Папки-передвижки

Интеллектуально-творческая игра-викторина «Знатоки народной культуры России и истории родного края»

Ольга Байрак
Интеллектуально-творческая игра-викторина «Знатоки народной культуры России и истории родного края»
▼ Скачать + Заказать документы

Знатоки народной культуры России и истории родного края

«Уметь воспитывать детей - это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни» (М. Горький)

Во многом эти знания нам даёт народное творчество - вечный источник жизненного опыта, мудрости и красоты. Народное искусство создаёт реальные предпосылки для всестороннего гармоничного развития личности человека. Вот почему необходимо вместе с детьми изучать культуру наших предков с ранних лет. Мы, педагоги должны любить культуру своих предков и восхищаться народным искусством, только тогда мы сможем увлечь своих воспитанников и воспитать в них чувство прекрасного и чувство любви к своей Родине. Родина – для нас, это не только то место, где мы родились и выросли. Родина – это прежде всего любовь и бережное отношение к родному краю, к Югорской земле. Любовь – это уважение и почет того народа с кем ты рядом живешь, знание его культуры и традиций. А научить детей любить свой родной край, познакомить с творчеством наших предков сможет педагог.

Публикация «Интеллектуально-творческая игра-викторина „Знатоки народной культуры России и истории родного края“» размещена в разделах

Ведущая:

Быт людей сейчас отмечен веком,

Поменялся старый мир сидим мы в одиночку

В уголках своих домов, квартир.

Наш досуг стал очень мелок,

И чего там говорить,

Скучно жить нам без традиций!

Их нам надо возродить!

К путешествию в старину

Мы вас всех приглашаем-

Об обычаях, традициях предков

Сегодня мы много узнаем.

Предлагаем вам принять участие в интеллектуальной игре-викторине «Знатоки народной культуры России и истории родного края». Мы сегодня узнаем, действительно ли хорошо знаем народную культуру.

Для этого нам необходимо разделиться на 2 команды (по 5 человек)

выбор команд по ленточкам

Следить за правильностью ответов и оценивать команды будет справедливое жюри, в которое входят:

Пожарницкая Наталья Анатольевна

Чапаева Марина Николаевна

Команде за правильный ответ присуждается 1 флажок

1-ый конкурс: «Дело мастера боится». Наши предки были очень трудолюбивы, и помогали им в работе, да и в рукоделии необходимые орудия труда. Вы должны назвать орудие труда и рассказать, как оно использовалось.

( На слайде предметы: коромысло, ухват, прялка)

(остроги - орудие для ловли рыбы, тынзян - веревка,которой ловят за рога оленя, хорей - длинная палка, которой погоняют оленей)

2-ой конкурс: «Коротко, да ясно»

Команды должны объяснить значение слов (по 5 слов для каждой команды)

Нарты - хантыйские сани

Томран - губной музыкальный инструмент

Малица - мужская одежда без застежек, но с капюшоном

Лабаз - небольшая постройка для хранения одежды, продуктов

Тарантас - четырёхколёсная конная повозка

Жалейка-дудочка из ивовой коры.

Зипун - крестьянский кафтан из грубого толстого сукна без воротника.

Гумно-место для молотьбы, а также сарай для хранения снопов.

3-ий конкурс: «Пословица недаром молвится» «Пословица- цвет народного ума» - считал Владимир Иванович Даль. Пословицы и поговорки - мудрость, присущая всем народам мира, передаваемая от поколения к поколению Задание для команд: продолжите пословицу

-Волка ноги кормят, человека – руки

- Сильному оленю и большая дорога не страшна, а слабому - маленькая тяжела.

- Если нет ума, то и острые нож и топор не помогут.

- Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.

- Силен тот, кто валит, сильнее тот, кто поднимается.

- Чужим умом жить - добра не нажить.

4-ый конкурс: «Мир без музыки, что птица без крыльев». Музыка родилась вместе с человеком, она сопровождает людей постоянно. Музыка - это символ жизни, она возвращает нас к истокам, к природе.

Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли)

За обедом суп едят,

К вечеру «заговорят»

Деревянные девчонки

Музыкальные сестренки. (деревянные ложки)

Как называется русский трехструнный щипковый инструмент? (Балалайка)

Ударный инструмент, один из главных шаманских атрибутов? (бубен)

Струнный смычковый музыкальный инструмент народов ханты и манси? (смычковая лютня)

Струнный щипковый музыкальный инструмент народов ханты и манси? (дощатая цИтра)

5-ый конкурс: «Умелые руки не знают скуки» В культуре любого народа есть черты, определяющие ее своеобразие, являющиеся как бы визитной карточкой самобытной культуры, ее исторического пути. Вашей команде предстоит отгадать, о каком художественном промысле русского народа пойдёт речь? (Загадки о художественных промыслах)

1) Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Скорее, друзья, отгадайте,

О чём говорю сейчас я? (Дымковские игрушки)

2) Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно с Севера пришла

И цветами расцвела -

Голубыми, синими.

Нежными, красивыми. (Гжельская роспись)

3) Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки.

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят,

И точки черно-белые

На солнышке блестят. (Городецкие игрушки.)

4) Стучат коклюшки:

Стук-стук-стук!

