Валентина Севидова
«По дороге знаний «В старшую группу!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 «Матрешка»
г. Волжского Волгоградской области»
(МДОУ д/с № 8)
«По дороге знаний «В старшую группу!»
Конспект непосредственной образовательной деятельности
Составил воспитатель:
Севидова Валентина Игоревна
г. Волжский (2023г.)
Конспект итогового интегрированного занятия для детей средней группы
«По дороге знаний «В старшую группу!» (в форме соревнования двух команд).
Публикация «„По дороге знаний „В старшую группу!“» размещена в разделах
Интеграция областей: речевое, познавательное; художественно-эстетическое; социально-коммуникативное развитие.
Тип: нетрадиционно.
Возраст детей: 4-5 лет.
Формы НОД: познавательно-исследовательская.
Формы организации: групповая.
Цель: обобщить знания, полученные за учебный год.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить понятия «Части суток» (утро, день, вечер, ночь); «Дни недели» (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье); создать условия для определения «геометрические фигуры» в символических изображениях предметов; совершенствовать использование в речи, слова антонимы, характеризующих противоположные параметры; стимулировать зрительно-поисковую активность
Развивающие:
Развивать умение находить лишний предмет из предложенных, логически излагать суждения о обобщающих предметах.
Продолжать развивать умение использовать предлоги для обозначения местоположения предметов в пространстве, относительно друг друга.
Воспитательные:
Продолжить формировать умение работать в коллективе.
Воспитывать культуру поведения во время проведения командной игры.
Методы и приёмы: исследовательский, словесный, наглядный, игровой.
Предварительная работа:
– Знакомство с термином «слово», с многообразием слов, с простейшим моделированием – изображении слова в виде прямоугольника, делением слов на слоги, со звучащим словом, с твердыми и мягкими согласными.
– Упражнение в установлении соответствия между цифрой и количеством предметов, равенства двух групп предметов, ориентировании в пространстве (слева, посередине, справа).
Материалы и оборудование: разрезные карточки с изображением «Частей суток»; дорожный знак «Остановка»; билеты-карточки на ленте для шеи с изображением цифр от 1 до 5 и кружка, красного, синего, зеленого и желтого цвета; карточки «Назови лишнее»; два цветка «Лепесток-предмет»; 2 набора схем-слов с 1, 2 и 3 слогами и карточек с изображением предметов; 4 карточки-домика (твердый и мягкий звук); наборы цифр от 1до 5; камушки для счета и сравнения, прямоугольные карточки-полоски к ним; карточки-картинки с заданием соответствия предмета с цифрой; игрушка – Мишка; шоколадные монеты.
Ход занятия
(Воспитатель с детьми – 10 чел. входят в группу.
В группе находятся гости).
Воспитатель: Придумано кем-то, просто и мудро
При встрече здороваться Дети гостям: «Доброе утро»!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера.
1 Игра «Утро-день-вечер-ночь»
В. : Все знакомы с веселой песенкой Вини-Пуха «… кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро…», а вы ребята знаете, как называется время суток, когда вас приводят в детский сад и мы проводим зарядку? (Д. :… Утро)
В. : Верно. А, когда мы в саду поиграли, погуляли и пришли обедать, как называется время суток? (Д. :… День)
В. : Верно. А, как называется время суток, когда вы с родителями обычно возвращаетесь из сада домой? (Д. :… Вечер)
В. : Верно. А, все мы сладко спим в своих кроватках, когда? (Д. :… Ночью)
(Детям предлагаются собрать разрезные карточки «Части суток», расположить по порядку, начиная с «Утро»).
В. : Молодцы, дети, все правильно выполнили. Подходите все ко мне.
И сейчас мы с вами ребята подошли к автобусной остановке «Средняя группа», а так как вы подросли, повзрослели, много знаете и умеете, предлагаю нам отправиться дальше по дороге знаний в «Старшую группу». А если мы сейчас на автобусной остановке, то на чем поехать можно всем сразу? (ответ детей: на автобусе). Правильно, поедем мы с вами в это увлекательное путешествие на автобусе, водитель Мишка. Приобрету билеты у водителя.
