Ольга Байрак
Интеллектуально-творческая игра-викторина «Знатоки народной культуры России и истории родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Знатоки народной культуры России и истории родного края
«Уметь воспитывать детей - это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни» (М. Горький)
Во многом эти знания нам даёт народное творчество - вечный источник жизненного опыта, мудрости и красоты. Народное искусство создаёт реальные предпосылки для всестороннего гармоничного развития личности человека. Вот почему необходимо вместе с детьми изучать культуру наших предков с ранних лет. Мы, педагоги должны любить культуру своих предков и восхищаться народным искусством, только тогда мы сможем увлечь своих воспитанников и воспитать в них чувство прекрасного и чувство любви к своей Родине. Родина – для нас, это не только то место, где мы родились и выросли. Родина – это прежде всего любовь и бережное отношение к родному краю, к Югорской земле. Любовь – это уважение и почет того народа с кем ты рядом живешь, знание его культуры и традиций. А научить детей любить свой родной край, познакомить с творчеством наших предков сможет педагог.
Публикация «Интеллектуально-творческая игра-викторина „Знатоки народной культуры России и истории родного края“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Краеведение. Викторины, интеллектуальные игры
- Моя Родина Россия
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Россия. Викторины, интеллектуальные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Ведущая:
Быт людей сейчас отмечен веком,
Поменялся старый мир сидим мы в одиночку
В уголках своих домов, квартир.
Наш досуг стал очень мелок,
И чего там говорить,
Скучно жить нам без традиций!
Их нам надо возродить!
К путешествию в старину
Мы вас всех приглашаем-
Об обычаях, традициях предков
Сегодня мы много узнаем.
Предлагаем вам принять участие в интеллектуальной игре-викторине «Знатоки народной культуры России и истории родного края». Мы сегодня узнаем, действительно ли хорошо знаем народную культуру.
Для этого нам необходимо разделиться на 2 команды (по 5 человек)
выбор команд по ленточкам
Следить за правильностью ответов и оценивать команды будет справедливое жюри, в которое входят:
Пожарницкая Наталья Анатольевна
Чапаева Марина Николаевна
Команде за правильный ответ присуждается 1 флажок
1-ый конкурс: «Дело мастера боится». Наши предки были очень трудолюбивы, и помогали им в работе, да и в рукоделии необходимые орудия труда. Вы должны назвать орудие труда и рассказать, как оно использовалось.
( На слайде предметы: коромысло, ухват, прялка)
(остроги - орудие для ловли рыбы, тынзян - веревка,которой ловят за рога оленя, хорей - длинная палка, которой погоняют оленей)
2-ой конкурс: «Коротко, да ясно»
Команды должны объяснить значение слов (по 5 слов для каждой команды)
Нарты - хантыйские сани
Томран - губной музыкальный инструмент
Малица - мужская одежда без застежек, но с капюшоном
Лабаз - небольшая постройка для хранения одежды, продуктов
Тарантас - четырёхколёсная конная повозка
Жалейка-дудочка из ивовой коры.
Зипун - крестьянский кафтан из грубого толстого сукна без воротника.
Гумно-место для молотьбы, а также сарай для хранения снопов.
3-ий конкурс: «Пословица недаром молвится» «Пословица- цвет народного ума» - считал Владимир Иванович Даль. Пословицы и поговорки - мудрость, присущая всем народам мира, передаваемая от поколения к поколению Задание для команд: продолжите пословицу
-Волка ноги кормят, человека – руки
- Сильному оленю и большая дорога не страшна, а слабому - маленькая тяжела.
- Если нет ума, то и острые нож и топор не помогут.
- Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.
- Силен тот, кто валит, сильнее тот, кто поднимается.
- Чужим умом жить - добра не нажить.
4-ый конкурс: «Мир без музыки, что птица без крыльев». Музыка родилась вместе с человеком, она сопровождает людей постоянно. Музыка - это символ жизни, она возвращает нас к истокам, к природе.
Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли)
За обедом суп едят,
К вечеру «заговорят»
Деревянные девчонки
Музыкальные сестренки. (деревянные ложки)
Как называется русский трехструнный щипковый инструмент? (Балалайка)
Ударный инструмент, один из главных шаманских атрибутов? (бубен)
Струнный смычковый музыкальный инструмент народов ханты и манси? (смычковая лютня)
Струнный щипковый музыкальный инструмент народов ханты и манси? (дощатая цИтра)
5-ый конкурс: «Умелые руки не знают скуки» В культуре любого народа есть черты, определяющие ее своеобразие, являющиеся как бы визитной карточкой самобытной культуры, ее исторического пути. Вашей команде предстоит отгадать, о каком художественном промысле русского народа пойдёт речь? (Загадки о художественных промыслах)
1) Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Скорее, друзья, отгадайте,
О чём говорю сейчас я? (Дымковские игрушки)
2) Снежно-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно с Севера пришла
И цветами расцвела -
Голубыми, синими.
Нежными, красивыми. (Гжельская роспись)
3) Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки.
Цветами разрисованы,
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят,
И точки черно-белые
На солнышке блестят. (Городецкие игрушки.)
4) Стучат коклюшки:
Стук-стук-стук!
Платочек появился вдруг,
И воротник из белой нити
Прекрасно выполнен, взгляните!
Как вы думаете, что это может быть? (Вологодское кружево.)
"Хантыйские узоры красивы и просты.
Вглядись, дружок, и скоро
Поймешь их сердцем ты.
Узоров тех сплетенья
Похожи то на рыб,
То на рога оленьи,
То на речной изгиб. "
Лягушка
Заячьи ушки
Челюсти щуки
Глухарка
6-ой конкурс: «Всякая душа празднику рада» Праздник – душа народа. Он издавна являлся неотъемлемой частью его духовной жизни, это важнейший элемент традиционной народной культуры.
1. У народов ханты и манси считалось, что в этот день птица приносит весну, выступает покровительницей женщин и детей. Этот праздник связан со стремлением к воспроизводству жизни, благополучию семьи, в первую очередь, детей. Какой это праздник? Когда его отмечают и какая это птица (Вороний день? 7 апреля.)
2. Это самый любимый праздник ханты и манси, когда успешная охота на этого животного сопровождается праздником, на котором люди стараются снять с себя вину за его убийство и совершают обряды, которые должны привести к благополучию всех участников праздника. Какое это животное и как называется праздник? Когда отмечают медвежий праздник (Зимой)
3. Это весенний праздник народа манси. Птица у этого народа считается вестником Большого света и Красной весны. В день праздника на площади ставится длинный стол, на него выставляется угощение, среди которого главное – ритуальная каша саламат с кедровыми орешками и фигурками птицы из теста. Ритуал проводит самая старшая женщина. Как называется этот праздник? (Праздник Трясогузки)
1. Когда крестьяне пекли изделия из теста в виде птицы? Какую птицу пекли крестьяне? (Жаворонок, весной 22 марта в день весеннего равноденствия.)
2. В этот день по русским обычаям считалось, что вода избавляет от всего злого, вредного, нечистого. Затем разводили костры, устраивали хороводы. Собирали лечебные растения. Искали заветный цветок. Что это за праздник и как называется заветный цветок? (папоротник, который цвел в эту ночь всего три минуты и на нем распускалось три цветка, день 7 июля называют Иван Купала)
3. Этот праздник для богатых и бедных, взрослых и детей. Веселый, озорной, разухабистый, разгульный! Говорили: «Есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсаду, плясать до упаду.» На улицах все дни устраивались всевозможные забавы: катание с ледяных гор, на тройках, «битвы» снежками, взятие снежных городков, кулачные бои, гулянья с песнями, плясками, веселые процессии ряженых с соломенным чучелом. (Масленица)
Вот и закончилась наша игра-викторина. Мы ещё раз убедились, как важно иметь представление о традициях и обычаях нашего народа и применять эти знания в работе с детьми.
Очень часто за событиями и за суматохой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.
И хоть стали нам привычными
На Марс полёты и Луну.
Прошу вас всех: «Не забывайте вы свои обычаи,
Ценить умейте старину!»
Наступает час прощанья,
Будет краткой моя речь.
Говорим всем: «До свидания!
До приятных, новых встреч!»