Ирина Барулина
Консультации для воспитателей «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы
Поисково-исследовательская деятельность занимает важное место в развитии ребёнка. Дошкольный возраст – это время активного познания окружающего мира. Дети любознательны, любят задавать вопросы, наблюдать, пробовать новое. Экспериментирование помогает им лучше понимать окружающую среду, формирует познавательные интересы, развивает мышление и умение делать выводы.
Цели и задачи поисково-исследовательской деятельности в детском саду
Цели:
• Развитие у детей интереса к самостоятельному познанию окружающего мира.
• Формирование умений наблюдать, сравнивать, делать выводы.
• Развитие у детей исследовательских навыков через практическое взаимодействие с объектами.
Задачи:
• Способствовать формированию у детей навыков анализа, прогнозирования и обобщения.
• Создавать условия для проведения опытов и экспериментов.
• Воспитывать стремление к поиску ответов на вопросы через практическую деятельность.
Методы и приёмы организации исследовательской деятельности
1. Наблюдения
• Рассматривание предметов и явлений (изменение цвета листьев, таяние снега, поведение воды при нагревании).
• Использование луп, фонариков, стеклянных сосудов для более детального изучения.
2. Опытно-экспериментальная деятельность
• Простые и безопасные опыты с водой, песком, воздухом.
• Создание условий для самостоятельного поиска ответов.
3. Решение проблемных ситуаций
• Создание ситуации, в которой дети должны сами найти способ решения (например, как сделать, чтобы бумажный кораблик не утонул).
4. Игровые методы
• Проведение исследований в форме увлекательной истории («Что случилось с каплей воды?»).
• Превращение детей в «учёных-исследователей» с использованием специального реквизита (очки, лабораторные халаты).
Примеры простых экспериментов для дошкольников
1. «Тонет — не тонет»
• Дети опускают в воду разные предметы и делают выводы, какие из них тонут, а какие остаются на поверхности.
2. «Воздух вокруг нас»
• Надуть пакет и быстро его сжать, почувствовав сопротивление воздуха.
3. «Окрашенная вода»
• Добавить в воду краску и понаблюдать, как цвет постепенно распределяется.
4. «Как растёт растение»
• Посадить семена фасоли в прозрачный контейнер с ватой и водой и наблюдать, как они прорастают.
Роль воспитателя в организации исследовательской деятельности
• Создание условий для свободного экспериментирования.
• Поощрение самостоятельности детей при постановке гипотез и поиске решений.
• Поддержка детской любознательности и интереса к новым открытиям.
• Формирование у детей позитивного отношения к познавательной деятельности.
Вывод
Экспериментирование – это увлекательный способ развития мышления, логики и любознательности у детей. Поисково-исследовательская деятельность помогает дошкольникам не только узнавать новое, но и самостоятельно находить объяснения различным явлениям. Важно создать условия, в которых каждый ребёнок сможет почувствовать себя исследователем, открыть для себя мир науки через игру и практику.