Елена Ермолаева
Конспект НОД «Богатства родного края» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Богатства родного края.
Цель: Расширение представлений детей о Саратовском крае.
Задачи:
• Формировать у детей познавательную активность через знакомство с богатством родной земли; продолжатьзнакомить со свойствами полезных ископаемых.
• Развивать воображение, наблюдательность, интерес к окружающему миру.
• Активизировать употребление в речи слов: нефть, месторождение, полезные ископаемые, родниковая вода, меловой карьер.
• Закреплять умениедетей творчески применять ранее приобретенные конструктивные навыки.
Публикация «Конспект НОД „Богатства родного края“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
•Воспитывать интерес к экспериментированию. Закреплять умение самостоятельно делать выводы на основе полученного опыта.
• Продолжать воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение к природным ресурсам.
Предварительная работа:Рассматривание карты Саратовской области. Беседа на тему: «Наш Саратовский край». Рассматривание иллюстраций с достопримечательностями Саратовской области. Чтение стихотворений: «О Саратове» Елены Тарасовой; «Посвящение земле Саратовской» Пушковой Елены. Беседа: «Полезные ископаемые Саратовской области»
Оборудование: Проектор; экран; карта Саратовской области; маркеры игрового пространства; картинки с изображением природных ископаемых;изображения предметов в составе, которых есть природные ископаемые; ракушки; порошок мела, вода, баночки с гуашью, ёмкости для смешивания мела, деревянные палочки, формочки для мелков, салфетки, таблицы для опытно-эксперементальной деятельности (на каждого ребёнка); цветные карандаши.
Ход НОД:
I Организационный момент
Дети сидят полукругом на стульчиках.
Мотивация.
Раздаётся звонок. На экране появляется видеообращение.
«Здравствуйте, ребята! Я, верный друг Мальвины, Артемон. У нас неприятность. Мальвина решила заняться воспитанием и обучением Буратино. Буратино сел за парту, я принёс школьную доску, но писать на ней нечем. Как вы думаете, чем можно писать на доске? (Ответы детей).
Моя подруга очень расстроиласьи боится, что, если не заниматься с Буратино, он навсегда останется невеждой. Помогите нам, пожалуйста, достать мелок!»
Воспитатель: «Ребята, как мы сможем помочь Мальвине иАртемону? (ответы детей)
Где можно взять мелки? (ответы детей).Молодцы!
II Основная часть
1. Работа с картой Саратовской области
(Дети стоят полукругом перед мольбертомна котором расположена карта полезных ископаемых Саратовской области)
Кто мне ответит, в какой области мы живём? (ответы детей). Правильно, в Саратовской области. Вспомните, где в нашей области добывают мел? Вся наша область поделена на районы. Подойдите пожалуйста и посмотрите- это карта нашей области.
Видите, как наша область богата полезными ископаемыми. Все полезные ископаемые обозначены знаками. А что они означают (Ответы детей). Правильно, каждый значок обозначает какое ископаемое находится в данном районе. Мы с вами говорили о том, как их используют люди.
2. Игра «Что из чего сделано?»
Детям предлагаются карточки с изображением полезных ископаемых нашей области с надписями: газ, нефть, мел и коробка с разрезными картинками тех предметов и материалов, в составе, которых есть данные ископаемые. Дети самостоятельно выбирают карточку с полезным ископаемым и подбирают к ней нужную картинку.
3. Конструирование из маркеров игрового пространства. Дети самостоятельно делятся на три подгруппы по видам транспорта (наземный, водный, воздушный).
Ребята, посмотрите на карту, где в Саратовской области находятся меловые залежи? (Ответы детей). Правильно, в Хвалынске. А вы знаете, что Хвалынск самый старый город в Саратовской области. Вот туда мы и отправимся с вами за мелом. Как вы думаете, на чём туда можно добраться? (Ответы детей) (На столе разложены изображения видов транспорта). Я предлагаю вам выбрать транспорт для нашего путешествия и объяснить почему вы выбрали именно этот транспорт (Дети самостоятельно конструируют из маркеров игрового пространства транспорт для путешествия).
4. Физкультминутка «Шофёры»
Мы с ребятами шофёры,
Завели свои моторы. (Вращательные движения руками перед собой)
А потом нажмем на тормоза. (дети тянут ручку «тормоза» на себя.)
Закрываем фары. (Дети закрывают глаза.)
Раз-два-три-четыре-пять. (считают с закрытыми глазами)
В путь дорогу нам опять! (Вращательные движения руками перед собой при движении вперед)
5. Путешествие в Хвалынск
Займите свои места, мы отправляемся! Позвольте мне побыть вашим экскурсоводом. (На экране по ходу путешествия появляются изображения). Посмотрите направо. Вы видите реликтовые сосны, родники свкуснейшейродниковой водой, вблизи города находится национальный парк «Хвалынский» с расположенным на его территории горнолыжным курортом и живописные меловые горы. Мел – это остатки древних земных организмов раковин фораминифер из морских водорослей. Я захватила с собой в поездку немного раковин. Посмотрите на них. (Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по ракушке. Дети их рассматривают). Потрогайте, какиеонина ощупь?Что можно о них сказать? (Ответы детей). При отмирании они опускаются на дно. Постепенно, в течение миллионов лет слой этих существ превращается в мягкий известняк – мел. Водоёмы пересыхают и люди добывают этот минерал. Как вы думаете, как мел появился в нашей области? (Ответы детей).Вы правы, наверное, раньше на территории нашей области был большой водоём, ведь везде где есть залежи мела, раньше были моря или океаны. Но мы должны с вами помнить, что запасы природных ископаемых не безграничны. Поэтому относитьсяк ним нужно бережно!
Вот мы с вами и приехали.
6. Игра «Природа и человек»
Дети встают в круг, воспитатель передаё т одному из играющих раковину с вопросом:«Что сделано человеком?». Ребёнок отвечает и передаёт раковину рядом стоящему ребёнку, и так по всему кругу. После завершения круга воспитатель задаё т новый вопрос: «Что создано природой?». Игра повторяется по новому кругу.
Молодцы, вы всё правильно выбрали,и я предлагаю вам отдохнуть.
7. Физкультминутка «Мы геологами станем»
Мы геологами станем? Да! Да! Да (Хлопок над головой)
Будут все гордится нами.
Да! Да! Да (Хлопок над головой)
Что ждёт нас впереди?
Высокая гора (показывают руками)
Бурная река (показывают руками)
Её не обойдёшь (топают ногами)
Её не проплывёшь(«плывут»)
Её не пролетишь(«крылья»)
Надо напрямик.
Всё мы сможем, всё сумеем
И своей достигнем цели.
Да! Да! Да (Хлопок над головой).
Посмотрите, ребята, а что это такое? Подойдите, посмотрите, потрогайте. (На столах, в розетках разложен мел порошковый и салфетки. Дети подходят, рассматривают, трогают. Воспитатель предлагает салфетки, чтобы вытереть руки). (Ответы детей). Да – это мел. Давайте, возьмём его с собой. Ребята, Мальвина ждёт нашей помощи. Вы уже сказали, что мелки можно сделать самим. Давайте попробуем. Для этого нам нужно вернуться в детский сад. (Дети занимают свои места. Поют песню: «Мы едем, едем»).
8. Опытно – экспериментальная деятельность
Для того, чтобы изготовить мелки предлагаю пройти в лабораторию и взять с собой мел, который мы привезли с собой.
(На столах разложены стаканы с водой, пустые стаканы, пустые ёмкости для смешивания мела, деревянные палочки, гуашь разных цветов, формочки для мелков).
Как вы думаете, мел растворяется в воде?
Как это можно проверить? (Дети добавляют мел в воду, размешивают).
Что у нас получилось? (Ответы детей).
А что можно сделать, чтобы получился мелок? (Ответы детей).
Я предлагаю вам самостоятельно выполнить эту работу с помощью таблицы. Если по вашему мнению результат опыта положительный, то дорисуйте смайлику улыбку; а если получилось не всё, как вы задумали дорисуйте огорчённого смайлика. (Воспитатель включает тихую спокойную музыку. Дети берут воду, выкладывают мел и перемешивают).
Как вы думаете можно изготовить цветные мелки? Как? (Ответы детей. Воспитатель раздаёт наборы цветной гуаши. Дети добавляют гуашь к разведённому мелу и раскладывают их по формочкам.
Какие красивые мелки у нас получились, как только они высохнутмы сможем отправить их Мальвине. А чтобы они с Артемоном смогли сами сделать мелки, мы отправим им таблицу – подсказку.
III Итог
Рефлексия.
Ребята, вы смогли помочь Артемону и Мальвине? Что вы сделали для этого? Что нового и интересного вы узнали сегодня о нашей Саратовской области? Как мы можем поделиться нашими знаниями и впечатлениями о путешествии с другими ребятами? (ответы детей). Конечно с помощью наших рисунков мы можем вместе создать книгу о нашем крае.