Получи документы

Консультации для воспитателей «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Ирина Барулина
Консультации для воспитателей «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность темы

Поисково-исследовательская деятельность занимает важное место в развитии ребёнка. Дошкольный возраст – это время активного познания окружающего мира. Дети любознательны, любят задавать вопросы, наблюдать, пробовать новое. Экспериментирование помогает им лучше понимать окружающую среду, формирует познавательные интересы, развивает мышление и умение делать выводы.

Цели и задачи поисково-исследовательской деятельности в детском саду

Цели:

• Развитие у детей интереса к самостоятельному познанию окружающего мира.

• Формирование умений наблюдать, сравнивать, делать выводы.

• Развитие у детей исследовательских навыков через практическое взаимодействие с объектами.

Задачи:

• Способствовать формированию у детей навыков анализа, прогнозирования и обобщения.

• Создавать условия для проведения опытов и экспериментов.

• Воспитывать стремление к поиску ответов на вопросы через практическую деятельность.

Методы и приёмы организации исследовательской деятельности

1. Наблюдения

• Рассматривание предметов и явлений (изменение цвета листьев, таяние снега, поведение воды при нагревании).

• Использование луп, фонариков, стеклянных сосудов для более детального изучения.

2. Опытно-экспериментальная деятельность

• Простые и безопасные опыты с водой, песком, воздухом.

• Создание условий для самостоятельного поиска ответов.

3. Решение проблемных ситуаций

• Создание ситуации, в которой дети должны сами найти способ решения (например, как сделать, чтобы бумажный кораблик не утонул).

4. Игровые методы

• Проведение исследований в форме увлекательной истории («Что случилось с каплей воды?»).

• Превращение детей в «учёных-исследователей» с использованием специального реквизита (очки, лабораторные халаты).

Примеры простых экспериментов для дошкольников

1. «Тонет — не тонет»

• Дети опускают в воду разные предметы и делают выводы, какие из них тонут, а какие остаются на поверхности.

2. «Воздух вокруг нас»

• Надуть пакет и быстро его сжать, почувствовав сопротивление воздуха.

3. «Окрашенная вода»

• Добавить в воду краску и понаблюдать, как цвет постепенно распределяется.

4. «Как растёт растение»

• Посадить семена фасоли в прозрачный контейнер с ватой и водой и наблюдать, как они прорастают.

Роль воспитателя в организации исследовательской деятельности

• Создание условий для свободного экспериментирования.

• Поощрение самостоятельности детей при постановке гипотез и поиске решений.

• Поддержка детской любознательности и интереса к новым открытиям.

• Формирование у детей позитивного отношения к познавательной деятельности.

Вывод

Экспериментирование – это увлекательный способ развития мышления, логики и любознательности у детей. Поисково-исследовательская деятельность помогает дошкольникам не только узнавать новое, но и самостоятельно находить объяснения различным явлениям. Важно создать условия, в которых каждый ребёнок сможет почувствовать себя исследователем, открыть для себя мир науки через игру и практику.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольниковДетское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности старших дошкольников. Тема «Мы юные исследователи» Цель:.

Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.

Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности в средней группе «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» Цель:познакомить детей со свойством магнита притягивать металлические предметы; формировать элементарные представления о плавучести предметов.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультации для воспитателей «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
Опубликовано: 30 января 2025 в 14:57
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультации для воспитателей «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Барулина (УИ 1164542) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД