Татьяна Безбородова
Консультация «Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в соответствии с ФГОС до»
Безбородова Татьяна Викторовна
заведующая МБДОУ д/с №100 «Белоснежка»
г. Якутск
Требования к развивающей предметно-пространственной среде (далее РППС) обозначены в требованиях к условиям основной образовательной программы дошкольного образования. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении. Должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Обеспечить реализацию различных образовательных программ. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Публикация «Консультация „Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в соответствии с ФГОС до“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» январь 2020
Нами проведен анализ развивающей предметно- пространственной среды в МБДОУ №100 «Белоснежка» г. Якутск. На основании проведенного анализа развивающей предметно-пространственной среды сделаны следующие выводы:
Положительные стороны: Созданная РППС в ДОО соответствует общеобразовательной программе. В групповых помещениях имеются с достаточным количеством оборудования и материалов уголки для театрализованных игр, изобразительной, экспериментально- исследовательской деятельности. Хочется отметить, что цветовое и пространственное решение групповых помещений отличается положительной направленностью на эмоциональное благополучие детей. Систематически ведется оперативный и тематический контроль. При внесении в группу детей нового оборудования и игрушек определяют их на предмет соответствия безопасности, возрастной, содержательной целесообразности, эстетичности и эргономичности.
В ДОО отсутствуют игровые средства, провоцирующие ребёнка на агрессивные, жестокие и безнравственные действия по отношение к партнёрам по игре и самим игровым средствам, возбуждающие интерес к сексуальным проблемам за пределами возрастной компетенции, способствующие отрицательному отношению к расовым особенностям и физическим недостаткам.
Отрицательные стороны: В процессе анализа выявлено, что имеются показатели, требующие изменений ПРРС ДОО: только частично учтены национально-культурные, климатические условия, недостаточное количество игрового оборудования, которое не отличается разнообразием, современных технических средств обучения – недостаточно робототехники и интерактивных досок; в наличии – стационарные проекторы, ноутбуки только в кабинетах специалистов. Оборудование для двигательной активности не систематизировано и не отличается разнообразием. Отсутствуют условия для трансформируемости развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, полифункциональности развивающей предметно-пространственной среды. В групповых помещениях все материалы для самостоятельной деятельности детей находятся в зоне «контроля воспитателя», нет свободного доступа, а значит, нет свободы выбора.
С целью выявления степени удовлетворенности оснащением ДОО родителей нами было проведено анкетирование. В целом было опрошено 75 респондентов. Им было предложено оценить, насколько материально-технические условия соответствуют их ожиданиям.
Материально-техническая база ДОО-83%
Участок ДОО-73%
Техническое оснащение ДОО- 62%
Оснащение методическими пособиями ДОО-80%
Условия для физического развития ДОО-82%
Условия для развития способностей воспитанников ДОО-80%
Анализ анкет показал следующее: 83% респондентов считают, что детский сад обеспечен развивающими игрушками и игровым оборудованием. 17 % ответили, что недостаточно. 73% респондентов считают, что участок детского сада оснащён современным оборудованием. 15% респондентов хотели бы искусственное покрытие на участках, 12% затруднялись ответить.
Детский сад оптимально оснащё н техническим оборудованием: телевизорами, мультимедийными устройствами, компьютерами, музыкальными центрами считают 62% респондента,24 % затрудняются ответить, 14% ответили недостаточно. В ДОО достаточно книг, пособий, детских журналов, методических материалов для организации качественного педагогического процесса – убеждены 80 % родителей. Затруднялись 20% респондентов ответить. 82 % респондента считают, что в ДОО созданы условия для полноценного физического развития ребенка. 8% затруднялись ответить, 10% ответили, что недостаточно. 80% опрошенных родителей убеждены, что в детском саду созданы все условия для раскрытия способностей ребенка, удовлетворения его познавательных интересов и разумных потребностей. 10% респондентов затруднялись ответить.
