Виктория Выдра
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию по теме: «Почему айсберги не тонут?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по
познавательному развитию для детей
старшего дошкольного возраста по теме :
««Почему айсберги не тонут?»
Подготовил и провел воспитатель МБДОУ ДС КВ № 25 пгт. Афипского Выдра Виктория Юрьевна
Цель: обеспечить развитие познавательного интереса у детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
Воспитательные:
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию по теме: „Почему айсберги не тонут?“» размещена в разделах
- воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею;
- воспитывать самостоятельность; аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы.
Развивающие :
- развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;
- развивать память, связную речь, мышление и мелкую моторику.
Образовательные :
- расширять представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму;
- учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: при нагревании тает и превращается в воду, а на морозе вода замерзает и превращается в лед;
- дать представление об айсбергах, их опасности.
Методы и приемы:
- наглядный (показ картины);
- словесный (загадывание загадки, беседа);
- практический (проведение опытов, физкультминутка, игра).
Материал: таз с водой, пластмассовая рыбка, куски льда разного размера, разные по форме и размеру емкости, кораблики, ванна, картинки с изображением айсбергов.
Предварительная работа: беседы о воде как природном ресурсе. Чтение стихов о воде; энциклопедии «Чудо повсюду» Т. Нуждиной; загадывание загадок. Игры «Ручеек», «Мы – капельки»; экспериментирование с водой; рассматривание глобуса.
Лексический словарь: лед, айсберг, холодный, хрупкий, твердое состояние, опыт.
Ход НОД
1. Мотивационный
На столе стоит тазик с водой в нем плавает золотая рыбка (игрушка, к ней прикреплена открытка с загадкой.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам приплыла золотая рыбка. Что она принесла? (Читает загадку)
" Рыбам жить зимой тепло:
Крыша - толстое стекло"
Воспитатель: О чем эта загадка?
Дети: о том, что рыбкам зимой жить тепло, потому что они живут под крышей.
Дети: Про лед.
Воспитатель: Правильно. Как, вы, догадались?
Дети: «Крыша — толстое стекло» - это лед на реке.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как же зимуют рыбы?
Дети: В воде, подо льдом.
Воспитатель: правильно, они зимуют в воде.
2. Деятельностный
Рассказ воспитателя: С наступлением холодов (зимы) в водоемах происходят большие изменения, которые влияют на поведение рыб. Рыбы собираются в огромные стаи и отправляются в зимовалые ямы. В период зимы рыбы меньше двигаются, практически перестают питаться, замедляется их рост.
Воспитатель: Ребята, как мы можем получить лед?
Дети: налить воду в емкость и поставить в морозилку холодильника.
Воспитатель: Я заморозила и принесла вам лед (воспитатель предлагает взять лед в руки).
Воспитатель: Ребята, когда вы берете лед в руки, что чувствуют ваши пальчики?
Дети: Лед холодный, хрупкий, скользкий, мокрый.
Воспитатель: Ребята скажите, а почему лед сравнивают со стеклом?
Дети: Потому что он прозрачный, как бы зеркальный.
Воспитатель: А почему его нельзя вставить в окно?
Дети: Он растает.
Воспитатель: Вспомните, в какой сказке у лисы была избушка ледяная?
Дети: в сказке «Заюшкина избушка»
Воспитатель: Чем была хороша избушка у лисы?
Дети: Она была: красивая, прозрачная.
Воспитатель: А чем она оказалась плоха, когда пришла весна?
Дети: Она растаяла.
Воспитатель: А почему она растаяла?
Дети: Стало пригревать солнце.
Воспитатель: Ребята, как мы можем убедиться, что лед тает?
Дети: Можно оставить на блюдце, и он постепенно растает.
Воспитатель: Как ускорить этот процесс?
Дети: Можно поставить блюдце на батарею.
Опыт 1
Воспитатель: Ставим лед в блюдце на батарею. Что происходит?
Дети: Лед постепенно начинает таять и превращается в воду.
