Хапаева Лариса Борисовна
Предметно-игровая среда как средство развития сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд1
Моя тема «Проектная деятельность в социально – коммуникативном направлении» осуществлялась через Педагогический проект на тему: Построение предметно – игровой среды в сюжетно – ролевой игре «Семья»
Слайд2
Замечательный педагог и ученый Даниил Борисович Эльконин говорил: «…игра возникает из условий жизни ребенка в обществе и отражает эти условия…». Его слова сейчас приобретают особую актуальность.
Слайд3
Публикация «Предметно-игровая среда как средство развития сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Дошкольное детство – важнейший период жизни ребенка, в течение которого дети открывают и познают мир человеческих взаимоотношений. Каждый ребенок испытывает сильнейшее желание включиться в мир взрослых, принимать в нем участие, что, естественно, невозможно в силу понятных причин. Игра оказывает огромное влияние на развитие детей в этот период. Исходя из понимания значимости игровой деятельности на данном возрастном этапе, то особое значение в ДОУ придается предметно-игровой среде.
Поскольку среда является основным средством развития личности ребёнка, источником его знаний и социального опыта, то от этого зависит характер игры, действия, которые ребёнок выполняет, взаимодействие с другими детьми, его чувства, переживания.
Кроме того ФГОС ДО ставит перед нами задачу:
создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
Поэтому мы решили провести работу над этой проблемой через проектную деятельность.
Слайд 4
Мы поставили следующие задачи проекта:
1. Создание предметно-игровой среды и осуществление развития игры детей для :
• расширения и обогащения знаний детей о семье;
• развития новых игровых умений: самостоятельное создание игровой обстановки, умение творчески воспроизводить быт семьи;
• активизации словаря, развитие воображения, мышления;
• воспитания доброжелательного отношения к своим близким, окружающим людям, друг к другу;
• создания эмоционально – положительной атмосферы во время совместной игровой деятельности педагога с детьми;
2. Осуществление взаимодействия с родителями для создания предметно – игровой среды.
Слайд5
Предполагаемые результаты :
Мы полагаем, что целенаправленная организация предметно игровой среды в группе поможет :
• Создать условия психологической защищенности, эмоционально – положительной атмосферы во время совместной игровой деятельности педагога с детьми;
• Повысить уровень развития сюжетно – ролевой игры, детскую активность, стремление действовать самостоятельно, желание изменить привычный сюжет, найти другой способ решения задач, действовать согласованно с другими детьми и взрослыми;
• Способствовать развитию творческой деятельности
Наш проект рассчитан на 2016-2017 учебный год и включает в себя 3 этапа. Рассмотрим каждый из них:
Слайд 6
1 этап – организационный, сентябрь – октябрь:
• изучение психологическо – педагогической литературы -Гринявичене. Н. Т. «Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции)». – М., 2006.
Ивакина. И. А. «Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми дошкольников» И. А. Ивакина. – Пенза, 2013., изучение передового опыта;
• мониторинг сюжетно – ролевой игры у детей средней группы через наблюдение за играми детей;
• составление перспективного плана по реализации проекта;
2 этап – основной, ноябрь – апрель:
• составление перспективного плана по развитию сюжетно – ролевой игры «Семья» в средней группе с пошаговым описанием создания предметно – игровой среды;
• организация работы с детьми
• организация работы с родителями
3 этап – заключительный, май:
• Мониторинг сюжетно – ролевой игры у детей средней группы;
• мастер – класс для родителей по организации сюжетно – ролевой игры «Семья»;
• изготовление фотоальбома по сюжетно – ролевой игре и предметно – игровой среде к ней «Как играем мы в семью»
Слайд 7
Результаты мониторинга детской игры показали :
• дети не могут подобрать атрибуты для игры;
• принять роль на себя;
• вести ролевой диалог;
• выполняют однообразные действия;
• не используют предметы-заместители;
• бедный сюжет игры
Слайд 8
Мы считаем, что причинами низкого игры является :
• мало опыта у детей;
• загруженность родителей, которые не желают или не умеют играть с детьми;
• недостаточно оборудованная предметно – игровая среда
Для устранения этого надо:
• составление перспективного плана по развитию с/ролевой игры «Семья»;
• создание предметно – игровой среды;
• работа по обучению игровой деятельности;
• организация и проведение мероприятий для привлечения внимания и интереса родителей к данной теме;
• привлечение родителей к пополнению атрибутов предметно – игровой среды в группе
Слайд 9
Нами была проведена работа с детьми для обогащения знаний о семье, игрового опыта:
• беседы на тему «Семья»; • чтение литературы по данной теме;
• экскурсии;
• наблюдения;
• рассматривание картин, иллюстраций на заданную тему; • просмотр видеороликов, мультфильмов семейной тематики; • обучающие и настольно-печатные игры;
• дежурство;
• совместные игры со взрослым;
• игры – ситуации по теме : «Семья» и др.
А также была проведена работа с родителями для раскрытия значимости игры для детей и необходимости создания условий для ее развития :
• родительское собрание «Игра – это серьезно»;
• круглый стол «Предметно-игровая среда для сюжетно-ролевой игры «Семья»»;
• консультации по теме «Необходимость обучения детей сюжетно – ролевой игре».
Слайд10 ,11,12
Для создания среды было сделано совместно с родителями:
• атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Кухни», «Семья», «Больница», «Парикмахерская»,
• настольно-печатная игра «Семья» и домино «Семья»,
• макеты «Зоопарк», «Зимний лес», «Летний лес», «Подворье» (для развёртывания сюжетов «Поездка в зоопарк», «Экскурсия в лес», «К бабушке в деревню»,
• подобраны предметы-заместители.
Слайд 13
В результате проделанной работы:
• Пополнились знания детей о семье (представления о семейных делах, событиях: отдых, приобретение домашних животных, посещение театра, кино, цирка, новоселье, выезд на дачу, поход в парикмахерскую, визит к врачу, приготовление обеда, день рождения родных и поздравление);
• Повысился уровень развития игровых умений детей и общая культура общения (дети начали соблюдать правила поведения, что отражается в их совместной игре, снизился уровень агрессивности друг к другу, дети объединяются малой группой);
• Сюжеты игр стали более разнообразными;
• Созданы условия эмоционально – положительной атмосферы во время совместной игровой деятельности педагога с детьми;
• Игры стали более длительными по времени;
• Значительно расширился словарный запас детей;
• Повысился интерес родителей к организации игровой деятельности.
Слайд 14
Перспективы на будущее:
• Дальнейшее развитие проекта с учетом возрастных особенностей детей и обеспечение взаимосвязи с другими сюжетно ролевыми играми;
• Обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и непосредственное вовлечение родителей в образовательный процесс;
• Трансляция педагогического опыта по развитию сюжетно – ролевой игры в сетевых педагогических сообществах.
Слайд 15
Спасибо за внимание.