Наполнение развивающей предметно пространственной среды дидактическим и игровым материалом, техническим оборудованием: В 2016 году в группы приобретены игрушки, мольберты. Физкультурный зал дополнен мячами, скакалками, массажными модулями. В музыкальный зал закуплены музыкальные инструменты, музыкальный центр, пианола. В методический кабинет приобретена методическая литература, художественная литература, наборы игрушек. В 2017 году в группы приобретена мебель: столы, стулья, игрушки. В методический кабинет приобретена интерактивная доска, проектор, методическая литература, наборы методических пособий, развивающие игры В. В. Воскобовича, наборы по робототехнике. В логопедический пункт - ноутбук, дидактические игры, методические пособия. В музыкальный зал - микрофоны, колонки, ноутбук. В 2018 году в группы закуплены игрушки, кроватки. В методический кабинет закуплена методическая литература, наглядный материал: серии плакатов, игры по ПДД, методические пособия и развивающие игры В,В,Воскобовича. В музыкальный зал приобретены: мультимедийная система, комплекты штор для декораций, металлафоны, трещетки, ложки.
Вывод: В целом, организованная в ДОО развивающая предметно-пространственная среда отвечает в достаточной степени требованиям к условиям реализации общеобразовательной программы дошкольного образования, однако следует отметить, что необходимы существенные преобразования для соответствия с современными запросами к инновационной среде ДОУ, приобретение игрового и интерактивного оборудования.
Нами поставлена цель : Совершенствование развивающей предметно- пространственной среды в ДОО посредством обновления и обогащения материально- технический базы в соответствии с современными инновационными запросами.
Задачи:
1) Повышение профессионализма педагогов в реализации образовательной программы;
2) Организовать систему эффективного сотрудничества педагогов и семьи в реализации развивающей предметно- пространственной среды ДОО;
3) Систематизировать процессы мониторинга;
4) При организации развивающей предметно- пространственной среды учитывать возрастные особенности и гендерный фактор;
5) Обновлять материально-техническую базу ДОО в соответствии с современными запросами.
Реализация проекта осуществляется через создание системы преобразования развивающей предметно- пространственной среды в ДОО, модели информационной образовательной среды, через обучение педагогов инновационным технологиям, формирование профессиональной компетентности всех участников образовательного процесс посредством семинаров- практикумов, смотров- конкурсов, через активизацию сайта и сообщества ДОО, для родителей с целью оптимизации воспитательно - образовательного процесса.
Ожидаемые результаты проекта:
Повышение эффективности процесса развития способностей дошкольников ДОО.
Активизация деятельного подхода к детям.
Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОО.
Раскрытие личностного потенциала воспитанников в воспитательной системе ДОО и семье.
Ожидаемая практическая значимость проекта:
Использование современных инновационных технологий в образовательной деятельности ДОО.
Разработка системы информирования родителей о комфортном пребывании в ДОО воспитанников, их достижениях.
Формирование банка развивающих, дидактических, методических материалов, игрового и интерактивного оборудования
В результате реализации проекта качественно изменится работа педагогов, которые смогут благодаря построению РППС эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста, взаимодействуя с семьей.
Негативные последствия. Способы устранения
1. Недостаточное материально – техническое обеспечение. Пополнение, обновление материально – технической базы.
2. Недостаточно высокая квалификация. Организация семинаров - практикумов. Курсы повышения квалификации. Обеспечение условий для взаимодействия участников проекта, обмен опытом, сотрудничества в творческих группах.
Поэтапный план реализации проекта
1 этап подготовительный январь 2019- май 2019г. :
Разработка нормативно- правовой базы;
Создание творческих групп из высококвалифицированных и творческих специалистов для работы по проекту;
Разработка структуры построения РППС в ДОО.
2 этап основной (внедренческий) сентябрь 2019- март 2019г.
Совершенствование РППС в ДОО;
Подготовка педагогических кадров к новой образовательной практике;
Выстраивание сотрудничества с родителями и городскими социальными структурами.
Обновление и обогащение развивающей предметно- пространственной среды в соответствии с современными запросами ДОО;
Обеспечение пропаганды педагогических знаний и результатов работы ДОО перед родителями и общественностью.
3 этап апрель 2020- июнь 2020- заключительный (обобщающий)
Анализ результатов реализации проекта в ДОО, корректировка содержания, подведение итогов;
Обобщение опыта работы педагогов;
Трансляция педагогического опыта на городских и республиканских мероприятиях;
Разработка программы действий ДОО на следующий период реализации проекта с учётом полученных результатов.