Воспитатель: Процесс превращения твердого льда в жидкость называется таянием.
Воспитатель: Имеет ли вода форму?
Дети: Вода имеет форму сосуда, в который она налита.
Воспитатель: Имеет ли форму лед?
Дети: Да, имеет.
Опыт 2
Воспитатель: У каждого из вас есть кусочки льда, они разные по форме и по размеру, давайте разложим их в разные ёмкости. (Дети раскладывают кусочки льда в емкости).
Воспитатель: Скажите, ребята, а меняет ли лед форму?
Дети: Лед форму не меняет.
Воспитатель: Как вы его раскладывали?
Дети: Брали его рукой.
Воспитатель: А воду можно взять рукой и разложить?
Дети: Воду рукой мы взять и разложить мы не можем.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?
Дети: Лед не меняет своей формы, куда бы мы его ни положили, причем лед можно брать рукой и переносить с места на место, а с водой мы этого сделать не можем.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое лед?
Дети: Лед - это вода только в твердом состоянии, замороженная.
Физкультминутка «Дождь»
Капля – раз, капля – два, очень медленно сперва. (Хлопки руками на каждое слово)
А потом, потом, потом – все бегом, бегом, бегом. (Бег)
Стали капли поспевать, капля каплю догонять, (Хлопки руками на каждое слово)
Кап – кап, кап – кап, (Свободное движение пальчиками)
Зонтики скорей раскроем, от дождя себя укроем.
(Соединить руки над головой)
Воспитатель: Скажите, что с водой происходит зимой?
Дети: Она замерзает, превращается в лед.
Дидактическая игра «Родственные слова»
Воспитатель: Давайте поиграем и придумаем родственные слова к слову лед, (Ледяной, ледянка, ледышка, льдинка, ледовый). (Аналогично придумывают родственные слова к слову вода).
Воспитатель: Ребята, как, вы, думаете, где на Земле больше всего льда?
(Воспитатель обращает внимание детей на глобус и продолжает рассказывать).
Воспитатель: Посмотрите на глобус. Очень много льда в Арктике и Антарктике. А самый большой ледник в мире - ледник Ламберта в Антарктике.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как ведут себя ледники под солнечными лучами солнца?
Дети: Тают.
Воспитатель: Правильно, они тоже тают, но растаять полностью они не могут. Антарктическое лето короткое и не жаркое.
Воспитатель: Ребята, слышали ли вы что такое айсберги? (Нет).
Воспитатель: Айсберги - это огромные горы льда, которые откололись от ледяных берегов в Арктике или Антарктике и течением их вынесло в море. Воспитатель: Как вы думаете, что происходит с этими кусками льда? Плавают они или тонут?
Дети: они не тонут, они остаются на плаву.
Опыт 3
Воспитатель: Давайте проверим. Берите кусочки льда и опускайте их в воду. Что происходит?
Дети: Лёд не тонет.
Воспитатель: Почему лёд не тонет?
Дети: Лёд легче воды.
Воспитатель: Почему не тонут айсберги?
Дети: Большая часть айсберга скрыта под водой. Они плавают в море, постепенно тают.
Воспитатель: Как, вы, думаете, опасны ли айсберги?
Дети: Да.
Воспитатель: Для кого?
Дети: Айсберги большую опасность представляют для кораблей - (показ картинки).
Воспитатель: Давно, почти сто лет назад столкнувшись с айсбергом, затонул пассажирский корабль «Титаник». Погибло много людей. С тех пор Международный ледниковый патруль следит за движением айсбергов и предупреждает корабли об опасности.
3. Рефлексивный
Воспитатель: Ребята скажите, о чём мы сегодня говорили? Что нового и интересного вы узнали? Что хотите еще интересного узнать? (мы многое узнали о свойствах льда, о далекой Антарктиде и огромных айсбергах и какую опасность они представляют).
Воспитатель: Рыбка дарит вам интересную энциклопедию. Из нее вы много узнаете об айсбергах и льдах.