2 Игра «Дни недели»
Но прежде, чем куда-то ехать надо знать дни недели. Чтобы не перепутать день, давайте уточним, какой сегодня день недели…
… если сегодня середина, 3-ий день… рабочей недели, как он называется? … Среда).
Значит вчера был? … Вторник)
Правильно, а вторник – какой по счету день недели? … Второй)
Верно. А если сегодня среда, то какой завтра наступит день недели? … Четверг)
Верно. Назовите все рабочие дни недели и выходные…
(Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.)
Все верно. Умнички!
В. : Теперь я раздам вам всем необычные билеты на автобус (билеты-карточки на ленте для шеи с изображением цифр от 1 до 5 и кружка, красного, синего, зеленого или желтого цвета).
В. : Нужно занять место в автобусе согласно вашему билету, проходите в автобус. Все закройте глазки, прямой счет от 1 до 10, все вместе: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Открываем глаза. И, пока будем ехать, поиграем, я буду показывать карточки,
а вы поднимаете руку, если знаете ответ:
3 Игра «Назовите лишнее и объясните почему»
Карточка
№ 1 яблоко лимон груша перец
Д. : Лишний предмет – яблоко зел. цвета, потому что все другие предметы желтого цвета.
В. : Правильно, это верный ответ. А если еще посмотреть на карточку, может ли быть что-то другое лишним?
Д. : Лишний предмет – перец, так как это овощ, а все другие предметы фрукты.
В. : И это верный ответ.
Карточка
№ 2 шкаф стол диван холодильник
Д. : Лишний предмет – холодильник, это электроприбор, а все другие предметы называются мебель.
В. : Верный ответ. А если еще посмотреть на карточку, может ли быть что-то другое лишним?
Д. : Лишний предмет – стол, он напоминает геометрическую фигуру круг, а все другие предметы похожи на геометрическую фигуру прямоугольник.
В. : И это верный ответ.
Карточка
№ 3 корова лиса коза собака
Д. : Лишнее здесь животное коза белого цвета, потому что все другие животные оранжевого цвета.
В. : Верный ответ. Давайте и здесь внимательно посмотрим на карточку, может ли быть что-то другое лишним?
Д. : Лишнее здесь животное лиса, потому что дикое животное и живет в лесу, а все другие животные домашние, потому что живут рядом с человеком и он о них заботится.
В. : Молодцы, все верно назвали и объяснили.
4 Игра «Скажи наоборот»
1 тяжело – легко 5 широкая – узкая 9 мягкий – твердый
2 грустный – веселый 6 тихий – громкий 10 горячий – холодный
3 низкие – высокие 7 трусливый – смелый 11 горький – сладкий
4 сухой – мокрый 8 слабый – сильный 12 круглый – квадратный
В. : А вот мы и приехали.
1 Остановка «Грамотейка»
Теперь пойдем пешком по двум тропинкам. Разделимся на две команды, мальчики и девочки. Чтобы узнать название команд нужно собрать разрезные картинки.
В. : Что получилось?
… Ромашки – 1-ая команда мальчиков и … Розочки – 2-ая команда девочек)
В. : Отлично.
1 Задание
Перед вами необычные цветы, нужно назвать предметы в названиях лепестка и сказать, что между ними общего. … В названии каждого предмета только 1-ин слог).
Назовите эти предметы так, чтобы в их названии стало 2-ва слога.
1-ая команда … дом-домик, мяч-мячик, зонт-зонтик, волк-волчок, жук-жучок).
2-ая команда … бант-бантик, лук-лучок, кот-котик, еж-ежик, ключ-ключик).
В. : Умнички, ребята.
2 Задание
Вы знаете, что слова мы писать пока не умеем, но мы их обозначаем прямоугольником, схемой-слова.
– Соедините схему слова с предметом, к которому она подходит.
– Разместите слова с мягким звучанием звука вначале слова в домик с зеленой крышей, а слова с твердым звучанием звука вначале слова – в домик с синей крышей.
