Марина Фролова
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Почему у зайца длинные уши»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему :
«Почему у зайца длинные уши?»
Воспитатель высшей квалификационной категории Фролова М. Е.
Частное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №65 "ОАО РЖД"
Цель: обобщать знания о диких животных
Программные задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в подготовительной группе „Почему у зайца длинные уши“» размещена в разделах
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Заяц, зайчонок. Все о зайцах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- «Сказка про храброго зайца», Мамин-Сибиряк Д. Н.
- Темочки
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о жизни диких и домашних животных
Познакомить детей с интересными фактами из жизни зайца и кролика
Развивающие :
Навыки опытно-экспериментальной деятельности, произвольное внимание, память, логическое мышление, связную речь, любознательность, наблюдательность.
Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.
Продолжать обогащать природоведческий словарь детей
Воспитывающие :
Воспитывать бережное отношение к животным, желание проявлять о них заботу, любознательность
Оборудование и материалы:
Баночки с водой, снег, белая гуашь, бумажный рупор, лейки с равным количеством воды, две емкости с узким горлышком. шапочки зайца, волка и медведя, игрушка заяц, кролик.
Предварительная работа:
- проведение опытно-экспериментальной деятельности со снегом;
- чтение художественной и познавательной литературы;
- наблюдения;
- рассматривание иллюстраций "Дикие животные"(забота человека о диких животных)
- чтение стихов и загадок по теме "Дикие животные"
- подготовка инсценировки с тремя детьми
- игры с рупором на прогулке
Методические приемы: игровой, словесный, практический, наглядный, вопрос – ответ, устные инструкции по выполнению работы, выполнение работ с опорой на личный опыт, постановка задания, анализ результатов,
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, давайте дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Мы пожмем друг другу руки
Побежит тепло по кругу
Будем вместе очень дружно на вопросы отвечать
Все хотим мы много знать.
2. опытная часть
Воспитатель: Ребята, однажды в Брянском лесу зашел спор между дикими животными. Как вы думаете какие звери поспорили? (ответы детей) Вы правильно назвали жителей нашего леса, а в споре участвовали медведь и волк. Не сошлись они в ответе на вопрос: "Какого цвета снег в лесу?" А вот кто помог им разрешить спор, вы узнаете выполнив графический диктант. (дети выполняют графический диктант с изображением зайца). А вот как все происходило.
Воспитатель: Поспорили медведь с волком: "Какого цвета снег в лесу?"
Волк: Снег белый!
Медведь: Нет серый!
Волк (сердито) : Белый. Что я снега не видел?
Медведь (упрямо) : Серый. Я всегда такой вижу. Даже серо- черный! А весной совсем черный.
Воспитатель: Долго они спорили. Вдруг из- за кустов заяц выскочил. Увидел зверей и застыл на месте.
Медведь: Эй, зайка, иди-ка сюда. Спор у нас тут зашел: какого цвета снег. Я говорю : серо- черный, когда из берлоги вылезаю он всегда такой.
Волк: Нет, белый он. Ты,заяц, всю зиму по снегу бегаешь, какой он?
Воспитатель: Посмотрел заяц на огромные лапы медведя. Глянул на волчьи клыки и сказал:
Заяц (испуганно, со страхом) : А он бело- серо- черный!
Воспитатель: Ребята, а вы как думаете: какого цвета снег? (бесцветный). Совершенно верно. Как же это доказать животным?
Двое детей демонстрируют опыт со снегом, сопровождая рассказом: надо взять две банки с водой, белую гуашь и тарелочку со снегом. И снег и гуашь с виду кажутся одинаково белыми. но если в банку с водой добавить гуашь, то вода станет такой же белой, как и гуашь. В другую же банку с водой мы кладем снег. Вода свой цвет не изменила. Значит, снег, как и вода бесцветен.
Воспитатель: Я думаю, и медведю, и волку теперь понятно, что снег бесцветный. А вот зайчик, ребята, наверное, знал правильный ответ, но не смог его сказать. Как вы думаете: почему? (ответы детей). Да, в лесу у зайца много врагов. Кого вы можете еще назвать, кроме волка и медведя. (лиса, куница, рысь, хищные птицы, вороны и сороки нападают на маленьких зайчат). Врагов действительно много, а как же заяц защищается от них? (ответы детей).
Ребята, среди способов защиты зайца от врагов, вы назвали длинные уши. Как они помогают ему защищаться от нападений? (ответы детей). Может среди вас кто -то знает: почему уши именно такой формы помогают зайцу лучше слышать (рассмотреть все варианты ответов детей, если таковы будут).
Хочу обратить ваше внимание на то, что форма ушей у зайца по своему строению очень похожа на рупор. У рупора один из концов широкий, а другой узкий Так и у зайца верхний кончик уха широкий, а другой узкий. Высота этого рупора такая же как и высота уха зайца. Что это дает зайцу, мы установим опытным путем. Мне в помощники понадобятся две пары детей. Возьмем две одинаковые лейки с равным количеством воды, рупор и две емкости с узким горлышком. Один из детей первой пары будет лить воду из лейки, а другой будет пытаться собрать ее в емкость. Другая пара детей будет проделывать тоже самое, но собирать воду в емкость им будет помогать рупор. Сравним количество воды в емкости: у второй пары воды в емкости оказалось больше. Почему? (ответы детей). Воспитатель подводит итог: в широкий конец рупора сразу попадает очень много капель воды, все они стекают в узкий конец, вот и бежит из рупора в емкость вода как из водопровода. А без рупора собрать воду в емкость было очень трудно. Так и в верхний кончик уха зайца попадает много звуков и все они собираются в нижнем кончике уха. Вот поэтому, заяц слышит много звуков, иногда неслышимые человеком. Говорят, что заяц очень чуткий
Физкультминутка "Дикие животные".
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
Ходил медведь по лесу,
Топтался и рычал.
Хотел он очень меда
А где достать – не знал.
3. Ребята, в понятиях "опыт" и "фокус" есть что-то общее. Опыты мы уже с Вами проделывали, а теперь настало время фокусу. Вы любите фокусы? Тогда усаживайтесь на ковер. Воспитатель берет коробку, в которую заранее поставлена клетка с кроликом. Кладет в нее игрушечного зайца, накрывает тканью, произносит "заклинание", срывает ткань, достает клетку с кроликом. Дети, а как вы думаете почему у нас оказался живой кролик, а не заяц? (ответы детей). Заяц действительно относится к диким животным, а кролик к домашним. Чем жизнь кролика отличается от жизни зайца? (ответы детей). Воспитатель предлагает понаблюдать за кроликом.
Рефлексивно-оценочный этап Ребята, что для вас сегодня было самым интересным? Что для вас сегодня было самым трудным? Что вы чувствуете сейчас? Воспитатель: Ребята, сегодня мы вспомнили о свойстве снега, узнали, что помогает быть зайцу чутким, наблюдали за кроликом. Вы много знаете о жизни диких и домашних животных. Нам стоит помнить, что наш родной и единственный дом – Земля, нуждается в уходе, как и животные, с которыми мы её делим. Думайте не только о себе! Любите и берегите животных!