Голуб Генриетта
Конспект НОД «Познавательное развитие: ознакомление с окружающим миром» на тему «Зимующие птицы»
Вид занятий: фронтальное.
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное.
Форма образовательной деятельности: проблемная ситуация.
Цель: уточнить и расширить представление детей о разнообразии зимующих птиц.
Задачи:
Образовательная:
- учить выделять общие признаки птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров);
- расширить знания детей о роли птиц в природе и жизни человека;
Публикация «Конспект НОД „Познавательное развитие: ознакомление с окружающим миром“ на тему „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- активизировать словарь по по теме.
Развивающие :
- совершенствовать грамматический строй речи;
- развивать познавательный интерес;
- развивать мышление, воображение, наблюдательность.
Воспитательные:
- воспитывать заботливое отношение к пернатым, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Планируемый результат: ребенок обогатит знания о внешнем виде зимующих птиц, об особенности строения птиц, научится подбирать прилагательные, обозначающие характерные признаки птиц.
Оборудование: запись хруста снега; картина лесной полянки, запись хруста снега; раздаточный материал: листы A/4, различные виды корма для кормушки.
Предварительная работа: наблюдение за птицами; чтение художественной литературы : «Перелетные и зимующие птицы» М. Г. Борисенко; заучивание стихов; отгадывание загадок про птиц; беседы «Что знаешь о птицах» и «Трудно птицам зимовать». П. и. «Перелет птиц», «Птички в гнездышка», п. и. «Совушка-сова». Рисование «Снегири». Изготовление кормушек.
Содержание НОД
1. Вводная часть.
Организационный момент.
Круг радости:
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
2. Основная часть.
Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: А как же вы догадались, что именно зима?
Дети: На улице холодно, много снега, солнце светит, но не греет, деревья стоят голые,нет листочков, можно кататься на санках, на лыжах, на коньках.
Воспитатель: Интересно, а что сейчас происходит в лесу. Хотите узнать -O- Давайте отправимся в путешествие в зимний лес.
Ребята, а на улице тепло или холодно? (холодно)
Что нам надо сделать, прежде чем отправиться в лес? (одеться потеплее)
(дети имитируют процесс одевания)
Нынче за окном мороз.
Чтоб никто не замёрз,
Надеваем мы штанишки –
Надеваем свитерок,
Чтоб от холода берёг.
Шубка – тёплое пальто –
Не замёрзнем ни за что!
Мягкий шарф в мороз согреет
Подбородок, грудь и шею.
Рукавички надеваем,
Шапочку не забываем.
А ещё на ножки
Обуваем мы сапожки.
Всё –готовы мы гулять.
Будем дружно мы шагать!
По тропинке мы пройдём
Друг за дружкою гуськом.
Вот и пришли мы все в лесок.
(Детки идут «змейкой» по группе под музыкальное сопровождение, (хруст снега, метель) садятся на стульчики). Звучит запись «Голоса птиц». На проекторе иллюстрации с изображением птиц.
Воспитатель: - дети, давайте рассмотрим этих птиц, что у них общего?
Дети вместе с воспитателем: есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове глазки и клюв, на туловище есть грудка, крылья, все части тела покрыты перьями (воспитатель обводит указкой все части тела, привлекает к ответу детей).
Воспитатель: - А теперь назовите, что же у них разное? Кто внимательный, кто заметил отличия?
Ответы детей: - У снегиря грудка красная, у синицы — желтая, у дятла спинка и голова ярко-красные, у сороки белые бока, даже в сказках ее называют «сорока-белобока»…
Воспитатель: - Чем птицы отличаются от животных?
Дети: - Птицы умеют летать.
Воспитатель: - Какие части тела помогают им летать.
Дети: - Крылья.
Воспитатель подводит детей к столу. На нем лежат на каждого ребенка по 2 листочка (A4/2).
Проводится опыт.
Воспитатель: - На столе перед вами лежат два листа бумаги. Возьмите один из них и скомкайте его в шар. А теперь осторожно выпустите шар из рук. Что произошло? (он упал камнем вниз). Возьмите другой лист и так же осторожно отпустите перед собой. Что вы увидели? (лист плавно опустился, лист летел). Почему так происходит: листы одинаковые, а падают по-разному? Воспитатель подводит детей к выводу: бумажный шарик резко падает вниз, а лист бумаги парит в воздухе. Некомканый лист — широкий, он опирается на воздух за счет того, что у него большая поверхность, и не падает вниз, а летит. Как расположены крылья птицы, когда она находится на земле? (сложены на туловище). А в воздухе? (расправлены).
Воспитатель и дети подходят к проектору. На нем картинка зимы.
Воспитатель: - Ребята, какой бывает зима?
Дети: - Зима суровая, снежная, голодная.
Воспитатель: - Да, правильно ребята, голод для птиц страшнее всего. Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям. А как вы думаете, почему птицы прилетают ближе к людям?
Ответы детей.
Воспитатель: -Правильно, потому, что люди заботятся о птицах, подкармливают их. Делают кормушки. Чем питаются птицы? Разные птицы питаются разными видами корма. Что любят воробушки и голуби, кто знает? (на экране иллюстрация крошки хлебные и семечки). А какие птицы любят рябину поклевать? (снегири, на проекторе иллюстрация). А что любят синички? (синички питаются крошками, зернышками, а любимое лакомство — сало).
Давайте, ребята прогуляемся по лесу. (Детки идут «змейкой» по группе под музыкальное сопровождение, (хруст снега, метель). Посмотрите, как здесь красиво. А какой в лесу свежий воздух! Подышим вместе. (Дети делают упражнение на дыхание).
Упражнение на дыхание.
Глубокий вдох носом. Выдох ртом. (3 раза)
Воспитатель с детьми к мольберту (на нем дерево и птицы).
Воспитатель: - Что за птица сидит на дереве?
Дети: - На дереве сидит ворона.
Воспитатель: - Давайте рассмотрим ее. Что можно сказать о размере вороны?
Дети: - Ворона крупная, большая птица.
Воспитатель: - Какие у нее крылья?
Дети: - У вороны большие крылья.
Воспитатель: - А лапки у вороны какие?
Дети: - Лапки у вороны сильные, цепкие.
Воспитатель: - Что можно сказать об окраске их оперения?
Дети: - Ворона серобокая, черная голова, черный хвост и крылья).
Воспитатель: - Как они кричат?
Воспитатель: -Чем питаются вороны?
Дети отвечают.
Воспитатель: - Есть такая примета: зимой вороны летают низко стаей и кричат — это к непогоде, сильному ветру и снегу).
Воспитатель: - А вот и другие пернатые. Воришки-воробьи и озорницы — синицы. Давайте их рассмотрим. Какие по размеру это птицы?
Ответы детей. (маленькие птицы).
Воспитатель: - Из каких частей состоит туловище?
Ответы детей. (туловище, голова, крылья, лапки, на голове глазки и клюв, грудка, крылья).
Воспитатель: - Чем питаются воробьи и синички?
Дети: - Зернышками, хлебными крошками, семечками, семенами).
Воспитатель: - Какие это все птицы?
Дети: - Это зимующие птицы.
Воспитатель: - Почему они так называются?
Дети: - Потому, что они остаются зимовать.
Воспитатель: - Ребята, вы много знаете о птицах. А как они двигаются?
Дети: - Летают.
Игра малой подвижности на ковре «Улетают-не улетают»
Когда дети слышат название перелетных птиц — машут руками, словно крыльями.
Когда слышат название зимующих птиц, они обнимают себя руками, словно согревают себя (Ворона, лебедь, воробьи, синичка, ласточка, голубь, галка.
Воспитатель с детьми подходит к столу с карточками. Д. и. «Четвертый лишний».
- воробей, грач, сорока, синица
- голубь, дятел, снегирь, ласточка
- утка, снегирь, голубь, сорок
- ворона, скворец, синичка, ласточка.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите что я нашла. Что это?
Дети: - Кормушка.
Воспитатель: - Как вы думаете, кто смастерил кормушку?
Дети: - Кормушку смастерили люди.
Воспитатель: - Для чего они это сделали?
Дети: - Чтобы помогать птицам, зимой им очень тяжело. Поэтому люди подкармливают птиц.
Игра «Наполним кормушку».
Воспитатель: - Давайте и мы с вами поможем птицам и наполним кормушку кормом, которую повесим на нашем участке. (дети выбирают корм и наполняют кормушку
3. Заключительная часть:
Рефлексивно – корригирующий этап.
Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад.
О ком мы говорили на занятии? Каких птиц вы увидели? Как их называют? Как нужно помогать птицам в зимнее время года? Молодцы ребята, теперь я точно знаю, что вы будете помогать птицам и они переживут суровую зиму!.