1-ая команда
В слове:
зонт – 1 слог – песенка комара (з, твердый согласный звук (з);
гуси – 2 слога – вначале слова твердый согласный звук (г); еще слышим песенку маленького насоса (сь, мягкий согласный звук (сь);
газета – 3 слога – вначале слова твердый согласный звук (г); еще слышим песенку маленького комара (зь, мягкий согласный звук (зь);
лёд – 1 слог – вначале слова мягкий согласный звук (ль);
часы – 2 слога – вначале слова мягкий согласный звук (чь); еще слышим песенку большого насоса (с, твердый согласный звук (с);
дерево – 3 слога – вначале слова мягкий согласный звук (дь); еще слышим песенку маленького мотора (рь, мягкий согласный звук (рь);
2-ая команда
В слове:
торт – 1 слог – вначале слова твердый согласный звук (т); еще слышим песенку большого мотора (р, твердый согласный звук (р);
рыба – 2 слога – песенка большого мотора (р, твердый согласный звук (р);
барабан – 3 слога – вначале слова твердый согласный звук (б); еще слышим песенку большого мотора (р, твердый согласный звук (р);
лес – 1 слог – вначале слова мягкий согласный звук (ль); еще слышим песенку большого насоса (с, твердый согласный звук (с);
земля – 2 слога – песенка маленького комарика (зь, мягкий согласный звук (зь);
семечка – 3 слога – песенка маленького насоса (сь, мягкий согласный звук (сь);
В. : Вы большие молодцы, ребята.
Идем дальше по тропинкам.
2 Остановка «Веселая математика»
3 Задание
В. : Предлагаю разложить в прямоугольнике слева столько камушков, сколько обозначают цифры слева. (Весь материал на каждого ребенка).
1-ая команда мальчики 2-ая команда девочки
В. : Хорошо, скажите ребята, а сколько всего у вас получилось камушков?
(Всего у нас получилось:
1-ая команда: 5 камушков 2-ая команда: 5 камушков)
В. : А скажите, одинаковое количество камушков в верхнем и нижнем прямоугольнике? (Нет, неодиноковое количество:
1-ая команда: сверху 3, а снизу 2 камушка; 2-ая команда: сверху 2, а снизу 3 камушка)
В. : Что нужно сделать, чтобы их стало поровну? (Чтобы их стало поровну:
1-ая команда: нужно убрать 1 камушек в верхнем прямоугольнике или добавить 1 камушек в нижнем прямоугольнике;
2-ая команда: нужно добавить 1 камушек в верхнем прямоугольнике или убрать 1 камушек в нижнем прямоугольнике).
В. : Молодцы, верное решение.
4 Задание Игра «Кто что будет собирать?» (Весь материал на каждого ребенка).
В. : Соедините линией животных с количеством предметов, которое соответствует цифре, написанной на корзине.
Мальчики, что у вас собирают зайцы? Девочки, что у вас собирают зайцы?
Сколько?
Мальчики, что у вас собирают белки? Девочки, что у вас собирают белки?
Сколько?
В. : Молодцы. Идем дальше по тропинкам.
… Ой, смотрите, тропинки соединились. Дальше снова едем на автобусе.
«Итоги»
В. : прошу вас по-дружески обменяться билетами, проходите в автобус согласно вашим новым билетам. Все закройте глаза, обратный счет, все вместе:
5, 4, 3, 2, 1. Открываем глаза.
Пока мы едем, расскажите, ребята, какие задания по дороге знаний вам понравилось выполнять больше всего? Может что-то было сложным (легким, но тоже интересным? (Ответы детей).
Спасибо, что поделились с нами своими ответами. И добро пожаловать на остановку «Старшая группа»!
Остановка. Можно выйти и построиться в дружные ряды по счету от 1 до 5.
В. : хочу отметить, мне понравились ответы команды девочек «Розочки» и команды мальчиков «Ромашки».
Я заметила, что вы, ребята, старались и поэтому все достойны награды. Победила дружба!
Всем спасибо за отличную работу! Теперь мы старшие!
(Предложить гостям вручить каждому ребенку по «Шоколадной медальке»).