Киреева Наталья
Подготовка и проведение клубного часа в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе воспитания ребенка важно создать ситуации и различные формы активности, в которых, сам ребенок будет самостоятельно выбирать цели и средства своей деятельности, соотносить свое поведение с требованиями ситуации и ожиданиями других людей, следовать нормам во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.
Одним из способов реализации развития в ребенке социализации служит педагогическая технология «Клубный час», разработанная Н. П. Гришаевой.
Данная технология позволяет повысить показатели познавательного и социально-коммуникативного развития детей, а также комфортности их пребывания в образовательном пространстве ДОО.
Публикация «Подготовка и проведение клубного часа в детском саду» размещена в разделах
Что такое «Клубный час»?
«Клубный час» – это педагогическая технология, направленная на развитие у детей социализации, самостоятельности и саморегуляции (произвольности) поведения, а так же умения планировать деятельность, оценивать результаты.
Основной целью клубного часа : развитие свободной самостоятельной детской деятельности через формирование активного познавательного интереса детей к окружающему миру и творчеству.
При проведении данной технологии решаются следующие задачи:
• Воспитывать у детей самостоятельность и ответственность.
• Развивать умения ориентироваться в пространстве.
• Воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим.
• Развивать умения проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания.
• Развивать умения планировать свои действия и оценивать их результаты.
• Развивать умения вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.
Суть данной технологии заключается в том, что дети могут в течение одного часа свободно общаться друг с другом и перемещаться по детскому саду, соблюдая определенные правила поведения, и по звону колокольчика возвращаться в группу.
Гришаева Н. П. выделяет несколько видов «клубных часов».
• Свободный «Клубный час» : дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам.
• Тематический «Клубный час» : включенный в ситуацию или тему месяца.
• Деятельностный «Клубный час» : в основу которого положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности.
Перед проведением «Клубного часа» все сотрудники детского сада и родители предупреждаются о времени и дне проведения. На время проведения «Клубного Часа», закрываются входные двери в сад. Сотрудники, находятся на рабочих местах и занимаются своими текущими делами, ожидая прихода детей. По возможности общаются с детьми, показывают, рассказывают, чем они здесь обычно занимаются, предлагают детям помочь им. Для этого заранее готовятся различные виды деятельности для приходящих детей.
В коридоры здания выставляют игровое оборудование для самостоятельной деятельности детей.
Непосредственно перед проведением «Клубного часа» детям напоминают правила поведения:
• Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу.
• Если взял игрушку поиграть – положи ее на место, когда уходишь.
• Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми.
• Помогай проводить занятие, если оно походит во время «Клубного часа».
• Говори спокойно.
• Ходи спокойно.
• Передвигаясь по лестнице, держись за перила.
• Возвращайся в группу по сигналу звонка.
• Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в нее, если устал.
Затем дошкольникам озвучивается инструкция: «Дети вы можете в течение одного часа перемещаться по всему зданию, соблюдая правила поведения. И по звонку колокольчика вы возвращаетесь в группу».
После завершения «Клубного часа», все дети участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре. Зажигается свеча, включается медитативная музыка. Начинается обсуждение (круг рефлексии). Воспитатель наблюдает за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и говорили по очереди, терпеливо ожидая, пока очередь дойдет до них.
После проведенного «Клубного часа» педагоги собираются на собрании, где обсуждается данное мероприятие и проблемные моменты, которые возникли.
«Клубный час» также может проводиться как альтернативная форма образовательной деятельности.
Рекомендации для проведения
«Клубного часа» в ДОО
1. Система «Красные кружки» : Каждому ребенку перед «Клубным часом» в его группе выдается маленькая сумочку. В неё кладется три красных бумажных кружка. Она одевается через плечо, и с ней ребенок ходит в течение всего «Клубного часа». Кружки забирают, если ребенок не соблюдал правила «Клубного часа». Если у ребенка забирают один кружок, он сразу идет в группу, но не пропускает следующий «Клубный час». Если же забирают два, три кружка, то ребенок пропускает следующий «Клубный час».
2. Дети-волонтеры: В старших групп можно назначить волонтерами 2-3 ребенка. Педагоги их готовят к проведению небольшой деятельности в младших группах. ( например: игра, танец, стих, и т. д). Во время «Клубного часа» дети приходят «в гости» к малышам и проводят с ними что подготовили.
3. Знаки: На ручку двери, в которую ребенку можно или нельзя зайти, можно повесить значки красного цвета (нельзя заходить) или зеленого (можно зайти).
4. Указатели: Можно приклеить на стены коридора указатели с картинками (на картинке изображена та деятельность, которая ожидает ребенка, чтобы ребенку было легче ориентироваться в пространстве детского сада.
Круг рефлексии:
В конце «Клубного часа», когда дети вернуться в свою группу, в кругу рефлексии можно задать детям такие вопросы:
• Где ты был?
• Что тебе запомнилось?
• Хочешь ли ты ещё раз туда пойти и почему?
• Планировал ли ты перед «Клубным часом» куда-то пойти?
• Смог ли ты это осуществить то, что планировал, и если нет, то почему?
• Удавалось ли соблюдать правила, если нет, то почему?
Таблица для фиксации проблем:
В кругу рефлексии воспитатель фиксирует проблемы, возникающие у детей в процессе «Клубного часа» и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время, находя пути их решения в совместной деятельности.
Для удобства фиксации возникших проблем рекомендуется использовать данную таблицу:
Имя ребенка Хочешь ли ты ещё пойти в гости в другие группы на «Клубном часу»? Планировал ли ты перед «Клубным часом» куда-то пойти? Смог ли ты осуществить то, что планировал? Удалось ли соблюдать правила?