Kate
Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Склонение личных местоимений третьего лица»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Склонение личных местоимений третьего лица». (Русский язык. 1 часть, 4 класс. Т. Г. Рамзаев).
Цель урока : создать условия для знакомства детей с изменением личных местоимений третьего лица по падежам.
Задачи урока :
1) Образовательная: обучить знанию и умению находить личные местоимения третьего лица и склонять их по падежам.
Публикация «Конспект урока по русскому языку в 4 классе „Склонение личных местоимений третьего лица“» размещена в разделах
- Местоимения. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, 4 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2) Развивающая: развивать речь, внимание, мыслительные операции, память; умение отвечать на вопросы и формулировать мысли.
3) Воспитывающая: воспитывать внимательность, дисциплину, интерес к русскому языку, стремление к получению знаний.
Тип урока : изучение нового материала.
Оборудование: электронная презентация.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Здравствуйте, дети. Садитесь. Поверьте, всё ли у вас на месте. Запишите число и классная работа. В слове «пятнадцатое» какая орфограмма? (Ответы детей – безударная гласная буква «я» в корне). Как проверить? (Ответы детей – словом «пять»). А какую ошибку мы можем допустить в слове «классная»? (Ответы детей – мы можем написать только одну букву «с»). Кто написал, садится ровно.
2. Минутка чистописания.
В стране русского языка живут сказочные герои. Они приготовили для вас интересную загадку, без ответа на неё мы не сможем приступить к нашему уроку.
Она сначала поиграет,
Потом уж точно выбирает:
Кому чего теперь нести,
Вилять хвостом или трясти.
Ушки, хвостик, мокрый нос,
Кто нам тапочки принёс? (Ответы детей – собака).
Верно. Ребята, а у кого есть дома собаки? (Ответы детей).
Собака – это домашнее животное отряда хищных семейства псовых. Они известны своими способностями к обучению, то есть, дрессировке, любовью к играм, преданностью человеку. Издавна собаку считали исключительно за сторожевое животное, но вскоре её стали использовать и на охоте. На сегодняшний день известны многие новые породы собак, отличающиеся внешностью и характером. Например, немецкая овчарка, сибирский хаски, бультерьер, питбуль, мастиф, ротвейлер и многие другие. У собак развито цветное зрение, хотя видят они чуть хуже человека, но при этом у собак острый слух.
Ребята, посмотрите, что находится в лапке собаки? (Ответы детей – шарики). А что на них изображено? (Ответы детей – слоги). Прочитаем их вместе : «ка, со, ры, ме». Какой шарик здесь лишний и почему? (Ответы детей – слог «со», так как шарик с ним другого цвета). Запишите эти слоги красиво в тетрадь и пропишите до конца строчки. Итак, в слоге «ка» мы будем использовать с вами нижнее соединение, но можно использовать также и верхнее соединение. Слог «со» пишется также и с верхним соединением, и с нижним. Слог «ры» мы можем писать двумя способами? (Ответы детей). Верно, не можем, ровно как и слог «ме».Он тоже пишется только с помощью верхнего соединения. Повторяйте эти слоги до конца строчки, начиная со слога «ка» (учитель ходит вдоль ряда).
В слове «собака» есть орфограмма? Если есть, то можно ли её проверить и как это сделать? (Ответы детей – буква «о». Это словарное слово). Значит, какое это слово? (Ответы детей – непроверяемое). Собачка довольна вашими знаниями и желает нам приятного урока.
3. Постановка темы и цели урока.
Ребята, на прошлых уроках вы изучали, что такое местоимение. Кто скажет мне, что это такое? (Ответы детей – местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, или число, но не называет его). А могут ли изменяться личные местоимения? Как? (Ответы детей – по числам, по родам). А как вы думаете, есть ещё один способ, как может измениться эта часть речи? (Ответы детей). Давайте мы с вами откроем наш учебник на странице 75 и сравним ваши теории. Они совпали? (Ответы детей).
Так о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (Ответы детей – об изменении личных местоимений третьего лица по падежам). А какую мы поставим цель? (Ответы детей – изменять по падежам и правильно записывать).
4. Основная часть.
Рассмотрим таблицу на странице 75. Назовите личные местоимения третьего лица. (Ответы детей – она, он, они, оно). Хорошо. Рассмотрим по очереди изменение каждого местоимения.
В третьем лице местоимения бывают единственного числа и множественного. Назовите местоимения третьего лица единственного числа. (Ответы детей – он, она, оно). А множественного числа? (Ответы детей – они). Во всех падежах эти местоимения могут отвечать сразу на два вопроса. А почему? (Ответы детей – этими местоимениями можно назвать что-то живое или неживое).
