Анна
Образовательные технологии развития детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Эффективные образовательные технологии развития детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО
Проблема: недостаточная полнота применения на практике современных педагогических технологий в дошкольном образовании в реалиях сегодняшнего времени.
Цель: Повышение уровня профессиональных компетенций педагогов, накопление опыта по использованию современных образовательных технологий в условиях внедрения ФГОС ДО.
Создание ситуации успеха:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Публикация «Образовательные технологии развития детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС » размещена в разделах
рада видеть вас в нашем детском саду, и очень надеюсь, что наш диалог будет интересен и полезен для вас.
Послушайте, пожалуйста, притчу (видеоролик притчи «Наберись смелости, сделай попытку») :
На сегодняшний момент мы все уже работаем по ФГОС, ввиду чего очень важно набраться смелости и реализовать современные образовательные технологии в своей деятельности в плном объеме.
Мой мастер-класс посвящен очень актуальной теме: «Эффективные образовательные технологии развития детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО».
Система дошкольного образования считается начальной ступенью в раскрытии потенциальных возможностей ребенка, именно поэтому инновационный процесс на нынешнем этапе развития общества касается в первую очередь системы дошкольного образования. На мой взгляд именно этот подход ставит максимальные требования к системе дошкольного образования и воспитания. Идет поиск более эффективных технологий в дошкольном образовании и использовании современных технологий, а также психолого-педагогических подходов к данному процессу.
Педагогические технологии должны быть ориентированы непосредственно на развитие личности ребенка и его способностей.
Слайд 1
Так что же такое «технология»?
В переводе с греческого слово технология – означает «мастерство, искусство» и «закон науки», иными словами это наука о мастерстве.
Проблемой педагогических технологий занимались такие знаменитые педагоги как: Г. К. Селевко, Н. К. Беспалько, И. П. Волков, В. М. Монахов и другие.
Существует несколько определений понятия педагогической технологии, давайте рассмотрим, на мой взгляд, самое полное:
Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Другими словами, технология – это зафиксированные поэтапные действия, которые горантируют получение заданного результата. Она содержит алгоритм решения поставленных задач, в основе её использования положена идея полной управляемости обучением и воспроизводимости образовательных циклов.
Метод интервью.
Представьте, что вы пришли в раскошный ресторан, где вам предлагают попробовать блюдо дня. Какую информацию вы захотите получить об этом блюде? Заказав блюдо, что вы будете ожидать от него? А это блюдо будет носить название «Современные образовательные технологии»?
Давайте вместе попробуем разобраться в составе «блюда».
Цель: участники самостоятельно формируют свои ожидания от мастер-класса, узнают об ожиданиях других участников.
-Какие из технологий вам менее знакомы?
-Какую технологию используете в работе чаще других?
Приступим к практической части.
- Предлагаю вашему вниманию упражнения и игры, ваша задача – определить, к какому виду технологий относится то или иное упражнение.
Упражнение «Найди похожих» (игровая, личностно-ориентированная технология)
Цель: создание сплоченности участников и веселой непринужденной обстановки.
Материалы: участники, сидящие на стульях по кругу.
Проведение: ведущий объясняет правила игры: «Я буду говорить фразы – утверждения, к кому из вас они подходят, те встают».
Фразы:
Кто главный в семье?
Кто участвует в профессиональных конкурсах?
Кто пришел в брюках?
Кто своевременно сдает всю необходимую документацию?
Кто сегодня завтракал?
Кто проводит режимные процессы по плану, в том числе НОД?
У кого есть часы?
Кто использует в своей работе метод проектов?
У кого есть мобильный телефон?
Кто в своей работе использует современные педагогические технологии?
- Как вы думаете, какая технология или технологии использовались в данном упражнении? (личностно-ориентированная технология, игровая).
Игра «Шанхайцы» (личностно-ориентированная, игровая технология)
Цель: усиление групповой сплоченности, включенности участников в работу, концентрации внимания и наблюдательности.
«Встаньте в шеренгу и возьмитесь за руки. Первый в шеренге осторожно закручивается вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получится
«спираль». В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно предложить группе в конце своего движения присесть на корточки».
Также к игровым технологиям относятся Творческие игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, строительные, театрализованные, игры с песком и водой).
Игры с правилами, которые подразделяются на дидактические (с математическим и экологическим содержанием, связанные с развитием речи, изодеятельностью, сенсорикой, музыкальные, подвижные (сюжетные, бессюжетные, аттракционы, элементы спортивных игр и упражнений, интеллектуальные (игры для педагогической коррекции, компьютерные и музыкальные игры, народные игры, игры-забавы).
Игры-ТРИЗ
Игра «Полиномы фантазии»
(ТРИЗ. Это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем. Она основана на ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) созданной Российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Ее современное название «прикладная диалектика».
Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»
Загадать любое слово из 3 букв. Д О М
Под «Д» пишем слова, обозначающие предмет (существительные)
Под «О» - слова, обозначающие свойства или состояние предметов (прилагательное или образованное от него наречие)
Под «М» слова, обозначающие действие и отвечающие на вопрос «что делает?». Составьте предложение из слов например в комбинации 2, 3, 1. Далее с детьми вы можете придумывать фантастические рассказы, оттолкнувшись от этих сочетаний.
Стретчинг
(здоровьесберегающая технология)
Примите исходное положение: встаньте прямо, ноги слегка согнуты в коленях, стопы разврнуты наружу, руки в замке и выпрямлены перед собой.
Из положения максимально выпрямите руки перед собой, слегка потяните их вперд - вниз так, чтобы ладони были направлены вперд. Почувствуйте растяжение мышц плеча. Задержитесь в этом положении на 30 секунд и медленно вернитесь в исходное положение.
Важные моменты: сохраняйте прямое положение спины; до конца выпрямляйте руки перед собой; дышите равномерно.
Мнемотехнология.
(развивающая технология)
Предлагается рассказать сюжет по предложенной схеме.
«Кричалки-шепталки-молчалки»
(коррекционные технологии : технология коррекции поведения с гиперактивными детьми)
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу волевой регуляции. Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий.
Это – сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «кричалку» можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь – «шепталка» – можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчанка» – синяя – дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует "молчанками".
Упражнение «Бумажные мячики» (газеты)
(здоровьесберегающая технология, снятие психологического напряжения)
«Возьмите каждый по листу газеты, как следует его скомкайте и сделайте из него хороший, достаточно плотный мячик. Теперь разделитесь, пожалуйста, на 2 команды, и пусть каждая из них выстроится в линию, так, чтобы, расстояние между командами, составляло 4 метра. По моей команде вы начнете бросать мячи в сторону противника. Команда будет такой: «Приготовьтесь! Внимание! Начали!». Услышав команду «Стоп!», вам надо прекратить бросать мячи. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей».
Упражнение «Шишки»
(здоровьесберегающая технология, снятие психологического напряжения, развивающая технология)
Ведущий показывает корзинку с шишками и высыпает шишки в центре круга.
1. Возьмите себе одну. Внимательно рассмотрите свою шишку, изучите е структуру, особенности строения, постарайтесь запомнить все е индивидуальные черточки. А теперь соберем шишки обратно в корзинку, перемешаем и снова высыплем в центре круга. Ваша задача — найти свою шишку.
2. Возьмите шишку в правую руку, вытяните руку вперед, сожмите шишку в руке. То же самое в левой руке.
Молодцы, вы прекрасно справились со всеми заданиями.
Используйте различные технологии, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии.