Ольга Малиновская
Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра должна служить
основным рычагом физической культуры дошкольника»
Е. А. Аркин
В общей системе дошкольного воспитания - физическое воспитание ребенка занимает особое место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств. В годы дошкольного детства важнейшими задачами физического воспитания является охрана жизни, укрепление здоровья и закаливание организма, совершенствование функций организма ребенка, содействие его правильному физическому развитию, воспитание положительных нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности. Важнейшей задачей является развитие движений детей, формирование двигательных навыков и физических качеств. В наибольшей мере это касается быстроты и ловкости. Старший дошкольный период совпадает с периодом наиболее благоприятным для интенсивного развития именно этих качеств.
Публикация «Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Ловкость – это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. В подвижных играх детям приходиться непрерывно переключаться от одних движений к другим, быстро без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников. Ловкость развивается при выполнении упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения. Например: бег между предметами.
Быстрота – это способность человека выполнять движения в кратчайшее время. Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорение (бег с ускорением, бег на скорость, бег с изменением темпа – медленный, средний, быстрый). Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья. В многообразии средств физического воспитания - игре принадлежит совершенно особое место.
Подвижная игра – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка. Для детей подвижные игры является необходимой жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные, оздоровительные. Подвижные игры привлекают детей возможностью применить свои знания и умения для решения конкретной двигательной задачи в условиях меняющейся игровой обстановки. Такие качества, как быстрота и ловкость развиваются и совершенствуются в процессе подвижных игр, особенно с элементами соревнования. Игры дошкольников, проводимые в целях физического воспитания, можно разделить на два относительно самостоятельных вида: 1) Игры подвижные : сюжетные и бессюжетные. 2) Игры с элементами спортивных игр: футбол, баскетбол, городки, хоккей, бадминтон. Наиболее сложны подвижные игры с определенным сюжетом и установленными правилами. В таких играх творческие действия играющих зависят от выполняемой роли. Другие игры не имеют зафиксированного сюжета. Они основаны, либо на выполнение играющими конкретных двигательных заданий, либо на действия с предметами. Эти игры систематизируются по видам основных движений. Игры с бегом и ходьбой: «Мы веселые ребята», «Пилоты», «У медведя во бору», «Птички и кошка», «Караси и щука», «Хитрая лиса», «Ловишки», «Гуси-лебеди», «Кто скорее добежит до флажка», «Мышеловка», «Найди себе пару» «Пожарные», «Волк и овцы» и др. Игры с прыжками: «Лягушки и цапля», «Зайцы и волк», «Волк во рву», «Лиса в курятнике», «Удочка», «С кочки на кочку», «Не оставайся на полу» и др. Игры с лазанием: «Перелет птиц», «Пожарные на учениях», «Медведи и пчелы», «Пастух и стадо» «Ловля обезьян» и др. Игры с метанием, бросанием и ловлей: «Охотники и звери», «Кого назвали, тот ловит мяч», «Кто самый меткий», «Ловишки с мячом», «Сбей кеглю», «Мяч через сетку», «Кольцеброс», «Попади в цель», «Школа мяча» и др. Огромную роль в совершенствовании умений и навыков в движениях играют традиционные народные игры: «Горелки», «Лапта», «Пятнашки», «Жмурки» и др.
Литература:
1. Осокина Т. И. «Физическая культура в детском саду» – Просвещение 1978
2. Литвинова М. Ф. «Русские народные подвижные игры» – Просвещение 1986
3. Пензулаева Л. И. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет» - Владос 2001
4. Чокотов Е. Н. Фадеев О. В. «Использование подвижных игр, как средство развития двигательной активности» - «Молодой ученый» 2012 №12