Татьяна Чернова
Повышение профессиональной компетентности воспитателей по речевому развитию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Повышение профессиональной компетентности воспитателей по речевому развитию детей дошкольного возраста
Аннотация. В данной статье рассмотрена важность вопроса речевого развития детей дошкольного возраста. Обоснована необходимость повышения уровня профессиональной компетентности воспитателей по речевому развитию, выделены пути повышения профессиональной компетентности, а также представлена личность современного педагога.
Публикация «Повышение профессиональной компетентности воспитателей по речевому развитию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ключевые слова: развитие речи, дети дошкольного возраста, повышение профессиональной компетентности воспитателей, дошкольное образование, современный воспитатель, модернизация дошкольного образования.
Improving the professional competence of teachers in speech development of children of preschool age
Annotation. This article discusses the importance of the issue of speech development of children of preschool age. The necessity of raising the level of professional competence of educators in speech development is grounded, the ways to improve professional competence are highlighted, and the personality of the modern teacher is presented.
Keywords : speech development, children of preschool age, raising the professional competence of educators, preschool education, modern educator, modernization of preschool education.
Современные системы образования, в том числе и дошкольного, отличаются динамичностью, вариативностью, разнообразием организационных форм и содержания. Дошкольное образование, являясь начальным звеном непрерывного образования, направлено на обеспечение условий для самореализации ребенка, его социализации. Развитию речи в этом процессе отводится особая роль, так как связная, правильно поставленная речь относится к весьма значимым умениям человека. Речевые умения служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей [6].
С самого рождения ребенок может видеть, улавливать звуки, но его нужно постоянно учить изучать, слушать и осознавать то, что он видит. Механизм восприятия готов, но эффективно пользоваться им дошкольник еще только учится. Для того, чтобы это обучение происходила в интересных для детей условиях, воспитателю необходимо приложить достаточно много сил и труда.
Как отмечают ученые, высшие психические функции не даются изначально, они формируются при жизни, социальны по происхождению и опосредованы речью, то есть развиваются и осуществляются через речь. Это значит, что развитие речи важнейший процесс при работе с детьми дошкольного возраста [5].
Модернизация дошкольного образования в рамках ФГОС ДО предъявляет высокие требования к уровню развития личности педагога-воспитателя : умеющего осуществлять профессиональную деятельность на высоком профессиональном уровне, соблюдать нравственные, правовые и этические нормы, уважать честь и достоинство воспитанников, систематически повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию в соответствии с требованиями законодательства и т. д.
В настоящее время перед современным детским садом стоит задача не просто рационализировать процесс образования детей дошкольного возраста, а с помощью внедрения инновационных технологий создать современные компоненты и методы работы. Их основными целями являются модернизация образовательного процесса, максимально полный охват детей различными формами дошкольного образования, повышение в целом эффективности дошкольного образования, оптимизация интеллектуальной нагрузки детей дошкольного возраста [3].
Развитие современной системы дошкольного образования во многом определяется профессиональной компетентностью воспитателей.
Профессиональная компетентность воспитателя определяется способностью создавать условия для развития каждого ребенка с учетом способностей и возможных перспектив его развития, а также готовностью и способностью работать в новых условиях социальной среды. Постоянное повышение профессиональной компетентности воспитателей – неотъемлемая часть всей системы дошкольного образования.
Следовательно, перед воспитателями встает следующая проблема: поиск новых эффективных форм, методов и технологий по развитию речи дошкольников.
Содержание системной работы по организации развития детей в дошкольном учреждении должно дифференцироваться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей детей и предусматривать развитие навыков организации и регуляции деятельности, развитие умения опосредовать действительность речью и активизацию когнитивных функций.
Развитие речи, кроме учета индивидуальных особенностей детей, должно происходить с применением инновационных технологий обучения [4].
Таким образом, воспитатель должен соответствовать современным условиям жизни, которые активно совершенствуются. Быть способным создавать условия для развития творческих способностей детей, развивать у детей стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, реализовывать их потребности, повышать, учитывать их индивидуальные склонности и дарования и все это, в первую очередь, происходит через развитую на достаточном уровне речь.
Личность воспитателя, его отношение к детям, умение заинтересовать материалом - важная задача современного педагога. Перед воспитателями 21 века находятся дети 21века, и таким детям скучно получать готовые формулы информации и проверенные жизненные постулаты. Это значит, что дети ждут другого воспитателя – искателя, странника, всегда находящегося в пути, готового всегда их заинтересовать. Исходя из вышесказанного, повышение профессиональной компетентности воспитателей по речевому развитию детей является важнейшей задачей современной системы дошкольного образования.
Главное не бояться новинок, смело их использовать в работе с детьми и тогда открываются новые перспективы. Для этого воспитателю следует успевать везде: принимать участие в конференциях, в конкурсах различного уровня, посещать мастер – классы, лекции и творческие встречи. На этих мероприятиях специалист впитывает опыт, энергию, приобретает бесценные знания и тем самым повышает свою профессиональную компетентность.
Список использованной литературы
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М. : Академия, 2000. 400с.
2. Аруманова А. Г. Речь и речевое общение детей. М. : Мозаика-Синтез, 2002. 272с.
3. Асаева И. Н. Основные проблемы и направления развития профессиональной компетентности воспитателей дошкольных учреждений / И. Н. Асаева // Современные проблемы науки и образования, 2008. No 4. С. 36–41.
4. Жданова А. М. «Программа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ во взаимодействии с родителями». [Электронный ресурс]. 2016 г. Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/programa-povyshenija-profesionalnoi-kompetentnosti-pedagogov-dou-vo-vzaimodeistvi-s-roditeljami.html/ ( дата обращения: 16.05.2019).
5. Лурия А. Р., Юдович Ф. А. Речь и развитие психологических процессов у ребенка. М. : Академия,1956.
6. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. М. : Академия, 2000. 120с.