Юлия Гетьман
Конспект открытого итогового занятия «Помочь старичку Лесовичку расколдовать насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 11 «Теремок»
Конспект открытого итогового занятия
по ознакомлению с окружающим миром и художественному творчеству
в средней группе
«Помочь старичку Лесовечку расколдовать насекомых»
Воспитатель: Гетьман Юлия Валериевна
г. Темрюк
Публикация «Конспект открытого итогового занятия „Помочь старичку Лесовичку расколдовать насекомых“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесовичок. В гостях у старичка-лесовичка
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2024
Цель: Расширение и уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии и характерных признаках.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить и расширить представления о насекомых (божья коровка, бабочка, кузнечик, муравей, пчела, комар, муха) и их характерных признаках;
- формировать представления о зависимости их окраски от места обитания;
- закрепить знания о строении тела насекомых; голова, брюшко, ноги, усики);
- объяснить значение насекомых в природе и жизни человека;
Развивающие:
- развивать зрительное, тактильное восприятие;
- развивать мелкую моторику, логическое мышление, память, диалогическую и связную речь;
- активизация и обогащение словаря;
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к окружающей природе;
- воспитывать бережное отношение к родной природе;
- воспитывать желание помогать друг другу;
Планируемые результаты: ребенок имеет элементарное представление о насекомых; умеет поддерживать беседу на заданную тему; активно и доброжелательно взаимодействует с воспитателем и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.
Предварительная работа: отгадывание загадок, наблюдения, чтение природоведческой литературы, чтение сказок К. Чуковского «Муха-Цокотуха», просмотр мультфильмов, аппликация «Бабочка», лепка с изображением насекомых, рассматривание игрушек, картинок, подбор физкультминуток по теме, отбор иллюстрационного материала, подбор игр на внимание, память, мышление.
Оборудование: письмо от лесовичка, картинки с насекомыми (божья коровка, муравей, кузнечик, пчела, муха, комар, разрезные картинки (божья коровка, пчела, конвертики с геометрическими фигурами. Музыка (звуки природы, насекомых)
Виды детской деятельности:
• игровая;
• коммуникативная;
• познавательно-исследовательская;
• изобразительная;
• двигательная.
Предварительная работа с детьми:
• рассматривание иллюстраций,
• чтение природоведческой литературы;
• отгадывание загадок о насекомых;
Ход занятия.
1. Организационный момент
- Ребята, какие вы сегодня красивые. Давайте возьмемся за руки и встанем в круг. Ребята, с каким настроением вы сегодня пришли в детский сад? (Ответ детей). Давайте улыбнемся и подарим друг другу свои улыбки.
- Скажите, какое время года за окном? (Весна) Почему? (ответ детей)
- Да, все вокруг радуется, цветет, пробуждается. Давайте потянемся к солнышку, вдохнем аромат весеннего воздуха.
- Вот теперь мы проснулись стали бодрыми. Так и в природе все просыпается и оживает. И сегодня мы отправимся лес в гости к маленьким жителям полянки, которые тоже уже проснулись. А что это за жители мы узнаем потом.
Мы к лесной поляне вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Кто высоко так шагал — не споткнулся, не упал!
Вот мы и пришли к полянке. Ребята, а здесь некого нет. Ой, а что это?
На полянке лежит письмо от старичка Лесовечка. (беру и читаю)
«Ребята, здравствуйте! Как хорошо, что вы пришли на полянку. У нас на полянке беда: злая Стужа заколдовала всех моих маленьких друзей жителей этой полянки. Чтобы их спасти, нужно прогнать Стужа и расколдовать моих маленьких друзей, но для этого нужно выполнить несколько заданий, которые приготовила нам злая Стужа.
А кто знает, что такое стужа? (это сильный холод, мороз)
- Давайте поможем маленьким друзьям старичка?
Чего боится стужа? (солнца, тепла, весны)
- Встанем в круг и прогоним злую стужу.
Утром солнышко проснулось,
Потянулось, улыбнулось.
Раз – росой оно умылось.
Два – изящно покрутилось.
Три – нагнулось и присело,
Всех лучами обогрело.
Ребята, вот мы и прогнали злую Стужу.
А сейчас нужно выполнить задания которые приготовила нам злая Стужа, расколдовать маленьких жителей полянки. Отправляемся в путь искать задания. Нужно найти конверт с цифрой 1.
1 задание «Узнай по тени» Назовите, чьи это тени?
Теперь попробуйте сформулировать тему нашего занятия, о ком мы будем говорить сегодня? (О насекомых)
2 задание. Найдите конверт с цифрой 2.
А вот и второе задание: «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».
У нее так много ног —
Сосчитать не каждый б смог.
В них такая путаница,
Их хозяйка —. (гусеница)
Воспитатель:
- Как вы догадались, что это гусеница, какие слова помогли найти отгадку?
Гусеница - это личинка бабочки, с несколькими парами ног. Гусеницы бывают разные, цветные и яркие, гладкие и мохнатые. Если их очень много, то они могут даже нанести вред деревьям. Они не оставляют листьев на дереве и оно может погибнуть. Бабочка откладывает свои маленькие личинки на листке или траве. Затем эти личинки усиленно питаются травой и
листьями. Пока не превратятся в куколку. А из куколки превращаются в красивую бабочку.
Вот букашка - работяга.
Целый день трудиться рада.
Ношу на спине своей
Быстро тащит. (муравей)
Воспитатель:
- Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?
Муравьи – это насекомые, которые обитают в лесах и полях. Они очень маленькие. В основном их размер составляет от 1 мм до 3 см.
Муравья очень легко узнать среди других насекомых. У него крупная голова, тонкое тело и большое круглое брюшко. Он передвигается на 6 лапках, на которых есть острые коготочки. Благодаря им, муравей без труда забирается на любую вертикальную поверхность, будь то дерево или стебель. Запахи он различает при помощи усиков, а видит благодаря сложно устроенным глазам. По цвету муравья чаще бывают желтыми, зелеными, красными, коричневыми, черными.
Общаются муравьи с помощью запахов. Запахами они передают информацию - например, отличают чужих, сообщают о надвигающейся опасности или просят о помощи.
Они могут защищаться от врагов, используя свои челюсти или жало, в котором образуется муравьиная кислота.
Основная пища муравьев – это различные личинки, гусеницы, растения. Также они очень любят сладкий сок тли.
3 задание. Конверт с цифрой 3.
«Собери целое из частей». Работа по подгруппам.
Следующее задание называется «Составь насекомое из частей». У вас лежат 2 конверта …. Положите их перед собой, достаньте разрезанные карточки и составьте целое из частей. Назовите, кто получился.
Дети делятся на две подгруппы и собирают картинки.
Что получилось у ребят 1 группы.
Посмотрите на божью коровку, – какие части тела есть у неё? Чем же питается божья коровка? (Божья коровка спасает урожай, т. к. поедает тлю) .
- Кто это? (божья коровка)
- Сколько ног? – Как передвигается (ползает и летает)
- Где мы можем встретить б. к. (на лугу, деревьях, траве)
- Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у неё есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко. Эта жидкость очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как большая корова, даёт молочко, её и назвали «божья коровка». Она ярко-красная, чтобы все видели: есть её опасно!
- Божья Коровка ест тлю – которая поедает листья деревьев.
А что получилось у ребят 2 группы.
О пчелах слышали многие. Но немногие знают, к примеру, что каждая пчелка может свободно залететь только в свой собственный улей – в чужой ее не пустят специальные охранники. Пропуском служит запах, который для каждого улья свой. Найдя хорошее, богатое нектаром, местечко, пчелка летит обратно домой, где при помощи специального танца убеждает своих полосатых родственников следовать за ней. Нектар пчелки переносят на своих задних лапках. Глаз у пчелы не два, а пять. А из всех цветов они чаще всего выбирают фиолетовый и зеленый; красный же не различают вовсе. Здесь можно с ребятишками вспомнить названия цветов фиолетового цвета (ирис, клевер, гладиолус, анютины глазки, кукушкины слезки) – они больше всего понравятся пчелкам. Затем поразмыслить, какие цветы пчелки видят плохо (роза, мак, пион, тюльпан – все красного цвета).
Физминутка "Стрекоза".
Утром стрекоза проснулась,
(потерли кулачками глаза)
Потянулась, улыбнулась, раз - росой она умылась,
(потерли ладонями щеки)
Два - изящно покружилась, три - нагнулась и присела,
На четыре - полетела,
помахали руками вверх-вниз)
У реки остановилась,
(легкий бег на месте)
Над водою закружилась.
Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».
Воспитатель:
- Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
• Лишний волк, потому что он дикое животное, а остальные насекомые.
• Лишняя оса, потому что она приносит пользу, а остальные насекомые вред.
• Лишняя ель, потому что она дерево, а остальные насекомые.
• Лишний воробей, потому что он птица, а остальные насекомые.
Конверт с цифрой 5. Давайте послушаем, кто издает эти звуки
Муха
Пчела
Жук
Конверт 6 задание.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
Появляется гусеница,, очень недовольная:
- Ребята вы про меня забыли всё про комаров, да пчел, а про меня забыли.
Воспитатель:
-Нет, гусеница не забыли. Ребята давайте поможем гусенице превратиться в бабочку.
Воспитатель проводит беседу:
- Что сначала откладывает бабочка? (Бабочка откладывает яйца)
Воспитатель:
- Кто появляется из яйца? (Из яйца появляется гусеница.)
Воспитатель:
- Что делает гусеница? (Она питается листьями и растет.)
Воспитатель:
- В кого она превращается? (Гусеница превращается в куколку.)
Воспитатель:
- Кто выходит из куколки? (Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.)
Разложите картинки по порядку.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, какая красивая бабочка! Давайте подойдем к ней поближе, только тихо-тихо, чтобы не испугать её и рассмотрим её повнимательней. (бабочка - игрушка лежит на столе)
- Посмотрите, какие у бабочки красивые крылышки – разноцветные. А еще у бабочки есть усики, голова, брюшко, ноги. (показать)
- У всех насекомых есть голова, брюшко, усики, 6 ног.
Задание 7. А вы хотели бы сами сделать таких красивых бабочек.
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
Давайте пройдем к столу. Выберете себе бабочку, какая вам понравилась и давайте её крылышки украсим стразами.
Посмотрите, какие красивые бабочки у вас получились. Посадите их на цветы пусть они собирают нектар. А, какие цветы расцвели на поляне. (подснежники, сон трава, мать- и –мачеха, одуванчики). Как мы их называем одним словом. (первоцветы)
Посмотрите сколько насекомых мы спасли.
Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым!
И птицы вернулись.
И давайте послушаем как хорошо и весело стало на поляне. (звуки природы).
Это всё наши друзья.
Посмотри скорей вокруг-
Справа друг и слева друг.
Без друзей нам жить нельзя,
Все вокруг твои друзья.
Птички, бабочки и мошки,
Паучки, собаки, кошки-
Наши меньшие друзья,
Обижать друзей нельзя.
Надо их оберегать
И в обиду не давать!
Заключительная часть.
Ребята, скажите, чем мы сегодня занимались. Вам было интересно.
Если вам понравилось занятие, и вы узнали много нового положите на поляну цветок желтого цвета.
Если вам не понравилось, и было не интересно цветок оранжевого цвета.
А мне сегодня понравилось, какие вы были активные, как внимательно меня слушали.
И лесовичек для вас ребята приготовил подарки.
Молодцы ребята, спасибо вам большое!