Платочек появился вдруг,

И воротник из белой нити

Прекрасно выполнен, взгляните!

Как вы думаете, что это может быть? (Вологодское кружево.)

"Хантыйские узоры красивы и просты.

Вглядись, дружок, и скоро

Поймешь их сердцем ты.

Узоров тех сплетенья

Похожи то на рыб,

То на рога оленьи,

То на речной изгиб. "

Лягушка

Заячьи ушки

Челюсти щуки

Глухарка

6-ой конкурс: «Всякая душа празднику рада» Праздник – душа народа. Он издавна являлся неотъемлемой частью его духовной жизни, это важнейший элемент традиционной народной культуры.

1. У народов ханты и манси считалось, что в этот день птица приносит весну, выступает покровительницей женщин и детей. Этот праздник связан со стремлением к воспроизводству жизни, благополучию семьи, в первую очередь, детей. Какой это праздник? Когда его отмечают и какая это птица (Вороний день? 7 апреля.)

2. Это самый любимый праздник ханты и манси, когда успешная охота на этого животного сопровождается праздником, на котором люди стараются снять с себя вину за его убийство и совершают обряды, которые должны привести к благополучию всех участников праздника. Какое это животное и как называется праздник? Когда отмечают медвежий праздник (Зимой)

3. Это весенний праздник народа манси. Птица у этого народа считается вестником Большого света и Красной весны. В день праздника на площади ставится длинный стол, на него выставляется угощение, среди которого главное – ритуальная каша саламат с кедровыми орешками и фигурками птицы из теста. Ритуал проводит самая старшая женщина. Как называется этот праздник? (Праздник Трясогузки)

1. Когда крестьяне пекли изделия из теста в виде птицы? Какую птицу пекли крестьяне? (Жаворонок, весной 22 марта в день весеннего равноденствия.)

2. В этот день по русским обычаям считалось, что вода избавляет от всего злого, вредного, нечистого. Затем разводили костры, устраивали хороводы. Собирали лечебные растения. Искали заветный цветок. Что это за праздник и как называется заветный цветок? (папоротник, который цвел в эту ночь всего три минуты и на нем распускалось три цветка, день 7 июля называют Иван Купала)

3. Этот праздник для богатых и бедных, взрослых и детей. Веселый, озорной, разухабистый, разгульный! Говорили: «Есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсаду, плясать до упаду.» На улицах все дни устраивались всевозможные забавы: катание с ледяных гор, на тройках, «битвы» снежками, взятие снежных городков, кулачные бои, гулянья с песнями, плясками, веселые процессии ряженых с соломенным чучелом. (Масленица)

Вот и закончилась наша игра-викторина. Мы ещё раз убедились, как важно иметь представление о традициях и обычаях нашего народа и применять эти знания в работе с детьми.

Очень часто за событиями и за суматохой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

И хоть стали нам привычными

На Марс полёты и Луну.

Прошу вас всех: «Не забывайте вы свои обычаи,

Ценить умейте старину!»

Наступает час прощанья,

Будет краткой моя речь.

Говорим всем: «До свидания!

До приятных, новых встреч!»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра-лото «Знатоки родного края»Дидактическая игра-лото «Знатоки родного края» Название игры – Лото. Знатоки родного края. Цель: повторение и закрепление знаний о культуре и традициях родного края. Игра представляет.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством изучения природы родного края В настоящее время, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования.

Интеллектуально-творческая игра «Профессиональная компетентность воспитателя» Интелектуально – творческая игра «Профессиональная компетентность воспитателя». Цель: Активировать форму повышения квалификации педагогов.

Интеллектуально-экологическая игра «Знатоки природы» (подготовительная группа) Задачи: Образовательная область «Познавательное развитие» - Систематизировать и обобщить представления о живой природе; - Формировать познавательный.

Конспект интегрированной НОД в подготовительной группе «Знатоки родного края» Тема: «Знатоки родного края» Задачи: 1. Расширять представления детей о природных особенностях родного края, его достопримечательностях.

Консультация для родителей «Экскурсия — средство приобщения детей к истории родного края» Экскурсия – особая форма работы по развитию у старших дошкольников интереса к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого.

НООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Знатоки родного края» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования "Город Архангельск" "Основная школа № 12".

Отчет о работе по первой годовой задаче по теме «Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края»Отчет о работе по первой годовой задаче по теме «Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края» Отчёт по теме «Приобщение младших дошкольников к истории и культуре родного края» «Любить свой край, знать его богатства, его историю.

Викторина для старшего дошкольного возраста «Знатоки родного города Екатеринбурга» Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки родного города» Подготовила: учитель-логопед Сугак О. В. Тема: «Знатоки родного.

Викторина «Знатоки родного города» для детей старшего дошкольного возрастаВикторина «Знатоки родного города» для детей старшего дошкольного возраста Викторина «Знатоки родного города» для детей старшего дошкольного возраста Цель: развивать разносторонние качества личности ребенка. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеллектуально-творческая игра-викторина «Знатоки народной культуры России и истории родного края»
Опубликовано: 4 февраля 2019 в 18:10
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интеллектуально-творческая игра-викторина «Знатоки народной культуры России и истории родного края»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Байрак в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД