Светлана Бугакова
Игровые приёмы в профилактике дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из нарушений речевого развития является дисграфия. Дисграфия представляет собой нарушение письменной речи. Письменная речь – это графически оформленная устная речь. Ранняя диагностика предрасположенности к дисграфии и своевременное оказание логопедической помощи детям являются важными средствами профилактики дисграфии.
Проблема дисграфии очень обширная и разносторонняя, поэтому мы сузили круг вопросов и решили остановиться на формировании изобразительно-графических способностей (штриховка, обводка, срисовывание геометрических фигур, дорисовывание незаконченных рисунков и рисунков с недостающими деталями, письмо букв и слов по шаблонам и др.)
Публикация «Игровые приёмы в профилактике дисграфии у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Проведя диагностику пространственного восприятия и конструктивного праксиса у детей 5-6 лет с ОНР- III уровня, с сохранным интеллектом, выяснили, что большинство детей затруднялись в выполнении казалось бы, простых заданий: сложить разрезные картинки из трех, из четырех форм; сложить кубики Кооса. Трудности вызывали также инструкции: покажи правую руку; покажи правую руку, сидящего напротив тебя.
Для лучшего усвоения материала совестно с воспитателями была разработана тетрадь для индивидуальных занятий. Занимались мы с детьми три раза в неделю. Работа в тетради была рассчитана на десять занятий. Перед началом занятий была проведена диагностика пространственного восприятия и конструктивного праксиса. Для диагностики использовались кубики Кооса, разрезные картинки, инструкции для дифференциации пространственных понятий и ориентировки в собственном теле, теле напротив сидящего, пальчиковый тест Гольдштейна – Шифера.
Развитие и уточнение пространственно - временных представлений важный этап овладения навыками письма. Последовательность во времени звуков и слогов, составляющих слово, а также временная последовательность слов, составляющих фразу, в письме находит отражение в соответствующей пространственной последовательности букв, слогов, слов, располагающихся на строках тетради при записи. Упражнения в определении последовательности в пространстве и времени создают основу для развития звуко-слогового и морфемного анализа слов.
Ребята выполняли задания в тетради, направленные на определение схемы собственного тела, правого и левого направлений в пространстве и уточнений пространственных взаимоотношений, схемы тела, стоящего напротив, уточнении последовательности предметного ряда, последовательности числового ряда, графическое обозначение направлений. - Подними свою «главную» руку, подними другую руку, назови её. Покажи левую бровь, правое колено. Постепенно задания усложнялись. - Закрой правой рукой левый глаз. Дотронься левой рукой правого уха, а правой рукой носа. Затем, по хлопку взрослого меняем руки. Стоя в колонне, назвать стоящего впереди, стоящего сзади. Стоя в шеренги, назвать стоящего слева, справа. Далее учащиеся тренируются в определении последовательности предметов или их изображений (ряда предметных картинок, изображающих овощи, фрукты, животных, и т. д., а также графических знаков). Такие задания способствовали тренировке руки и взора в последовательном перемещении в заданном направлении.
Далее можно осваивать более сложные задания. Такие как вычленение одного предмета из ряда однородных предметов, изображений, графических знаков. Найти, и раскрасить морковь в ряду овощей, состоящих из 5 или 6 предметов. С каждым разом увеличивая число предметов. Усложняя задания для детей можно проводить зрительные диктанты, предлагая сначала рассмотреть образец: ряд фигур, трафаретов или изображений предметов, а потом выложить по памяти этот ряд из раздаточного материала. Упражнения такой направленности создали предпосылки для развития позиционного анализа звуков в составе слова.
Проведя повторное обследование после занятий, результаты детей значительно улучшились, показатели пространственных представлений и конструктивного праксиса достигли высоких уровней.