Щанкина Олеся
Конспект ООД по развитию речи и основам грамотности в старшей группе «Представление о гласных звуках»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по развитию речи и основы грамотности
в старшей группе на тему :
«Представление о гласных звуках»
(Варенцова Н. С., Обучение грамоте, занятие 12)
Публикация «Конспект ООД по развитию речи и основам грамотности в старшей группе „Представление о гласных звуках“» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Программное содержание : Освоение звукового анализа слов. Развитие представлений о гласных звуках. Знакомство со слогообразующей функцией гласного звука. Развитие умения отличать гласные звуки от согласных. Обучение умению проводить графические линии по внешнему контуру предмета и в пространстве около него.
Демонстрационный материал:
Демонстрационный: доска, указка, картинка-схема слова роза, фишки серого и красного цветов.
Раздаточный: картинки-схемы слова роза, фишки серого и красного цветов, указки, фломастеры, ручки, карандаши.
Ход занятия
«Доброе утро» - тебе сказали,
«Доброе утро» - ответил ты.
Как две ниточки связали:
Теплоты и доброты.
Воспитатель: Ребята давайте с вами поиграем в игру.
Звуковой анализ слова "РОЗА". Воспитатель подчеркивает, что впервые разбирается слово, состоящее из четырех звуков.
Дети находят в слове РОЗА гласные звуки и обозначают их красными фишками. Остальные звуки они обозначают серыми фишками. Затем ребята повторяют характеристику гласного звука.
Дети определяют количество слогов в слове РОЗА и называют гласные звуки. Воспитатель сообщает правило: сколько гласных звуков в слове, столько и слогов.
Воспитатель: Ребята загадаю Вам загадку. Отгадав ее узнаем, какое слово будем сегодня разбирать.
Как прекрасна королева – королева всех цветов!
Но на стебле справа, слева – ну, везде полно шипов!
Наклонять цветок не буду – полюбуюсь им отсюда!
(Роза)
Воспитатель: А теперь, давайте разделим на слоги слово "РОЗА". Сколько слогов в слове?
Дети: ответы
Воспитатель: сейчас мы проведем звуковой анализ слова "РОЗА"
Дети: ответы
Воспитатель: назовите гласные звуки "О" и "А"
Дети: ответы
Дети на слух определяют "волшебные" звуки в этом слове – звуки, который можно пропеть, при произношении которого во рту не встречаются преграды (гласный О, А).
Воспитатель: назовите первый звук "Р"
Дети: ответы
Воспитатель: назовите предпоследний звук "З"
Дети: ответы
Воспитатель: звуковой анализ какого слова мы проводили?
Дети: «РОЗА»
Воспитатель: Молодцы ребята.
Воспитатель: Давайте с Вам отдохнем и разомнемся.
Физ. Минутка "Прочь усталость, лень и скука".
Мы к плечам прижали руки, начинаем их вращать.
Прочь усталость, лень и скука,
Будем мышцы разминать. (руки к плечам, вращение вперед и назад)
А теперь покрутим шеей, это мы легко сумеем.
Как упрямые все дети, скажем: нет на все на свете. (вращение головой)
А теперь мы приседаем и колени разминаем.
Ноги до конца сгибать, раз, два, три, четыре, пять. (приседания)
Напоследок пошагаем, выше ноги поднимаем! (ходьба на месте).
Воспитатель: Ребята хотите еще поиграть?
Дети: ответы
Игра «Живые звуки».
К доске выходят четыре ребенка, каждый из них будет обозначать один из звуков слова РОЗА. Воспитатель предлагает им выполнить различные задания, например: «Звук Р, назови свою пару (РЬ). Звук О, спой свою песенку. Звук З хлопни в ладоши. Звук А топни ногами».
Дошкольники учатся давать задания детям - «звукам».
Дети: ответы
Воспитатель: Продолжаем играть в другую игру.
Игра "Найди гласный звук". Воспитатель называет гласные и согласные звуки. Дети характеризуют звуки (гласный или не гласный) и показывают красную или серую фишки.
Воспитатель: Молодцы ребята. Что мы сегодня с Вами делали на занятие?