В Им. падеже, отвечая на вопросы «кто?» и «что?», местоимения не меняются. В Р. падеже задаются вопросы «кого?» и «чего?». Можно спросить: «Нет кого/чего?». В Д. падеже поможет слово: «Дам кому/чему?». В В. падеже словом-помощником будет: «Вижу кого/что?». В Т. падеже можно спросить: «Доволен кем/чем?». Ну, а в П. падеже можно использовать слово: «Думаю о ком/о чём?».
Во всех падежах, кроме Им. падежа, местоимения мужского и среднего рода, совпадают. А вот женский род в Т. падеже может быть в двух формах: ею и ей.
Если местоимение, которое начинается с гласной, используется с предлогом, то к нему добавляется «н» - к нему, к ней, о них и т. д. Если появится предлог, то ставится буква «н» к местоимению.
Задание №123 (стр. 75). В каждом словосочетании замените имя существительное местоимением. Обратите внимание на образец. Укажите падеж, род, лицо (один ребёнок у доски, остальные – в тетради по цепочке. Работают вместо до фразы : «Вымыл окно», а после они работают самостоятельно. В конце меняются тетрадями и происходит взаимопроверка).
Итак, рассмотрим образец:
Познакомился с соседями. Найдём главное слово. Какое? (Ответы детей – главное слово «познакомился»). Чтобы определить, какой падеж нужно использовать, необходимо задать вопрос «с кем?». В данном случае, слово «соседями» написано во множественном числе. Обратим внимание на таблицу. Какой падеж отвечает на вопрос «кем?». (Ответы детей – Т. падеж). Значит, ищем местоимения множественного числа Т. падежа – это слово «ими». Но, вспоминая наше правило, мы должны дописать в начале местоимения букву «н», так как оно начинается с гласной буквы. Значит, мы ставим тире и пишем: «познакомился с ними», а в скобках пишем: «3-е л., мн. ч., Т. п.). А можем ли мы определить род? (Ответы детей).
Договорился с другом – договорился с ним (3 л., ед. ч., м. р., Т. п.). Помог сестре – помог ей (3 л., ед. ч., ж. р., Д. п.). Вымыл окно – вымыл его (3 л., ед. ч., ср. р., Р. п.). Взглянул на небо – взглянул на него (3 л., ед. ч., ср. р., Р. п.). Положил в портфель – положил в него (3 л., ед. ч., м. р., Р. п.). Подошел к жирафу – подошел к нему (3 л., ед. ч., м. р., Д. п.). Пришёл с тетрадями – пришёл с ними (3 л., мн. ч., Т. п.).
Физминутка:
Если я называю личное местоимение, то вы хлопаете в ладоши. Если я называю другое местоимение – топаете, а если называю и вовсе не местоимение – приседаете.
Местоимения : я (хлопают, вы (хлопают, тебя (топают, но (приседают, тот (топают, он (хлопают, наш (приседают, себя (топают).
Задание №125 (стр. 76). Прочитайте текст. Найдите личные местоимения. Выпишите их. Укажите лицо, число, падеж, род каждого местоимения (дети работают в парах. После один человек с двух-трёх пар выходят к доске, пишут. Вместе проверяют).
С ней (3 л., ед. ч., ж. р., Т. п., они (3 л., мн. ч., И. п., их (3 л., мн. ч., Р. п, им (3 л., мн. ч., Д. п.).
5. Закрепление знаний и умений.
Ну что ж, ребята, я предлагаю вам выполнить задания на карточках по вариантам (дети делятся на варианты и выполняют задание на карточках. После проверяют вместе).
Первый вариант:
1) Оно – его (В. п., им (Т. п.).
2) Он – его (В. п., им (Т. п.).
3) Она – её (В. п., ей (Т. п.).
4) Они – их (В. п., ими (Т. п.).
1) Что ты знаешь о (он? (Ответы детей – нём).
2) Какие отношения между ним и (она? (Ответы детей – ею).
3) Я горжусь (они). (Ответы детей – ими).
4) Давайте позвоним (она). (Ответы детей – ей).
Второй вариант:
1) Оно – ему (Д. п., о нём (П. п.).
2) Он – ему (Д. п., о нём (П. п.).
3) Она – ей (Д. п., о ней (П. п.).
4) Они – им (Д. п., о них (П. п.).
1) У (он) красивый галстук. (Ответы детей – него).
2) Я не хочу с (они) говорить. (Ответы детей – ними).
3) Зачем ты едешь к (они) (Ответы детей – ним).
4) Он постоянно думает о (она? (Ответы детей – ней).
6. Итог.
1) Так какая у нас была сегодня тема урока? (Ответы детей).
2) Добились ли мы наших целей? (Ответы детей).
3) Что нового узнали? (Ответы детей).
На ваших партах находятся смайлики. Итак, если вам понравился урок, вы всё поняли, раскрасьте смайлик зелёным цветом. Но если же возникали трудности и вам нужно больше стараться, раскрасьте жёлтым цветом.
Домашнее задание – задание №124.