и т. д.). Конечно, всё желательно проводить в игровой форме. Детям старшего возраста надо давать более сложные задания, в которых необходимо:
• определить закономерность в изображении и дорисовать следующий или пропущенный предмет;
• подобрать к изображениям предметов парные, но с противоположным значением картинки;
• подобрать карточки, пользуясь приёмом аналогии и др.
Постепенно в процессе таких игр зрительное внимание становиться активным, целенаправленным. Развиваются процессы запоминания и воспроизведения, совершенствуются операции анализа, синтеза, что обуславливает развитие у ребёнка активных форм восприятия.
Уровень развития пространственных представлений имеет большое значение для характеристики общего развития, ребёнка и его готовности к школьному обучению.
К 7 годам у ребё нка должны быть сформированы три формы пространственных представлений:
• пространственные признаки предметов (форма, величина);
• пространственные отношения между предметами (справа, слева, сверху, снизу, над, под, между, около и т. д.);
• направление в пространстве (налево, направо, вперёд, назад, вверх, вниз).
Представление о пространственных признаках предметов (форма, величина) желательно начинать формировать в играх с геометрическими блоками Дьенеша, в которых в игровых заданиях дети знакомятся с признаками формы, размера. Учатся их выделять, оперировать двумя, тремя свойствами одновременно. Желательно проводить игры и упражнения с целью научения детей определять местоположение предметов в пространстве.
В начале любого занятия можно проводить зрительную разминку (игрушки).
Постепенно накаливая действенный опыт ориентировки «на себе», «от себя», ребёнок учится определять правую и левую руки у товарищей, у куклы, у Незнайки, мысленно перенося «схему своего тела» на другой объект, что развивает устойчивую ориентировку в схеме собственного тела.
Одновременно можно проводить работу на плоскости (вертикальной и горизонтальной).
Игровые приё мы: «Опиши узор», «Разложи фигуры», «Разрезные картинки», «Кубики», танграм, конструкторы.
Работа по формированию зрительного образа буквы
Уже было сказано, что все буквы русского алфавита состоят из одинаковых элементов.
С самого раннего детства нужно проводить игровые приё мы: с палочками, кубиками, кирпичиками, выкладыванием шнуром разных фигур.
При непосредственном ознакомлении детей с буквой, можно придумывать короткие сказочные сюжеты про букву О, с буквой А, в которых раскрываем перед детьми мотивацию и процесс построения букв из элементов. Различные упражнения на конструирование букв из элементов, восстановление букв по заданному элементу, реконструирование букв приносит детям удовольствие. Игровые приё мы: «Куда смотрит буква», «Домики для букв», «Расставь буквы правильно», «Укажи стрелочкой куда смотрит буква». В ходе выполнения игровых упражнений у детей формируются четкие устойчивые представления об образе букв алфавита, что поможет ему в дальнейшем различать письменные буквы. Это и будет наилучшим способом профилактики оптической дисграфии. Одновременно с этими тремя направлениями в работе можно проводить целенаправленные упражнения по формированию у детей зрительно-моторной координации (соедини предметы верхнего и нижнего ряда непрерывными линиями сверху вниз, соедини предметы левого и правого ряда непрерывными линиями слева направо, обведи по точкам изображения геометрических фигур, предметов; дорисуй предметы, геометрические фигуры) без развития которой невозможно сформировать правильные графические навыки. В процессе развития координации «Глаз-рука» создаётся сложная психологическая система межфункциональных связей, которые мы формируем задолго до поступления ребёнка в школу. На физкультурных, музыкальных занятиях, в подвижных играх осуществляется общее физическое развитие, формирование двигательных навыков, развитие координации движений, чувство ритма, «ручной умелости». Графические действия письма носят сенсомоторный характер.
В каждом из них есть двигательная часть- выполнение движения и осуществление контроля за ним. Следовательно, двигательный опыт ребёнка может влиять на успешность его обучения письму.
• Развитие мануальных и зрительных действий ребёнка
Развитие мануальных действий у детей раннего возраста проводится в играх с пирамидками, матрёшками, вкладышами, пазлами, мозаикой, и т. д. По мере развития мышц рук включаются специальные упражнения для совершенствования моторики рук.
Обучение плавным движениям рук заданном направлении «Погладим кошечку» - правой рукой слева-направо.
«Покрасим домик» - движения рук сверху-вниз, снизу-вверх.
«Дельфины» - волнообразные движения рук.
«Фонарики» - поочередно сжимать и разжимать кисти.
• Тренировка активных движений кистей рук.
В этот период проводятся упражнения с разными атрибутами.
С мячом. «Подбрось и поймай», «Мяч в корзинку», «Прокати мяч ракеткой»
С обручем. Катание обруча друг другу, вращательные движения обруча правой, левой рукой.
С игрушками на колё сах: прокатывание их друг другу через воротики, «Юный жонглёр», «Дружные ладошки»
• Развитие изолированных движений пальцев рук. (игры с пальчиками) «Пальчики здороваются», «Оса», «Считалка», «Чудесный мешочек», «Разноцветные волчки», комплексы пальчиковых гимнастик по лексическим темам и т. д.
• Развитие координации в системе глаз-рука – предполагает развитие синхронных движений глаз и ведущей руки.
Желательно проводить упражнения для развития глазодвигательных функций и развития глаз. Это перевод взора слева направо, сверху вниз, по диагонали, и т. д. Затем можно проводить различные игры и упражнения для совершенствования движений ведущей руки под контролем зрения: «Обводки», «Штриховка», «Лабиринты».
• Формирование базовых графических навыков:
Создание гигиенических условий и знание основных гигиенических требований для формирования данных навыков: правильный подбор мебели, освещённость места общая и рабочая, свет должен падать слева, проведение физкультминуток, проведение упражнений для снятия зрительного утомления, знания особенностей неправильно сформированного навыка письма.
Обнаружить у ребёнка неправильный навык работы с карандашом можно, не только наблюдая за его изобразительной деятельностью, но и при помощи специальных занятий. Проводить не позднее 4-х лет.
Предложите ребёнку закрасить или нарисовать на листе бумаги. Активное поворачивание листа - явный признак недостаточной работы пальцев рук. Если ребёнок изображает на листе слишком маленькие предметы - это свидетельствует о жесткой фиксации кисти руки и т. д.
И, конечно, вся эта работа проводиться с игровой мотивацией. Постепенно игровая мотивация сменяется четко постановленной дидактической задачей. Все упражнения проводятся от простого к сложному. К буквам, шаг за шагом. Поэтому сформированность данных способностей является одним из показателей так называемой «школьной зрелости».
Литература.
1. Васильева С. А, Соколова Н. В. «Логопедические игры для дошкольников». Москва, Школа – пресс, 1999.
2. Васильева С. А, Соколова Н. В. «Логопедические игры для дошкольников», приложение. Москва, Школа – пресс, 1999.
3. Воронина Т. П., «Дисграфия, или почему ребёнок плохо пишет?». Феникс, 2015.
4. Корнев А. Н. «Психологическая готовность ребёнка к обучению чтению». Санкт – Петербург, 2005.
5. Мазанова Е. В. «Учусь не путать буквы». Москва, Гном, 2014.
6. Мазанова Е. В. «Оптическая дисграфия». Москва, Аквариум, 2004.
7. Садовникова И. Н. «Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников». МГОУ, 1997.